Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Анна Казанцева,
педагог-организатор клуба «Калейдоскоп»
ЦВР «Галактика» Дзержинского района г. Новосибирска

Роль семьи в условиях реализации стандартов нового поколения (на примере студии раннего развития «Тропинка к школе» клуба «Калейдоскоп» ЦВР «Галактика»)

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

В клубе «Калейдоскоп» центра внешкольной работы «Галактика»  города Новосибирска выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни клуба. Во-первых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении  образования между самим учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения  журналов.

Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и об их роли в его реализации. Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание специальных информационных материалов для родителей и проведение мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО (анкеты для двух первых этапов мониторинга приведены в Приложении 1).

Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и интернет-сайт клуба. В структуре сайта должен быть  специальный раздел «ФГОС НОО», который включает и информационные рубрики для родителей:

– материалы для обсуждения;

– полезные ссылки;

– материалы для родителей.

Самым актуальным направлением работы школы с родителями (законными представителями) сегодня является создание совместных творческих групп для всестороннего ознакомления с образовательным пространством.

Первым шагом во взаимодействии семьи и клуба «Калейдоскоп» стало создание социального проекта «Семья – опора России». В рамках этого проекта запланировано много интересных мероприятий. Это и выставки детского творчества, и спортивные соревнования, и дворовые праздники.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но, зачастую, воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Хотя, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Образовательные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Поэтому одной из форм взаимодействия с родителями в клубе «Калейдоскоп» стало создание клуба «Мамина школа». В программе работы клуба запланирована работа педагога-психолога Рыбаченко Константина Владимировича. Вот основные темы его семинаров для родителей: «Индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста» и «Подготовка детей к школе». Групповые занятия сменяются индивидуальными консультациями. Мастер-классы педагогов студии раннего развития «Тропинка к школе» были проведены для родителей детей 5-7 лет, на которых педагоги поделились изюминками своих образовательных программ. Все педагоги подготовили яркий наглядный материал, использовали в ходе мастер-классов компьютерное обеспечение.

Чувашова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, преподает музыку, рассказала о музыкально-дидактических играх, которые можно использовать дома. Родители активно включились в игру на музыкальных инструментах, разучили с педагогом несколько хороводных игр, которые можно использовать и дома, и на детских праздниках. Елена Владимировна рассказала о том, как подготовиться к новогодним праздникам, какие костюмы можно сшить, как учить новогодние песни.

Чикалова Валентина Фёдоровна, педагог развития речи и обучения грамоте, поделилась опытом обучения чтению по кубикам Зайцева. Рассказала о том, какие приёмы нужно использовать для повторения материала на дому, сколько времени нужно для того, чтобы обучить ребенка чтению. Педагог предложила родителям некоторые игровые упражнения для обучения чтению.

Педагог по изобразительной деятельности Бишкова Вероника Владимировна подготовила мастер-класс по нетрадиционным технологиям в аппликации. За 15 минут родители смогли изготовить яркую новогоднюю открытку из бросовых материалов. Педагог не только обращала внимание на технику исполнения, но и знакомила со многими другими материалами, которые можно использовать в домашних условиях.

Шевцова Нина Михайловна преподает детям окружающий мир и развивающие игры. Она является автором-разработчиком нескольких мнемотаблиц, по которым дети быстро учат стихи и составляют рассказы. Нина Михайловна рассказала, как можно быстро выучить стих по рисунку или схеме, а также показала технологию составления мнемотаблицы по некоторым детским произведениям.

За те полтора часа, что шли мастер-классы, родители приобрели колоссальный опыт в обучении дошкольников. Родители очень активно включились в совместную работу, старались выполнять все задания. Время пролетело незаметно. Приятно, что родители по окончании занятий, спросили: «Когда будет следующая встреча?»

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на наш взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей. Профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот те два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создание долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела