Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(4) Ольга Николаевна Реутова,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Первомайского района г. Новосибирска

Этапы организации научно-исследовательской работы учащихся, или как подготовить ученика к НПК

Ежегодно в нашем городе проводится научно-практическая конференция (НПК) учащихся. НПК призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов, ученых, преподавателей вузов.

Участие учеников в конференции – шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний.  Но как подготовить учащихся к успешному участию в НПК? Прежде всего, надо выбрать тему. Правильно выбрать тему исследования – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Основным критерием при выборе темы исследовательской работы является научно-исследовательский и практический интерес. Тема исследования должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных проблем и вопросов современного образования. При выборе темы предпочтительнее взять узкую тему, которую можно исследовать и разработать глубоко и серьезно. Выбору темы работы могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр опыта по данной проблеме, близкой к теме работы других участников исследования.

2. Ознакомление с периодической печатью, учебной литературой, учебными пособиями по теме исследования.

3. Работа над старыми объектами при помощи новых методов, с новых позиций.

4. Использование личного опыта, глубокий анализ и обобщение результатов, собранных на научно-практических конференциях и др.

5. Консультации с преподавателями и учителями по проблеме исследования.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

– быть проверяемой;

– содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Затем ставится цель и задачи исследования. В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов: доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: выявить, определить, установить, изучить, провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

Следующий этап – подбор материалов и выбор методов. Поиск информации – достаточно трудоемкая работа и может занимать много времени. Нужно стараться использовать доступные методики исследования, проводить экскурсии, выбирать и составлять анкеты, работать с архивами, обращаться к различным организациям за помощью в проведении экспериментов, если школьная база не оснащена необходимым оборудованием и материалом. Полученный материал систематизируется, а затем проводится анализ полученных данных или результатов, выявляются закономерности, заполняются таблицы, строятся графики и диаграммы. Обрабатываются данные, используя статистические методы исследования.

Заключительный этап исследовательской работы: написание введения, описания хода и результатов исследования, заключения и выводов, оформление самой работы. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 78)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела