Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(8) Ирина Анатольевна Незнамова,

заведующая филиалом «Библиотека им. братьев Гримм»
 МКУК ЦБС Калининского района г. Новосибирска

«Библиотечная шкатулка» Калининского района для нового поколения

Детские библиотеки выполняют не только свои основные функции — приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей. Они участвуют в региональных и федеральных проектах и программах образовательного, гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, историко-краеведческого, экологического направлений.

За историю существования библиотечного дела в библиотеках работало много выдающихся личностей – больше всего писателей и поэтов, философов и религиозных деятелей, учёных в области естественных наук.

Библиотека рассматривалась как носитель прогресса, поэтому лучшие люди России не считали зазорным работать в ней. Более того – это место службы считалось не только приличным, но и привлекательным социальным статусом. Изначально библиотека была и учебным заведением.

Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального обучения детей. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что ещё в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Куда отдал? В библиотеку, разумеется, ибо книги имелись только там. «Учение книжное» – это самое естественное выражение, ибо иной способ быть образованным в те времена исключался. Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё. Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец. 

В среде русской интеллигенции работники библиотек всегда пользовались огромным уважением, признательностью в обществе. В дореволюционной России, как, впрочем, и во всём мире, право работать в библиотеке, надо было заслужить. Брали далеко не всех, проверяли в работе, в общении с читателями. Необходимо было показать «упорство в изучении наук», «прилежание в труде». Не каждый желающий после испытательного срока мог продолжить работу в библиотеке.

Немногие знают, что при Петре I профессоров в университетах, академиков в академиях наук было много, но библиотекарями избирали лучших из лучших, и должность библиотекаря считалась чрезвычайно престижной. Пора бы и нам вернуться к старой доброй традиции: говоря о библиотекаре, подразумевать и учителя, говоря об учителе, иметь в виду, что он нуждается и в библиотекарской квалификации. Есть истины и факты, которые представителям одной профессии кажутся азбучными и хрестоматийными, а представителей профессии родственной искренне изумляют. Именно так обстоит дело в вопросе о соотношении учительской и библиотечной профессиях.

Все, кто работает с подрастающим поколением, сталкиваются с очень серьёзной проблемой: как не отстать. У современного молодого поколения есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные массмедиа. Именно дети, подростки, юношество и молодёжь сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку более восприимчивы к новому. Многие из них знакомятся с компьютером уже в самом раннем детстве. Это – новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.

Чтение оказывается одним из чувствительных социальных индикаторов, отображающих перемены в образе жизни и новых коммуникативных привычках и способах поведения юных граждан. Ибо чтение – это первооснова развития личности. Досуговое чтение – это именно то чтение, которое позволяет освоить личности мировую книжную культуру, сформировать собственный внутренний мир и построить свою индивидуальность. Именно «свободное» чтение даёт многим детям и подросткам возможность путём самообразования компенсировать недостатки и ущербность социокультурной среды, во многом определяет духовное развитие и социализацию личности. В целом, отношение к чтению у молодой поросли позитивное.

Думается, что печатная книга не канет в Летe, и чтение тоже. И дело здесь не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет расположен текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Филиал «Библиотека им. Братьев Гримм» МБУК «ЦБС Калининского района» это:

  • Высокопрофессиональный коллектив единомышленников;
  • Современные информационные технологии;
  • Оперативность и качество выполнения читательских запросов;
  • Полный комплекс информационно-библиотечных услуг;
  • образовательно-досуговая массовая деятельность.

Приходите, и всё увидите сами! Добро пожаловать! Ул. Курчатова, 37, тел. 274-15-75.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2323)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела