Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(21) Татьяна Анатольевна Цирина,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 131 Заельцовского района г. Новосибирска

Решение компетентностных задач – один из методов развития познавательной самостоятельности учащихся

В последние десятилетие повышение качества образования – одна из главных задач развития образования. В связи с этим на первый план выдвинулась проблема перехода на «стандарты нового поколения». Стандарты определяют необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка.

Методы обучения, при которых ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности способствуют развитию ребёнка. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Переход современного общества в состояние информационного, приводит к необходимости учить школьников не только ориентироваться в океане информации, но и учить их организовывать свою жизнь так, чтобы при наименьших затратах времени, сил и средств получать от своей деятельности наибольшую отдачу.  

Один из способов развития ребёнка – это решение компетентностных задач.

Компетентностный подход в обучении – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Учащиеся, решая ту или иную задачу, могут развивать познавательную самостоятельность. При этом школьники могут обсуждать решение друг с другом, отстаивать свои точки зрения, группировать ответы. Для решения любой компетентностной задачи необходим не только жизненный опыт, но и умение пользоваться информационными ресурсами общества: телевидением, СМИ, Интернетом. Таким образом, происходит развитие информационных компетенций обучающихся. Важнейшим требованием к уровню подготовки выпускников является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Уметь решать компетентностные задачи – значит, уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Поскольку компетентность – это выбор способа деятельности в конкретной ситуации, то условиями её реализации будут: мобильность знаний (постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях); гибкость метода (применение того или иного метода в зависимости от условий); критичность мышления (творческое, нестандартное мышление). Всё сказанное относится и к предметам естественного цикла. В компетентностных задачах часто происходит суммирование знаний из разных курсов (биология, химия, география, экологии, валеологии) и это делает их ещё более интересными.

Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся не только находят методику их решения, но и еще раз убеждаются, насколько тесно связана химия с повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Учащиеся поймут, что знание свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. Поэтому необходимо усилить практическую направленность при изучении химии и стремиться к интеграции химии с другими разделами естествознания.

В своей презентации я привожу примеры задач, которые можно использовать для работы в этом направлении. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 250)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела