Перед педагогами детского сада стоит непростая, нелегкая задача – организовать образовательный процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства и подготовку детей к новой ступени образования.
Для успешного введения инноваций в педагогический процесс ДОУ руководителю и методисту необходимо составить план и/или график работы с педагогами, например:
1. Изучить все приказы, письма министерства образованию РФ по введению новых образовательных стандартов в дошкольные учреждения.
2. Познакомить педагогический коллектив с приказами на педсовете (морально подготовить).
3. Проанализировать статьи известных авторов-педагогов по проблемам внедрения новых требований в работе педагогов.
4. Создать положение о работе временного творческого коллектива по написанию программы в соответствии с ФГТ.
5. Провести семинар на тему «Изменения в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ». Выбрать творческую группу. Познакомить с положением.
6. Организовать систематическую работу творческих коллективов. Ведение протоколов собраний. (Разрабатывать Пояснительную записку, режим дня, содержание педагогической деятельности, мониторинг, планирование).
7. Периодически подводить итоги работы творческого коллектива (анализировать), внедрять «разработки» в организацию и содержание воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Сроки и ответственные за реализацию данного плана (графика) определяются каждым учреждением индивидуально.
На что следует обратить внимание при выстраивании новой модели образовательного процесса в детском саду:
1. Основа – это комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». В качестве видов тем могут выступать: «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции», «события», и др.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
– первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
– второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
– третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;
– четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
2. Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (области «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Труд»).
3. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и работе с семьей в соответствии со спецификой дошкольного образования.
При организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В соответствии с ФГТ выделяют виды детской деятельности, которые планируются как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей:
– игровая;
– двигательная;
– коммуникативная;
– трудовая;
– познавательно-исследовательская;
– продуктивная;
– музыкально-художественная;
– чтение.
При планировании необходимо:
1. Учитывать возраст детей и их индивидуальные психические особенности.
2. Знать программу, по которой работает ваше ДОУ, а также его приоритетные направления развития воспитанников.
3. Составить режим дня детей вашей группы.
4. Учитывать время года.
5. Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему.
6. Планировать временной отрезок «проживания» темы – одна-три недели.
7. Обязательно в конце недели провести досуг, викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы.
Следует помнить, что план воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
Предполагается, что дошкольники, занимаясь по новым образовательным стандартам, овладеют не только и не столько определенным объемом знаний, сколько такими качествами, необходимыми для овладения учебной деятельностью, как любознательность, инициативность, самостоятельность и произвольность.