Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(4) Елена Михайловна Колесникова,
старший воспитатель
МБДОУ детского сада № 475 комбинированного вида «Антошка»
Калининского района г. Новосибирска

Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс

Перед педагогами детского сада стоит непростая, нелегкая задача – организовать образовательный процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства и подготовку детей к новой ступени образования.

Для успешного введения инноваций в педагогический процесс ДОУ руководителю и методисту необходимо составить план и/или график работы с педагогами, например:

1. Изучить все приказы, письма министерства образованию РФ по введению новых образовательных стандартов в дошкольные учреждения.

2. Познакомить педагогический коллектив с приказами на педсовете (морально подготовить).

3. Проанализировать статьи известных авторов-педагогов по проблемам внедрения новых требований в работе педагогов.

4. Создать положение о работе временного творческого коллектива по написанию программы в соответствии с ФГТ.

5. Провести семинар на тему «Изменения в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ». Выбрать творческую группу. Познакомить с положением.

6. Организовать систематическую работу творческих коллективов. Ведение протоколов собраний. (Разрабатывать Пояснительную записку, режим дня, содержание педагогической деятельности, мониторинг, планирование).

7. Периодически подводить итоги работы творческого коллектива (анализировать), внедрять «разработки» в организацию и содержание воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Сроки и ответственные за реализацию данного плана (графика) определяются каждым учреждением индивидуально.

На что следует обратить внимание при выстраивании новой модели образовательного процесса в детском саду:

1. Основа – это комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». В качестве видов тем могут выступать: «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции», «события», и др.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

– первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

– второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

– третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;

– четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

2. Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (области «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Труд»).

3. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и работе с семьей в соответствии со спецификой дошкольного образования.

При организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В соответствии с ФГТ выделяют виды детской деятельности, которые планируются как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей:

– игровая;

– двигательная;

– коммуникативная;

– трудовая;

– познавательно-исследовательская;

– продуктивная;

– музыкально-художественная;

– чтение.

При планировании необходимо: 

1. Учитывать возраст детей и их индивидуальные психические особенности.

2. Знать программу, по которой работает ваше ДОУ, а также его приоритетные направления развития воспитанников.

3. Составить режим дня детей вашей группы.

4. Учитывать время года.

5. Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему.

6. Планировать временной отрезок «проживания» темы – одна-три недели.

7. Обязательно в конце недели провести досуг, викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы.

Следует помнить, что план воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

Предполагается, что дошкольники, занимаясь по новым образовательным стандартам, овладеют не только и не столько определенным объемом знаний, сколько такими качествами, необходимыми для овладения учебной деятельностью, как любознательность, инициативность, самостоятельность и произвольность.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…