Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(2) Ирина Валерьевна Леонова,
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 7
Заельцовского района г. Новосибирска

Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Именно поэтому, когда в сентябре к нам в группу пришли не просто маленькие дети, а еще и домашние (т.е. не посещавшие ранее детский сад), мы сразу обратили внимание на разный уровень речевого развития. Через некоторое время родители, узнав о логопедическом образовании одной из нас, пришли с просьбой помочь их детям «заговорить правильно».

Посовещавшись, мы решили не ждать, когда деток переведут в логопедическую группу, а начать работу по развитию, а кое у кого и становлению речи в условиях группы с учетом программы «Сообщество», по которой мы работаем. Помимо литературного центра активности «В мире книг», в котором велась основная работа по развитию речи (разучивание стишков и потешек, составление описания картины, пересказ текста по серии картин и т.д.), в группе был открыт новый центр активности – «Веселый язычок». Там мы вместе с детьми выполняем артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Работа в данном центре активности была бы не так эффективна, если бы не использование огромного количества наглядности. Например, иллюстрации с изображением названия артикуляционного упражнения и техники его выполнения.

 

 

Начав работать с детьми, мы заметили, что практически у всех детей группы недоразвитие речи проявляется в несформированности связной речи ребенка, в неумении связно, последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни. Тогда мы взяли за правило начинать групповой сбор с рассказывания новостей по схеме:

 

 

Помимо этого, схемы мы используем и при описании диких и домашних животных, растений и игрушек.

 

 

При проведении группового сбора также используется большое количество наглядного материала. Например, настенный календарь, в работе с которым дети не просто называют время года и день недели, а опираются на их изображения.

В группе активно используется картотека считалочек, пальчиковых игр, мирилок, физ. минуток, а также комплексов дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Благодаря данной картотеке, дети не просто сами выбирают ту или иную игру или мирилку, но и выполняют ее с опорой на наглядность.

 

 

Учёные доказали, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, именно поэтому в группе был открыт еще один центр – «Манипулятивный», в котором дети с удовольствием собирают пирамидки, мозаики, квадраты Никитина, пазлы, опираясь на наглядный образец.

Огромное количество наглядности используется еще в одном центре активности – «Мы – актеры». Он был открыт после того, как мы обратили внимание на интерес детей к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. А в педагогике давно говорится о том, что театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм, организовав показ небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. В нашем арсенале большой выбор видов театра, а также разнообразие театральных атрибутов.

 

 

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. И мы решили использовать её в работе по развитию речи детей. Большое количество времени мы уделяем на развертывание речевого диалога в сюжетно-ролевой игре. Для этого в игры были введены такие атрибуты, как билеты и детские деньги, благодаря которым дети не просто играли в «Автобус» или «Поезд», но и запоминали цифры и совершенствовали прямой счет.

 

 

Так как группа детского сада – это первый социум для ребенка после семьи, то у нас, как и в любом другом социуме, существуют правила, которых мы придерживаемся. И эти правила мы не просто озвучиваем и обсуждаем, но и периодически просматриваем, так как они развешаны по всей группе.

В результате правильно организованная среда способствовала решению поставленных задач.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…