Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Анастасия Геннадьевна Таран,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 475 «Антошка»
Калининского района г. Новосибирска

Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии

Поступление в школу – новый этап в жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ведь его личность стала занимать более значимую социальную позицию – позицию школьника. С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности, что требует специальной подготовительной работы на этапе дошкольного детства для успешной адаптации к сложившимся условиям.

Работы Божович Л.И. показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.

Сказкотерапия (по определению Т. Зинкевич-Евстигнеевой) – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, а значит, легко усваивается и запоминаются основные ценности, и душа человека пропитывается добром.

Работая с будущими первоклассниками, особую роль отвожу формированию положительного отношения к школе. Для достижения цели были применены коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Для эффективного применения данных сказок к методике было разработано перспективно-тематическое планирование.

Основными задачами совместной деятельности с детьми является:

1. Формирование у будущих первоклассников учебной мотивации и положительного отношения к школе.

2. Знакомство детей с позитивными моделями поведения в школе, умение переносить опыт, полученный в игре, в реальную жизнь.

3. Развитие навыков общения.

«Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

– адаптация к школе;

– отношение к личным вещам;

– отношение к урокам;

– школьные конфликты;

– отношение к своему здоровью.

В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей. Также ребята через сказку знакомятся с режимом дня. Ведь поступая в первый класс, у детей зачастую никакого режима дня не соблюдается. Здесь проводятся беседы: «Зачем нужен режим дня?» – дети стараются составить свой режим дня. На сказкотерапии, вместо физминуток, проводятся подвижные игры, ведь эти игры пригодятся будущим первоклассникам для организации весёлых перемен в школе.

 

 

Для того чтобы у детей была возможность на некоторое время окунуться в школьную жизнь, для них проводится экскурсия по школе. Школьный библиотекарь знакомит ребят с правилами по работе с книгой, а также будущие первоклассники проходят по коридорам школы – заходят в классы и слышат школьный звонок.

В результате систематически проведённой работы с детьми отмечается значительная динамика по формированию положительного отношения к школе и проявляется это в виде:

– активной организации детьми сюжетно-ролевых игр «в школу»;

– рисунков школьных принадлежностей;

– утвердительных и позитивных ответов на вопросы о школе.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 23)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…