Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Ольга Викторовна Болобкова,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад № 20 «Сказка»
Калининского района г.Новосибирска

Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями

Просодия – учение о принципах и средствах членения звучащей речи и соединение расчленённых частей в соответствии с семантико-синтаксической задачей высказывания (фразы, предложения).

Семантика – значение, смысл.

Синтаксис – предложения, фразы.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, важное место имеет фонетическая сторона речи, которая представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов (звукопроизношения и просодики). 

Поскольку у этих детей имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, то в нашем детском саду проводится большая работа по формированию интонационной выразительности речи.

Проведению этой работы предшествуют различные ритмические упражнения, которые подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом ведётся в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур (материалом для упражнений служат различные ритмические структуры, чередующие тихие и громкие удары в любой последовательности):

1) для восприятия ритма можно использовать такое упражнения, как послушать серию ударов (изолированных, простых, либо акцентированных) и определить их количество путём показа карточки с условными обозначениями ударов (карточки с точками, вертикальными чёрточками и т.д.), (с условными обозначениями детей познакомить заранее);

2) для воспроизведения ритма:

– отстучать по подражанию, предложенные серии ударов; 

– записать условными знаками предложенные для восприятия удары или серию ударов (точками, чёрточками или выложить с помощью готовых форм);

– самостоятельно воспроизвести по предложенной карточке ритм.

В нашем детском саду ежедневно в утренние отрезки времени (до начала непосредственно образовательной деятельности) воспитатели проводят с детьми просодическую разминку, которая проводится после пальчиковой гимнастики и включает в себя: дыхательные упражнения, мимическую гимнастику и упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи во всех логопедических группах. Работа по интонационной выразительности речи ведётся во всех группах ДОУ в соответствии с возрастом детей.

Составляющие интонации:

– тон, тембр, интенсивность голоса;

– логическое ударение;

– паузирование;

– темпо-ритмическая сторона речи.

Эти акустические интонации тесно взаимодействуют между собой, и работа осуществляется над всеми компонентами интонации и проводится поэтапно.

На первом этапе надо объяснить детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается с изменением силы голоса, высоты, тембра. Показать, как с помощью интонации можно выразить свои чувства и познакомить детей с различными видами интонации, научить различать их.

С этой целью читаем детям один и тот же рассказ дважды: первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно. Спрашиваем детей – какое чтение им понравилось больше и почему? Объяснить, что при чтении можно задать вопрос, передать радость, удивление, просьбу, угрозу и т.д.

Затем знакомим детей с повествовательной интонацией. Читаем предложение с повествовательной интонацией и определяем, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём-то). Выясняем, что когда мы что-то сообщаем, то голос не изменяем. Используем проговаривание вместе с взрослым, повторение за ним.

Переходим к знакомству с вопросительной интонацией. Изменяя голос, можно о чём-то спросить. Предложить выделить из прослушанного текста вопросительное предложение. Дети произносят вместе с взрослым, повторяют за ним, самостоятельно произносят речевой материал. Можно предложить детям произнести одно и то же вопросительное предложение, выделяя голосом по очереди разные слова, тогда и смысл заданного вопроса и ответа на него будет другой.

В конце знакомим с восклицательной интонацией.  Показываем, что голос повышается на главном слове предложения, а потом несколько понижается. Дети произносят вместе с взрослым, повторяют за ним, самостоятельно произносят речевой материал.

Можно использовать такие картинки, когда глядя на их сюжеты, можно сказать АХ! ОЙ! УРА! Узнать, как мы говорим: спокойно, громко или восклицая? Показать детям, что восклицая можно произнести целое предложение (привести пример).

На втором этапе идёт формирование интонационной выразительности в речи, а именно формирование различных интонационных структур и их дифференциация в речи.

С этой целью используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на расширение его диапазона.

Упражнения на развитие силы голоса:

– удлинение произнесения звуков;

– усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко);

– ослабление голоса (громко – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция);

– усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе ууууУууу;

– усиление голоса с увеличением длительности звучания: ау-ау-АУ;

– ослабление голоса с увеличением длительности звучания АУ-ау-ау;

– прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса;

– обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса;

– называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;

– Упражнение «Эхо» – дети по подгруппам: 1 – громко, 2 – тихо АУ!АУ!ау!ау!

– «Игра на пианино» – менять силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук-стук-стук

И тогда услышишь нежный звук,

Ударяй сильнее: стук-стук-стук

И тогда услышишь громкий звук.

Упражнения на развитие высоты голоса (проводятся путём подражания):

– повышение и понижение голоса при произнесении 2-3 гласных звуков;

– повышение и понижение голоса при произнесении слогов;

– «Укачивание» – имитация укачивания куклы;

– «Ступеньки»;

– «Вопрос-ответ» – высокий – низкий;

– проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте;

– пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

Примерный речевой материал: считалки, стихи С. Михалкова, С. Маршака «Волк и лиса», «Разговор лягушек», К. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Путаница», А. Барто, русские народные сказки и др. Дети должны учиться подражать голосам и интонациям героев.

Занимаемся этой работой во всех видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в театрализованной деятельности, в играх, инсценировках, при драматизациях сказок, в диалогах. Работа ведётся в тесном контакте с логопедом и музыкальным руководителем.

Предлагаем пример совместной деятельности по чтению художественной литературы, при этом идёт работа над всеми компонентами просодики.

 

Приложение 1. Лексическая тема «Дикие животные» (старшая группа). Заучивание стихотворения В. Берестова «С фотоаппаратом».

Приложение 2. Лексическая тема «Зима» (старшая группа). Заучивание наизусть стихотворения Оксаны Герасимовой «В гости к нам зима пришла».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…