Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Елена Левоновна Заикина,

старший воспитатель
МБДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска

Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В образовательном пространстве современного общества возник концептуальный разрыв, что было вызвано рядом социально-политических и социально-экономических причин. Особенно эта ситуация коснулась системы дошкольного образования и воспитания. Образовательные программы дошкольных учреждений, хотя и включают смысловой блок, обозначающий нравственные приоритеты, но они в большей степени связаны с ориентацией воспитателей на формирование знаний детей в нравственной сфере.

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема состоит в том, что в процессе социально-нравственного воспитания старшего дошкольного возраста большая роль в дошкольных учреждениях отводится подготовке к школьному обучению, тем самым упускаются аспекты нравственного воспитания.

Требует переосмысления и сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Выделим компоненты культуры поведения.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка, в ходе образовательной деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

– умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции;

– культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у них было эмоционально положительным и при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Наблюдения показывают, что, несмотря на богатые традиции дошкольной педагогики в области нравственного воспитания, в современных ДОУ процесс формирования начал нравственного сознания схематизирован и ограничен. Иногда мы, воспитатели, ограничиваемся морализированием, не всегда разъясняя детям сущности этических норм, значения чувств и эмоций, не показывают связи и зависимости во взаимоотношениях, не раскрывают причины и следствия того или иного действия или поступка.

При отсутствии планомерной работы слово ребенка часто расходится с его делом. Дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе.

 

 

Ещё одна проблема организации современного процесса нравственного воспитания выражается в размытости, стертости связей между нравственным развитием ребенка и развитием других сторон его личности.

Мы, педагоги, испытываем трудности, связанные с отсутствием комплекса программно-методических материалов, в которых была бы полно отражена система образовательной деятельности, игр, бесед, обеспечивающих комплексную реализацию задач нравственного воспитания.

Имеющиеся проблемы показывают необходимость планомерной работы по нравственному воспитанию дошкольников.

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников, необходимо эту работу планировать.

Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. План должен быть конкретен и реален, составлен с учётом условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.

Исходя из вышесказанного, работу по нравственному воспитанию необходимо вести по следующим направлениям:

– создание детских проектов;

– посещение музеев, выставок;

– беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям;

– игры, игры-упражнения, игры-инсценировки;

– моделирование различных ситуаций;

– дискуссии, наблюдения;

– поручения, задания;

– изготовление поделок, работ;

– чтение художественной литературы;

– прослушивание аудио- и видеозаписей и другие формы работы с детьми.

В игровые занятия с детьми мы включаем игры, направленные на овладение и использование детьми речевых выражений в социально-бытовых ситуациях, например: «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Я хочу тебя пригласить». 

Одним из важных элементов формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста является организация воспитательных мероприятий, в которых дети могли подтвердить опыт нравственного поведения, например «День вежливости», «День добрых дел».

Таким образом, формирование нравственного воспитания у детей должно происходить в объективных условиях жизни, обучения и воспитания ребенка, включать нравственные идеи и осуществляться в разнообразных видах деятельности и при эмоциональной поддержке взрослых.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…