Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(4) Елена Михайловна Колесникова,
старший воспитатель
МБДОУ детского сада № 475 комбинированного вида «Антошка»
Калининского района г. Новосибирска

Я поведу тебя в музей…

Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, раздевалки, спальни, изо-студии. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Важным является то, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их родители, и даже бабушки и дедушки. Ведь именно они приносят многие экспонаты и выполняют с детьми разные поделки. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать – всё это очень привлекает детей.

Задачи мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды в детском саду.

2. Формирование у дошкольников представления о музее.

3. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

4. Развитие познавательной деятельности.

5. Развитие творческих способностей у детей и взрослых.

При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников» (рассмотрим на примере создания мини-музея «Чашка»).

 

Надсистема

природа

Надсистема

Чашка – часть сервиза

Надсистема

Система в прошлом

1. Материалы (глина, песок, пластмасса).

2. Древние предметы (ракушки, рога животных)

 

Система

Чашка

 

Система в будущем  1.Разбитая чашка

2. Новый дизайн

Подсистема

песчинки

Подсистема

Части, из которых состоит чашка

Подсистема

 

Таблица может быть дополнена:

Антисистема – враги нашего объекта.

Сосистема – друзья объекта.

Любые системы могут быть представлены из разнообразных экспонатов в виде картинок, поделок и предметов.

Принцип системного подхода легко и доступно изложен в стихотворной форме (М.С. Гафитулин):

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то – из чего-то,

Это Что-то – часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то…

Что-то ты теперь возьми,

На экранах рассмотри! (И в музее рассмотри)

Каждый мини-музей имеет свой паспорт (визитку) с информацией о месте расположения музея, его разделах и экспонатах, о том, как использовать в работе с детьми. Тематики музеев задаются интересами детей: «Динозавры», «Оружие», «Насекомые» и т.д.

Созданные мини-музеи в нашем детском саду оказали положительное влияние на общее интеллектуальное развитие детей, укрепили взаимосвязь педагогов с семьями воспитанников и способствовали развитию творческих способностей воспитателей, родителей и детей.

На фото представлены фрагменты мини-музеев «Насекомые», «Удивительный мир моря», «Оружие», «Денежные знаки».

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…