Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Валентина Николаевна Котова,
учитель-логопед МБДОУ д/сад № 36 «Поиск»
Калининского района г. Новосибирска

Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе

В последние годы отмечается значительное увеличение детей, имеющих такое речевое расстройство, как общее недоразвитие речи. Целью моей работы является коррекция нарушений речи детей путём использование логоритмических занятий, определение содержания, структуры, а также методов и приемов, используемых на занятиях.

Вот уже много лет, работая учителем-логопедом в д/с № 36, уделяю много внимания логоритмическим занятиям, в основу которых положен принцип фонетической ритмики. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого мате­риала (Власова Т.А., Пфафенродт А.Н., 1989).

В планировании логоритмических занятий использую принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Предложенные мной темы занятий и организационная вариативность способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

В каждое занятие включаю пальчиковые игры или массаж пальцев. Всем известно, что по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

В результате моей работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

- движения под музыку, различные виды ходьбы и бега;

- танец (хоровод);

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями (например, считалка под мяч);

- песня, сопровождаемая жестами, движениями;

- логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);

- мимические упражнения;

- массаж рук, ног;

- пальчиковая игра;

- подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета, включаю в занятие также упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На занятиях реализую следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмические занятия  провожу 1 раз в неделю по 30 мин. Дети всей группы занимаются совместно. Речевой материал для занятий детьми предварительно не заучивается.

Занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.

Первая часть – подготовительная – занимает 5-7 мин. Целью данной части занятия является подготовка организма к основной речевой и моторной нагрузке и включает различные виды упражнений:

- ходьбу спокойного характера под маршевую музыку;

- упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.

Вторая часть – основная – длится 20-25 мин и включает в себя следующие виды упражнений:

1) Упражнения на развитие дыхания.

а) дифференциальное дыхание: «нос-нос», «рот-рот», «рот-нос», «нос-рот», «цветочный магазин», «погреем ручки», «упрямая свеча»;

б) дыхательные упражнения: например, на выработку плавной воздушной струи воздуха «Подуй на шарик», «Подуй на листик», развитие плавного выдоха;

в) диафрагмальное дыхание: «наклоны», «обними плечи», «насос», «маятник»;

2) Упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения).

«О» – движения рук снизу вверх через стороны (по 4 раза) – «комар»;

«А» – движения рук сверху вниз через стороны – «птицы летят»,

«У» – руки вытягиваются вперед параллельно – «паровоз гудит»;

«И» – от плеч руки вытягиваются в разные стороны – «раздвигаем стены»;

«Ы» – рывки назад согнутыми в локтях руками – «раздвигаем деревья»;

3) Упражнения для четкого проговаривания слогов – «бадминтон»,  «колокольчик» (па-па-па, ба-ба-ба).

4) Речевая игра с мячом.

а) на каждую строчку удар мячом об пол (например, «Детский сад мы очень любим, в нем играть, расти мы будем», «Снего-снего-снегопад, каждый очень, очень рад, будут лыжи и коньки, будут санки и снежки»);

б) «верни мяч» – образование уменьшительно-ласкательного суффикса имени существительного (корова-коровка, собака-собачка, кошка-кошечка и т.д.);

5) Речевая игра на внимание, переключаемость, синхронность «белый снег пушистый в воздухе кружится» (руки подняли и покачали).

6) Общеразвивающие упражнения из положения стоя (музыка «Антошка»): упражнения для мышц шеи, для мышц рук, для мышц туловища, ног.

7) Упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук (пальчиковая гимнастика): «замок – обратный замок», «корова – коза», «пальчики здороваются», «открываем пальчики – закрываем пальчики», «круги большими пальцами», «нахмурили брови, прищурили глазки».

8) Общеразвивающие упражнения из положений сидя и лежа: упражнения для мышц рук, живота и спины, для мышц ног.

Третья часть занятия длится 5 мин. В нее входят упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.

Логоритмику с детьми с III уровнем ОНР провожу поэтапно и последовательно. Сначала уделяю внимание формированию и развитию основных движений, таких как ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы.

Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревкой, цветами и флажками).

В работе над воспитанием чувства ритма дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, взмахами, отстукиванием.

Для развития зрительной и слуховой памяти я использую игры и упражнения, такие как «Узнай по описанию», «Запомни и повтори», «Скажи наоборот», «Измени по образцу», «Делай как я», «Что сначала, что потом».

Также на этих занятиях я использую игры с мячом («верни мяч», «передай мяч соседу»), которые способствуют обогащению словарного запаса детей и развитию грамматически правильно оформленной речи.

Уделяю также большое внимание анализу звуков (гласных, затем согласных), слогов и слов, развитию фонематического восприятия. Прошу детей дать характеристику звуков, определить позицию звука в слове. Использую различные игры и упражнения на дифференциацию звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости, активизацию  слухового внимания. Приведу ниже  примеры таких игр.

«Твердый – мягкий». Рассказываю детям, что звуки бывают твердые и мягкие, и привожу примеры. Затем объясняю правила игры: когда надо сказать твердый звук, его произносят твердым голосом и одновременно ударяют таким же твердым «молотком» – рукой, сжатой в кулак нужно ударить по другой ладони. Если нужно произнести мягкий звук и нежно провести ладонью правой руки по ладони левой, как будто по ней провели кисточкой кой кисточкой.

Далее произношу пары слогов, а дети повторяют и выполняют соответствующие движения: па («молоток») – пя («кисточка»), по («молоток») – пё («кисточка»); пу («молоток») – пю («кисточка») и т.д.

«Комары и жуки». При дифференциации звуков 3 и Ж дети делятся на две группы: первая группа детей изображает комариков, а вторая группа – жуков. Первая группа, услышав звук 3, «летает» по залу до тех пор, пока не прозвучит звук Ж, тогда комарики замирают, а «летать» начинают «жуки». Смена звуковых команд должна повториться несколько раз.

«Найди звук». Взрослый просит детей опре­делить, есть ли в начале слова звук М, и не спеша произносит слова: рука, мох, мыло, нос, пар, море, муха, масло, санки, маки, стол и т. д. Если звук М есть, то дети должны дважды кивнуть головой и сказать: «Да, да», а если слово начинается с другого звука, то покачать головой из стороны в сторону и сказать: «Нет, нет».

На заключительном этапе проводится работа по формированию связной речи в играх-хороводах.

Таким образом, логоритмические занятия для детей с III уровнем ОНР способствуют развитию всех компонентов речи – словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи, а также реализуют выполнение одной из основных задач при работе с детьми с ОНР – воспитание умения выполнять любое движение четко, точно, скоординированно с речью.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

В заключение хочу привести конспект занятий по логоритмике, а также упражнения, используемые на занятиях, которые окажут помощь начинающим логопедам.

Занятие «Сундучок Осени»

Оборудование: венок Осени; сундучок с осенними подарками – бочонком меда, капустой, морковкой, веточка с ягодами рябины, цветные платочки для каждого ребенка, яблоко, гриб, шарики для пинг-понга для каждого ребенка; игрушки – медведь, заяц, лиса, ежик, волк, белка.

Ход занятия.

Логопед надевает на голову осенний венок и превращается в Осень.

Логопед.

По дороге золоченой

Осень щедрая идет.

Убранный листами клена

Сундучок она несет.

Сундучок с ее приданым

Полон солнечных даров:

Много тут брусники рдяной,

Спелых яблок и грибов.

1.  Хоровод «Здравствуй, осень!» Е. Тиличеевой (см. сб. «Развлечения в детском саду», с. 111).

2.  Массаж спины «Дождь».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Логопед.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине. 

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

(Французская народная детская песенка)

Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.

Логопед.

По дороге золоченой

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам –

Всем подарки принесла.

Первым к Осени подошел Мишка. Интересно, что она достанет для Мишутки из своего сундучка?

3. Логопедическая гимнастика.

1) Упражнение «Вкусное варенье».

Логопед.

Мишка любит сладкий мед,

Мишка мед у пчел берет.

Тем еще он знаменит,

Что зимою крепко спит.

(Р. Рамазанов)

Понес Мишка угощение своим медвежатам.

4.  Динамические упражнения «Медвежата» (движения детей соответствуют тексту).

Логопед.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Вот по дорожке бежит Зайчишка. Увидал Заяц Осень, стал ей рассказывать о своем житье-бытье.

Зайку все хотят поймать,

Зайке нужно убегать!

Только не боится он –

Он по бегу чемпион!

(Р. Рамазанов)

5.  Дыхательные упражнения.

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносят звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

Логопед. Осень угостила Зайчонка овощами: сначала достала капусту, а потом морковку.

6.  Мимическое упражнение «Капуста».

Логопед.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Дети передают мимикой характер стихотворения: удивление, гордость.

Как же быть без хруста,

Если я – капуста?

(В. Суслов)

Логопед. Подошла к Осени красавица-лиса.

За рекой растаял дождик,

Высох мой нарядный мех...

Нарисуй меня, художник:

Я в лесу красивей всех!

(В. Степанов)

Осень достала из сундучка для Лисы ягоды рябины, чтобы она из них бусы красные сделала. А рябинки на опушке пустились в пляс.

7. «Танец рябинок» с платочками.

Логопед. Кто же еще спешит к Осени?

Коротышка, слабый с виду,

Но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь,

В колкой шубе ходит... (еж).

Осень для ежика припасла яблоки и барабан.

8. Динамическое упражнение «Яблоки».

Дети проговаривают с движениями стихотворение хором.

Поднять руки вверх, кисти опущены.

Яблоки на веточках висели и скучали.

Покачать опущенными кистями.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Покачать поднятыми вверх руками.

Яблочки о землю громко застучали.

Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.

Логопед. А для ребят Осень припасла грибов. Идите, дети, собирайте, но только Волка опасайтесь!

Волк – известный забияка!

Хоть похож, да не собака!

Волк по лесу вечно рыщет

И себе добычу ищет!

(Р. Рамазанов)

9. Подвижная игра «Дети и волк» Г. Вихаревой.

Логопед. Последняя прибежала Белочка. Она задержалась, потому что готовила припасы на зиму.

Кто на дереве живет,

Тот все видит наперед.

Белка знает, что зимой

Будет тяжело с едой!

(Р. Рамазанов)

Осень приготовила для Белочки орехов, да так много, что Белка и с нами поделилась.

10. Пальчиковая игра «Орехи».

Хором.

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

Дети катают орехи между пальцами сначала одной руки, потом другой.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

Логопед. Закрыла Осень свой волшебный сундучок и отправилась дальше. Скоро к нам вместо нее придет погостить Зимушка-Зима. А мы долго будем Осень вспоминать и благодарить за ее подарки.

Упражнение «Синица».

Цель: автоматизация звука Ц.

Описание упражнения.

Дети стоят в кругу. Под музыку внутри круга «летает» синица – заранее выбранная считалкой – и цыкает «Ц-Ц-Ц». С окончанием музыки ребенок-синица останавливается. Дети спрашивают его:

– Птица-синица,

Где ты была?

Ребенок, исполняющий роль синицы, отвечает:

– Я летала по садам,

Я бывала тут и там.

Ц-Ц-Ц (произнося  звукоподражание, ребенок кланяется в левую сторону),

ц-ц-ц (произнося звукоподражание, ребенок наклоняется в правую сторону).

Дети спрашивают:

– Птица-синица,

Кто твоя сестрица?

Ребенок-синица называет кого-либо из детей, и этот ребенок становится синицей, а сама синица встает в круг со всеми остальными детьми.

Упражнения «Придумай слово».

Цель: развитие фонематического восприятия, обучение звуковому анализу слов: подбор слов с заданным звуком.

Оборудование: мяч.

Описание упражнения.

Дети стоят в колонне. Логопед называет какой-либо звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Взрослый дает мяч ребенку, стоящему первым в колонне. Он называет слово и передает мяч следующему игроку. Поймавший мяч должен придумать еще одно слово с заданным звуком, а затем передать мяч следующему участнику игры.

Упражнение «Воздушный шар.

Цель: автоматизация изолированных звуков С и Ш.

Описание упражнения.

Дети стоят в кругу, держась за руки. Логопед говорит:

Надуваем шар воздушный.

Будет он большой-большой.

(Дети идут от центра спиной, образуя большой круг, и длительно произносят звук С).

Затем логопед продолжает:

Вышел воздух – сдулся шар,

Был большой и вдруг пропал.

(Дети быстро идут к центру круга, произнося звук Ш).

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
3. Модель морального стимулирования труда педагогов в условиях внедрения стандартов нового поколения
4. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе
5. Использование предметно-развивающей среды в развитии речи младших дошкольников
6. «Волшебный сон»
7. Модель формирования положительного отношения к школе через использование сказкотерапии
8. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
9. Формирование просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями
10. Использование проблемного обучения в системе развития детей дошкольного возраста
11. Организация кружковой работы в детском саду
12. Влияние специально организованных занятий на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
13. Работа с дошкольниками в технике «Изонить» как основа подготовки к школе
14. Шашки и ребенок
15. Знакомство дошкольников с деньгами
16. Я поведу тебя в музей…