Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(10) Валентина Михайловна Куликова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель музея МБОУ СОШ № 15
Ленинского района г. Новосибирска

Опыт внеурочной деятельности: школьная библиотека

«Чтение – вот лучшее учение!» Эти слова не теряют актуальности и в наш век высоких технологий. Чтение, в привычном для нас смысле, – чтение книги. Электронная книга доступна, её всегда можно найти и прочитать. Но она не может дать ребёнку живого общения с её героями так, как это может сделать обычная книга! Особенно, если этот ребёнок делает свои первые шаги в учении: он – первоклассник! В любой школе, будь то обычная, общеобразовательная школа, гимназия или лицей, есть тихий уютный кабинет: ДОМ, где живут книги. Это школьная библиотека. Именно в библиотеке формируется читатель.

 

 

С сентября 2011 года на базе нашей школьной библиотеки для первоклассников работает кружок «Книжкин мир». И если для детей это пока просто кружок, то для нас, взрослых, – это организованное пространство «внеурочной деятельности» школьников.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияi.

Чем занять будущих первоклассников после уроков? Кто эту работу будет осуществлять? Эти вопросы обсуждались в нашей школе задолго до начала нового учебного года. Какую модель внеурочной деятельности взять за основу? Детально изучили нормативную базу, познакомились с опытом работы разных регионов, уже апробирующих новые стандарты; проанализировали имеющиеся возможности школы, и на августовском педагогическом совете решение было принято в пользу оптимизационной моделиii (построенной на основе оптимизации всех внутренних ресурсов самого образовательного учреждения). Педагоги сами предложили разные направления деятельности: кружки «Акварелька», «Я – сибиряк», «Бабушкин сундучок», «Книжкин мир»; танцевальный кружок, фольклорный и другие.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Основными принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности и на ценности воспитательной системы школы;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Понятно, что свободный выбор кружков и секций первоклассникам сделать ещё трудно, поэтому здесь им помогали учителя и родители. Для того чтобы дети и их родители выбрали занятия кружка в школьной библиотеке, мы с активом старших ребят провели ряд мероприятий, направленных на популяризацию работы библиотеки и, вместе с тем, на актуализацию чтения: экскурсии в библиотеку, книжные выставки, викторины, яркие плакаты и буклеты; мультимедийные презентации. Ни для кого не секрет, что в наши дни наблюдается падение интереса к чтению, в том числе и семейному чтению: вспомните прежние времена, когда вся семья вечерами собиралась в уютной комнате и все читали. А сегодня дети предоставлены сами себе, телевизору и компьютеру. Ребёнок, выросший в таком окружении, не будет стремиться получать информацию посредством чтения, используя новые информационно-коммуникационные технологии. Хотя чтение является жизненно необходимым для каждого человека. Способность и умение читать позволяет человеку уверенно чувствовать себя не только в книжном мире, но и в новейшем «море» информации. Кроме того, книга – не только источник информации. Чтение книги – процесс уникальный по сути своей: это погружение в другой мир, это новые знакомства и открытия. Читая книгу, человек невольно «проживает» события вместе с героями, испытывая вместе с ними разные чувства: волнения и тревоги, обиды и огорчения, радостные минуты, порой граничащие со счастьем!

Деятельность библиотечного школьного кружка направлена на то, чтобы вызвать у детей устойчивый интерес к книге, привить навыки работы с ней, научить ориентироваться в библиотечном пространстве. Использование технических средств, красочных наглядных пособий, мультфильмов, презентаций способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Систематически посещая занятия библиотечного кружка, дети овладевают техникой чтения, накапливают опыт ориентирования в мире книг и убеждаются в том, что читательская деятельность несет радость преодоления трудностей и чувство успеха.

В отличие от школьной жизни, где необходимо читать только «навязываемые» школьной программой произведения, в неурочное время, при посещении библиотечного кружка, можно ненавязчиво выяснить внутренний интерес ребенка и руководствуясь этим предлагать книги, которые бы смогли удовлетворить его потребности. Используя индивидуальную беседу, можно помочь детям освоить путь «внутрь книги».

Теперь подробнее о работе кружка. В нашу школу пришли обучаться почти шестьдесят первоклассников – девчонок и мальчишек. С разными характерами, интересами и увлечениями; с разным уровнем подготовки и мотивации к получению новых знаний и навыков. Кружок посещают все, но не одновременно: один раз в неделю приходит одна половина класса, на другой неделе – вторая. Здесь уместно сказать, что помещение нашей библиотеки не велико и уже не отвечает требованиям времени. Да и само понятие «кружок» вовсе и не предполагает присутствия большого количества участников. Занятия мне помогают проводить пятиклассники: уже не маленькие, ещё не большие, и, наверное, поэтому – очень активные! Сначала мы знакомили ребятишек с тем множеством книг, что собраны и бережно хранятся в библиотеке: здесь есть сказки для самых маленьких читателей и толстые тома для старшеклассников; весёлые стихи и драматические произведения; книги большого формата в тысячу страниц и миниатюрные издания. Малыши смогли подержать в руках любую понравившуюся книгу, полистать её и, конечно, сфотографироваться на память!

 

 

Рабочая программа кружка написана, но она постоянно корректируется: сегодня дети пришли в библиотеку усталые – можно почитать сказку и нарисовать её героев; в другой раз они чересчур возбуждены – и тогда мы инсценируем сказку или весёлый рассказ. Кроме знакомства с разными книгами – несколько практических занятий, одно из которых – изготовление закладок. Вырезаем-рисуем-клеим, фантазируем, и закладки получаются яркие, весёлые, а главное – полезные для книжек!

 

 

Несмотря на то, что многие первоклассники ещё не умеют читать сами, они с удовольствием учат наизусть стихи: о природе, о школе; им нравится участвовать в конкурсах. Конкурсы чтецов стихотворений, регулярно проводимые в нашей библиотеке, своей основной целью ставят воспитание у детей интереса к художественному слову, развитие умения выразительно читать стихи и публично выступать. Важное значение имеет оформление библиотеки: красочные иллюстрации к произведениям, выставка новинок детской литературы, выставка детских рисунков и поделок, выполненных ими самими, создают атмосферу праздника. И тогда дети учатся воспринимать публичное чтение стихов как интересное, праздничное событие.

Много разных увлекательных занятий можно придумать и провести: это изготовление книжек-самоделок; «письмо ветерану», вложенное в изготовленный собственными руками конверт  (кто ещё не научился писать, может нарисовать рисунок). Библиотечный кружок не замыкается рамками школьной библиотеки, мы используем также ресурсы актового зала, классных кабинетов, двух школьных музеев. Так, готовые письма ветеранам в конвертах несём в школьный музей Боевой славы – ведь именно здесь происходят встречи поколений. А при изучении устного народного творчества нельзя не воспользоваться возможностями музея Русской народной культуры, ведь с давних пор огромной любовью детей и взрослых пользуется сказка. Сказка несёт в себе богатый духовный заряд и выполняет воспитательную цель – в  сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения.  Поэтому читать и инсценировать сказки мы идём в этот музей.

 

 

Так, день за днём, с самого первого посещения библиотеки, с постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства с её героями, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель, а грамотный гражданин, знающий и любящий свою историю, историю и культуру нашего народа; умеющий правильно оценивать себя в обществе; уважать окружающих. Так пожелаем нашим сегодняшним первоклассникам успехов в учении, нескончаемого задора, увлечённости и творчества. И, конечно, непрестанной заботы о них со стороны нас, взрослых!



i Федеральный государственный   образовательный  стандарт начального общего   образования  (ФГОС   НОО)

ii Новикова И.А., к.п.н., доцент АКИПКРО. Типы организационных моделей внеурочной деятельности

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 854)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела