Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(8) Елена Владимировна Сиротина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района г. Новосибирска

Съедобные и ядовитые грибы

Тип воспитательного занятия: урок Здоровья.

Возрастная категория: 7-10 лет.

Продолжительность воспитательного занятия: 45 минут.

Цели:

Образовательная:

  • Предоставить учащимся информацию о ядовитых и съедобных грибах;
  • Формировать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Пропагандировать здоровый образ жизни;
  • Познакомить детей с памяткой «Как правильно собирать грибы».

Развивающая:

  • Развивать интеллект учащихся;
  • Развивать внимание, память, интерес и любознательность, умение работать со справочной литературой;
  • Развивать силу воли.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  •  Повышать уровень жизни учащихся;
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в миниколлективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

Оборудование: атлас-определитель «От земли до неба» автор А.А. Плешаков, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд-программа Power Point «Съедобные и ядовитые грибы», тест «Да» или «Нет».

Ход занятия.

1 часть. Введение в урок. Ребята разделены на 3 группы с помощью конфет трёх сортов. Актуализация знаний. (5 минут)

Учитель:

– Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Куда, вы узнаете из загадки.

 

Он большой, густой, зелёный.

Представляет целый дом.

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны. (Лес)

 

Вот и лес. И тишина.

Тут, дружок, не надо спешки,

Торопливость не нужна…

Видишь, рядом – сыроежки.

А чуть дальше, на полянке,

И волнушки, и белянки.

А вот там, гляди, маслята

Разбежались, как цыплята,

Из-под веточек глядят…

Много тут грибов, ребята,

И для вас, и для зверят!

 

Учитель:

– Лес зовёт нас к себе в гости. Что называют лесом? (Лесом называют большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами).

– Какие виды лесов вы знаете? (Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные).

– Кого мы можем встретить в лесу? (Животных…) Что можем там найти? (Ягоды, грибы…)

2 часть. Повторение знаний. (15 минут)

Учитель:

– Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о грибах) А вспомнить известные вам грибы помогут загадки.

  • Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут... (Маслёнок)

  • В шляпке розовой мохнатой – но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления... (Волнушка)

  • Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.

Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)

  • Бледная шляпка, юбочка на ножке,

Смотрит свысока – ручки в бока.

Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка)

  • Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

  • В белом парике да белом пиджаке,

В шляпке ярко-красной, красивой да опасной.

Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)

  • Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (Сыроежки)

– На какие группы вы можете разделить эти грибы? (Съедобные и ядовитые)

– Верно, сегодня мы с вами обсудим какие опасности могут представлять грибы, вы сможете узнать, как отличить ядовитые грибы от вкусных и полезных. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему и цель нашего урока? Кто ответит? (Тема «Грибы съедобные и несъедобные». Цель: узнать их отличия, научиться правильно выбирать и собирать грибы)

– Основной вопрос урока: «Грибы – враги или друзья?» Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, вы должны на уроке быть внимательными и активно работать. 

 – Что же такое ГРИБЫ? Вспомним. Группы получают тексты 1,2,3.

1) Грибы – это обширная группа организмов (более 100 тысяч видов).

Tо, что мы собираем и называем грибом, – лишь плодовое тело. Сама же рабочая часть гриба, его мицелий или грибница, скрыта в почве, древесине или подстилке, и состоит из тончайших переплетенных нитей, которые и выполняют свои основные функции. Плодовые тела недолговечны. Они живут пять-десять суток, а грибница съедобных и ядовитых грибов существует несколько десятков и даже сотен лет. Она хорошо переносит сильные морозы и засуху. При неблагоприятных погодных условиях грибница прекращает рост и развитие, как бы замирает.

2) По способу питания путем всасывания (а не заглатывания, как животные) пищи, неограниченному росту, отсутствию подвижности, грибы подобны растениям. Однако они существенно отличаются от растений, так как для своего питания требуют готовое органическое вещество. Поэтому по способу питания грибы полностью зависят от органических веществ, образованных растениями (кустарниками, деревьями) и животными. Из своей почвы (субстрата) грибы получают все необходимые питательные вещества. Таким субстратом могут быть корни высших растений, отмершие остатки растений, листвы, веток, живая древесина, пни, сухостой и др.

3) Съедобные грибы называют «лесным мясом». Свежесобранные плодовые тела съедобных грибов, несмотря на большое количество воды в их составе (85-92%), содержат много ценнейших органических и минеральных веществ. Фосфора и кальция в них почти столько же, сколько и в рыбе. Грибы содержат калий, натрий, цинк, марганец, железо, медь, йод, мышьяк и другие, необходимые для жизнедеятельности человека элементы. Также они содержат наиболее важные витамины А, В1, В2, С, D, РР. Количество белков в грибах невелико, всего 4-5%, меньше всего белков содержится в ножке гриба. Более всего полезны молодые грибы. Наука о лечении болезней грибами называется фунготерапией.

Задание для 1 группы.

Учитель:

– Как называется то, что мы собираем для употребления в пищу? Что такое грибница, где она скрыта? Сколько лет живёт грибница? Зачитайте, расскажите.

Задание 2 группе.

– Какие способы питания существуют у грибов? Прочтите.

Задание для 3 группы.

– Чем полезны съедобные грибы?

– Какие  витамины содержатся в грибах? Расскажите.

Учитель:

– Есть ли дружба и взаимосвязь между грибами и растениями? Что грибница всасывает из почвы?  (Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна грибам и деревьям.  Корни их  срастаются и питают друг друга. Грибница всасывает влагу с солями, которую отдает деревьям)

– Какой вывод можно сделать об отношениях грибов и деревьев? (Грибы дружат с деревьями)

Учитель:

– Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их в длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы подготовили дома? Объясните их смысл.

Например:

  1. Назвался груздем – полезай в кузов.
  2. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  3. Без счастья в лес по грибы не ходи.
  4. Затянули дожди – груздей не жди.

Биологические задачи всем группам:

  1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (Можно, грибы будут расти там, где их правильно собирают – срезают ножку ножом в 2 см от земли)
  2. Задача «мозговой штурм». На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? (Грибы стали ядовитыми, так как имеют свойство накапливать вредные ядовитые вещества. Например, соли тяжелых металлов и радионуклиды)

Игра «Правила сбора грибов».

Перефразируйте неправильные правила в правильные. 

  •  Всегда пробуй гриб на вкус! – Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  •  Клади в корзину все грибы! – Не знаешь гриб – не  бери его!   (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  •  Собирай грибы у дорог и предприятий! – Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества)
  • Собирай старые, большие грибы! – Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)
  • Собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой с оболочкой. – Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядовитый гриб)
  • Отрывай гриб прямо с грибницей. – Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу)

Учитель: С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.

– Молодцы! Предлагаю вам сделать открытие… Грибы друзья или враги человека? Докажите. Почему?  (В лесу растут ядовитые грибы)

Учитель: В лесу существуют ещё и несъедобные, или ядовитые грибы, которые опасны для человека. Как же определить ядовитый гриб?

 

3 часть. Работа по атласу-определителю «От неба до земли» автор А.А Плешаков, возможно использование слайдов.

Несъедобные ядовитые грибы. Работа в группах продолжается. (15 минут)

Учитель: Как вы понимаете  народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?» Посовещайтесь в группе. Дайте ответ. (Ядовитые грибы нельзя  употреблять в пищу)

Задание:

1) Рассмотрите рисунки на стр. 112 и 113, прочитайте информацию.

2) Задания для 1 группы: найдите и обсудите отличия ядовитых грибов – мухомора пантерного, бледной поганки; для 2 группы: найдите и обсудите отличия ядовитых грибов – желчный гриб, ложноопёнок серно-жёлтый; для 3 группы: найдите и обсудите отличия ядовитых грибов – говорушка восковатая, шампиньон рыжеющий, ложнодождевик.

3) Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

 

Название гриба

Отличительные, опасные  признаки

 1

Мухомор  пантерный

Белые крапинки-бородавки расположены на шляпке довольно ровными кругами.

 2

Бледная поганка

Зеленоватая шляпка, белая ножка, иногда он весь белый; белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке, разорванный мешочек в нижней части гриба.

 3

Желчный гриб

Шляпка снизу розовая, мякоть на разрезе розовеет, на ножке рисунок в виде темной сеточки (у белого гриба на ножке сеточка белая).

 4

Ложноопёнок серно-жёлтый

Желтоватый цвет шляпки, зеленоватые пластинки, светло-жёлтая неприятно пахнущая мякоть.

 5

Говорушка восковатая

Её можно перепутать с груздем или скрипицей. Нет млечного сока.

 6

Шампиньон рыжеющий

В центре шляпки рыжеватое пятно, при надавливании шляпка желтеет, мякоть на разломе тоже желтеет, неприятно пахнет.

 7

Ложнодождевик 

Снаружи он коричневый, а внутри не белый, а черно-фиолетовый.

 

Учитель: Проверим работу групп. Поделимся знаниями о ядовитых грибах. (От каждой группы выступают дети. Работа оценивается)

Итак, многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Какой вывод можно сделать? ( Нужно быть внимательным грибником и уметь их различать)

Физкультурная пауза.

Учитель: Проверим, какие вы внимательные грибники. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь и кладете его в воображаемую корзинку. Если гриб  несъедобный, разводите руки в стороны.

Ёжик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют. Учитель называет гриб)  Поднял грибок, положил в кузовок. (Дети делают наклоны или разводят руки в стороны)

Учитель: Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым  отравлениям, особенно маленьких детей. Ребята расскажут вам правила первой помощи при отравлении грибами.

  1. При любом отравлении грибами необходимо вызвать врача или доставить потерпевшего в больницу.
  2. До прибытия врача больного следует уложить в постель и дать выпить маленькими глотками 4-5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры, содового раствора или слабого раствора перманганата калия. После этого вызывают рвоту надавливанием обратным концом ложки (или пальцем) на корень языка. Такое промывание желудка повторяют несколько раз. После промывания дать больному 2-3 таблетки активированного угля.
  3. С целью удаления яда из кишечника больному дают слабительное, которое надо пить сразу после каждого промывания желудка.
  4. Следует положить грелки на живот и к ногам больного.
  5. Остатки несъеденных грибов необходимо сохранить для микологического анализа и точной идентификации, что помогает выявить причину отравления и принять соответствующие меры.

4 часть. Итог занятия. Рефлексия. (5 минут)

Учитель: Проверим ваши знания по теме. Перед вами лежит тест. Отметьте  знаком «плюс» высказывание, с которым вы согласны, знаком «минус» неправильное высказывание.

Тест.

1. Грибница съедобных и ядовитых грибов существует несколько десятков и даже сотен лет. (+)

2. При неблагоприятных погодных условиях грибница погибает. (–)

3. По способу питания грибы полностью зависят от органических веществ, образованных растениями (кустарниками, деревьями) и животными. (+)

4. Грибы содержат калий, натрий, цинк, марганец, железо, медь, йод, мышьяк и другие, необходимые для жизнедеятельности человека элементы. Также они содержат наиболее важные витамины А, В1, В2, С, D, РР. (+)

5. Говорушка восковатая вкусный и полезный гриб. (–)

6. Собирая грибы их нужно резко отрывать от земли. (–)

Проверка. Анализ ошибок.

Учитель:

– Как ответим на контрольный вопрос: «Грибы – враги или друзья?»  (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями, иначе они могут принести вред нашему здоровью и стать врагом)

– С какими группами грибов мы познакомились на уроке? Приведите примеры опасных грибов.

Я думаю, что наше занятие принесло большую пользу вашему здоровью, дало вам моменты радости от новых знаний и общения друг с другом. Спасибо за работу!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела