Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Ольга Андреевна Музюкина,
руководитель структурного подразделения
Дома детского творчества «Октябрьский» г. Новосибирска

Реализация комплексной образовательной программы дополнительного образования детей «Мечтатель» в условиях перехода на работу по федеральному государственному образовательному стандарту

«Стандарты второго поколения» что это? Актуальная тема для споров и рассуждений, новая программа действий? Или явление, которое не подлежит обсуждению и сомнению, а должно быть принято к исполнению? 

Прежде всего, это Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями. «Стандарты второго поколения» – это новые подходы к использованию элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы. Цель интеграции в современном обществе – формирование целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка через гуманизацию процесса обучения.

Достижению этой цели служит наличие у образовательного учреждения устойчивых внешних связей. Деятельность учреждения в режиме открытой образовательной системы, формирование эффективной системы его внешнего взаимодействия не являются данью моде, абстрактной самоцелью, поскольку содержат возможности для его полноценной деятельности, в т. ч. и расширяют возможности общего образования через его интеграцию с дополнительным образованием детей. Реально функционирующие, устойчивые и многообразные внешние связи учреждения действительно являются значительным резервом совершенствования его образовательной деятельности, который необходимо максимально использовать при планировании, организации и осуществлении практической работы при переходе на стандарты второго поколения.

Современные тенденции развития среднего образования позволяют решать одну из наиболее важных проблем воспитания ребенка – организацию его деятельности в условиях школы полного дня. Решению этой проблемы может способствовать взаимодействие основного и дополнительного образования. Сегодня школа и учреждение дополнительного образования – партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными задачами. В современных условиях необходимость этого партнерства, конструктивного взаимодействия обусловлена потребностью в усилении внимания к вопросам воспитания детей и обогащения воспитательных систем каждого партнера. Именно через взаимодействие возможно восстановить утраченный в ряде случаев уникальный воспитательный потенциал каждого учреждения.

Дополнительное образование способно внести значительный вклад в развитие личности ребенка на основе расширения его образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности формирования и совершенствования универсальных учебных действий.

Сложившаяся в России система дополнительного образования обладает огромным потенциалом развития разнообразных способностей детей. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, она способна быстро реагировать на образовательные потребности семьи (общества) – выполнять социальный заказ, создавать устойчивую культурную среду развития, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход к ребенку.

Одной их основных целей работы педагогов дополнительного образования в школе является воспитание в ребенке высокого уровня гуманитарных, культурных, духовных потребностей при организации своего досуга, а, в определенных случаях, выбор профессии. Таким образом, различные виды деятельности в дополнительном образовании становятся не только мостиком между обучением и свободным временем ребенка, но и позволяют школьнику самоопределиться при выборе будущей профессии, а, следовательно, решают в определенной степени задачу профессиональной ориентации.

Наличие в образовательном пространстве средней школы блока дополнительного образования позволяет формировать у ребенка:

– представление об организации личного досуга;

– потребность в самоуправлении, самовоспитании;

– коммуникативные компетенции в условиях разновозрастного коллектива;

– активную жизненную позицию.

Решение названных задач требует в первую очередь организацию и осуществление реальных партнерских отношений между учреждениями основного и дополнительного образования. Такие партнерские отношения являются залогом успешной реализации предстоящих реформ в системе образования – переход на стандарты второго поколения.

Участие в конкурсной и выставочной деятельности, достижение достаточно высокой результативности образовательного процесса возможно только при условии высокого качества уровня обученности воспитанников, а это в свою очередь возможно только при наличии хорошо продуманных образовательных программ. Все образовательные программы, реализуемые в художественно-эстетическом центре «Мечта» (ХЭЦ «Мечта»), скорректированы и выстроены с учетом требований Министерства образования и науки РФ к дополнительному образованию детей и условий конкретного образовательного учреждения, на базе которого они реализуются – МБОУ СОШ № 16. Процесс разработки образовательных программ был длительным и достаточно сложным. Одной из основных предпосылок к их разработке было заключение договора о партнерском взаимодействии между МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Октябрьский» (далее по тексту – ДДТ «Октябрьский», Дом творчества) и МБОУ средней общеобразовательной школой № 16 (далее по тексту – школа № 16 или школа) – качественно новый виток в отношениях образовательных учреждений.

Школа № 16 расположена в центральной части Октябрьского района, что обеспечивает возможности для взаимодействия и сотрудничества со многими объектами культуры (театрами, музеями города, Домом детского творчества, вузами города (Строительно-архитектурной академией и Сельскохозяйственной Академией и др.). Расположение школы в частном секторе характеризует не только условия ее работы, но и определяет во многом особенности ее деятельности. Контингент обучающихся отличается многообразием национального состава (русские, армяне, азербайджанцы, цыгане, грузины, венгры), довольно большой процент родителей обучающихся носит статус «беженцев». Характеристика социума определяет особенности воспитательной работы в образовательном учреждении.

В 1994 году было разработано положение о филиале Дома детского и юношеского творчества «Октябрьский» на базе школы № 16, заключен договор между школой и Домом творчества о сотрудничестве в части дополнительного образования. С 30 августа 1994 года художественно-эстетический центр «Мечта», структурное подразделение ДДТ «Октябрьский», начал свою работу на базе школы.

Основными задачами деятельности центра стали:

– содействие в формировании общей культуры личности ребенка;

– развитие творческих способностей обучающихся;

– воспитание у детей художественного вкуса средствами декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального, хореографического творчества;

– самореализация воспитанников;

– поддержание и укрепление здоровья детей;

– организация досуга детей.

В 2008 году, проанализировав результаты деятельности, педагогический коллектив ХЭЦ «Мечта» совместно с администрациями Дома творчества и школы приняли решение разработать новую модель освоения предметов художественно-эстетического цикла. В этой модели все образовательные программы должны быть объединены в комплекс и направлены на увеличение численности воспитанников, посещающих занятия объединений и студий ХЭЦ, на организацию деятельности учащихся школы во внеурочное время. Для решения этой задачи был разработан проект, определивший:

1) объект взаимодействия двух учреждений: учебно-воспитательный процесс, содержание которого определяется интегрированными образовательными программами;

2)  предмет взаимодействия: комплексная программа дополнительного образования в образовательной деятельности МБОУ СОШ № 16 как целостная, взаимосвязанная и взаимопроникающая система;

3) цель взаимодействия Дома творчества и школы: содействие в формировании общей культуры личности ребенка, развитие его (ребенка) творческих способностей средствами разнообразных видов деятельности ХЭЦ «Мечта»;

4)  задачи совместной деятельности. Создание условий для:

– воспитания у детей художественного вкуса средствами декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального, театрального, хореографического творчества;

– самореализации воспитанников;

– поддержания и укрепления здоровья детей через занятия хореографией и спортом;

– создания психолого-педагогических условий для реализации образовательных программ;

– создания материально-технических условий для реализации образовательных программ;

– повышения квалификации и обмена опытом педагогов и детей с целью повышения качества получаемого ими образования;

– разработки интегрированных и авторских программ;

– участия педагогов и их детских объединений в районных, городских, региональных, российских и международных мероприятиях;

5)                гипотеза: реализация программы взаимодействия расширит рамки образовательного пространства школы, будет способствовать повышению качества образовательных услуг, предоставляемых учащимся, и окажет положительное влияние на уровень их адаптации к современным жизненным условиям.

В настоящее время педагоги ХЭЦ «Мечта» и школы реализуют 16 образовательных программ. Модель освоения предметов художественно-эстетического цикла можно разделить на три этапа:

  1. Педагоги дополнительного образования разработали комплексную одногодичную программу, носящую ознакомительный характер, по следующим видам деятельности: хореография, хоровое пение, рисунок, прикладное творчество. Этот комплекс образовательных программ получил название «Мечтатель».
  2. Второклассники занимаются в детских объединениях по своему собственному выбору, выбору родителей, которые, как правило, основываются на рекомендациях, полученных от педагогов (по результатам диагностики освоения комплексной образовательной программы «Мечтатель»). На этом этапе возможна и осуществляется специализация отдельных классов, групп детей и каждого ребенка в отдельности. Программы педагогов предусматривают обучение детей в течение двух-трех лет. У каждого педагога разработана самостоятельная образовательная программа.
  3. Занятия в детских объединениях по образовательным программам для учащихся 5-8 классов и далее – учащихся 9-11 классов. На этом этапе происходит расширение спектра образовательных услуг. Созданы образовательные программы с разным сроком реализации: одногодичные (факультативы), двух- и трехлетние.

Комплекс образовательных программ художественно-эстетической направленности «Мечтатель» на данном этапе осуществления партнерских взаимоотношений стал востребованным в свете внедрения стандартов второго поколения.

В состав комплексной образовательной программы «Мечтатель» на данный момент входят следующие парциальные образовательные программы:

  1. «Мечтатель»: Образовательная программа вокально-групповой работы в детском объединении «Жаворонок» для детей младшего школьного возраста / Сост. Е. Д. Титова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
  2. «Мечтатель»: Образовательная программа детского объединения «Лоскуток. Соломинка»: для детей младшего школьного возраста / Сост. О. А. Музюкина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
  3. «Мечтатель»: Образовательная программа изостудии «Карамелька» для детей младшего школьного возраста / Сост. Р. П. Леонова, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
  4. «Мечтатель»: Образовательная программа спортивно-танцевальной студии «Лидер» для детей младшего школьного возраста / Сост. А. Ю. Вебер, А. А. Хоменко, педагоги дополнительного образования второй квалификационной категории.
  5. «Шахматы»: Образовательная программа для детей младшего школьного возраста / Сост. Н. В. Зимина, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

 

Комплексная образовательная программа «Мечтатель» является:

1.

По признаку функционального назначения:

общеразвивающей

2.

По признаку направленности деятельности:

художественно-эстетической

3.

По уровню освоения:

общекультурной

4.

По уровню подготовленности обучающихся:

подготовительного уровня

5.

По признаку тематической направленности:

интегрированной

6.

По признаку возрастного предназначения:

начального общего образования

7.

По признаку полового предназначения:

смешанного назначения (для обоих полов)

8.

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы:

краткосрочной

9.

По степени авторства:

самостоятельной

10.

По степени практической отработки программы:

оптимальной

 

Цель комплексной образовательной программы «Мечтатель» – формирование мотивации детей к занятиям в системе дополнительного образования.

Особенности организации образовательного процесса по программе «Мечтатель»:

1) форма проведения занятий – групповая;

2) вид образовательной группы – многопрофильная;

3) состав учебной группы – постоянный;

4) набор детей – из учащихся первых классов МБОУ СОШ № 16;

5) при приеме обучающихся в объединения требуется:

– предоставление медицинской справки о состоянии здоровья;

– заявление от родителей о приеме в объединения.

Срок реализации образовательной программы «Мечтатель» – один год обучения, базовый учебно-тематический план парциальных программ рассчитан на 33 учебных часа. Учащиеся первых классов МБОУ СОШ № 16 по одному часу в неделю посещают занятия прикладного творчества, вокального пения, хореографии, изостудии, игры в шахматы.

 

Расписание занятий по программе «Мечтатель»

класс

№ урока

понедельник

вторник

четверг

пятница

1 «А»

6

Прикладное

творчество

 

Вокал / Шахматы, шашки

 

7

Хореография

 

ИЗО

 

1 «Б»

6

 

Прикладное

творчество

 

Вокал / Шахматы, шашки

7

 

Хореография

 

ИЗО

1 «В»

6

Вокал / Шахматы, шашки

 

Прикладное творчество

 

7

ИЗО

 

Хореография

 

1 «Г»

6

 

Вокал / Шахматы, шашки

 

Прикладное

творчество

7

 

ИЗО

 

Хореография

 

Программа «Мечтатель» является вариативной. Вариативность определяется различными условиями ее реализации:

– наличием педагогов;

– видами деятельности;

– количеством учебных часов, предусмотренных на реализацию образовательных программ;

– наличием материально-технической базы для реализации образовательных программ;

– согласием родителей на реализацию той или иной образовательной программы (социальный заказ);

– состоянием здоровья детей, осваивающих образовательные программы;

– требованиями соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.

Таковы содержание и форма реализации комплексной образовательной программы «Мечтатель» на современном этапе развития ХЭЦ «Мечта».

По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.

Выбор детьми видов деятельности дополнительного образования после реализации комплексной программы «Мечтатель» (в таком соотношении дети приходят на следующий год обучения в объединения и студии ХЭЦ) определяется следующими показателями:

– хореография – 10-15% от всего количества учащихся первых классов МБОУ СОШ № 16;

– вокально-хоровое пение – 15-20%;

– прикладное творчество – 20-25%;

– изодеятельность – 15-20%;

– шашки, шахматы – 3-5%

– спортивные секции, школы искусств, школы по изучению иностранных языков, не входящие в состав комплексной программы «Мечтатель», – 17-20%.

Подтверждением того, что комплексная образовательная программа «Мечтатель» оказывает положительное воздействие на мотивацию детей к занятиям дополнительным образованием художественно-эстетической направленности является:

– высокий процент сохранности воспитанников в детских объединениях – 88-94%;

– положительные отзывы родителей и педагогов школы;

– помощь родителей в создании условий для реализации программ.

Не претендуя в ходе своей партнерской деятельности на создание идеального механизма взаимодействия, мы, тем не менее, считаем, что представленная модель комплексной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Мечтатель» является актуальной, целесообразной и достаточно результативной.

Три-пять лет тому назад мы, педагоги ХЭЦ «Мечта», мечтали и предпринимали все возможное для того, чтобы занятия по нашим видам деятельности стояли в расписании занятий наравне со школьными уроками. Для этого была разработана система партнерского взаимодействия между МБОУ СОШ № 16 и МБОУ ДОД ДДТ «Октябрьский», была открыта и действовала в течение двух лет Городская экспериментальная площадка, посвященная этой теме. Была проанализирована деятельность ХЭЦ «Мечта» и созданы комплексная образовательная программа «Мечтатель» для учащихся первых классов школы и проект «Теремок» для дошкольного блока МБОУ СОШ № 16.

Сегодня наши мечты сбываются. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе и подчеркивается, что она является неотъемлемой частью образовательного процесса.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела