Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Ведущая рубрики
Все статьи автора(9) Татьяна Игоревна Колышкина,

заместитель директора по научно-методической работе

Дома детского творчества имени В. Дубинина г. Новосибирска

Интеграционные модели партнерского взаимодействия общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения

В современных социокультурных условиях социальное партнерство в сфере образования можно рассматривать как наиболее перспективную организационно-управленческую форму педагогически последовательного, оперативного, системно-комплексного решения самых актуальных проблем и задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения. 

Учреждения дополнительного образования детей города Новосибирска имеют достаточно крепкие традиции в создании устойчиво функционирующей системы взаимодействия с общеобразовательными учреждениями. Все чаще мы находим примеры, когда базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами единой системы, и тем самым обеспечивается единое образовательное пространство, стимулирующее полноценное интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка.

Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаимодействия в системе образования. В соответствии с ФГОС начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, и изменениями, внесенными приказом № 1241 от 26 ноября 2010 г., «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность» [1]. При этом «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.» [1].

Нормативно-заданные на государственном уровне целевые педагогические требования к условиям и результатам современного школьного образования предполагают внесение дополнительным образованием своего особого вклада в личностные, познавательные, коммуникативные и операциональные составляющие компетентности. Поэтому сегодня особенно важна разработка интерактивной интеграционной модели партнерского взаимодействия, обеспечивающей положительные учебно-дидактические и воспитательные результаты. Именно такую модель мы предлагаем апробировать в опоре на результаты поисковой и экспериментальной деятельности педагогического коллектива Дома детского творчества им. В. Дубинина.

Для эффективной организации деятельности любого творческого объединения дополнительного образования и получения педагогически прогнозируемых воспитательных результатов необходимы следующие условия:

– наличие апробированной, проверенной на практике, образовательной программы и грамотного методического обеспечения;

– наличие подготовленных и квалифицированных педагогических кадров;

– наличие соответствующего материально-технического обеспечения.

Все эти условия в настоящее время может предоставить наше учреждение дополнительного образования детей – Дом детского творчества им.В.Дубинина.

Какие же вариативные интеграционные модели мы готовы предложить образовательным учреждениям района.

  1. Традиционная модель развития внутришкольной образовательной среды через организацию деятельности различных творческих объединений на базе учреждения. Это – освоение профильной образовательной программы; углубление и расширение предметного материала в виде факультативных занятий, элективных курсов, предпрофильной подготовки и др.
  2. Организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей. На наш взгляд – одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов. Особое внимание здесь хотелось бы обратить на предоставление ребенку возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства. Возможность организации внеурочной деятельности за пределами общеобразовательного учреждения, во-первых, снимает психологическую напряженность, дает возможность ребенку обновить среду своего общения, во-вторых, предполагает в целом ряде случаев более высокий уровень организации познавательно-творческой деятельности за счет более совершенной материально-технической базы и возможности включиться в различные формы организации целостного учебно-воспитательного процесса. Сегодня мы, например, можем предложить для младших школьников студийную форму обучения, которая позволит обучающимся в самые короткие сроки достичь первого уровня воспитательных результатов – осознанного приобретения личностно-значимого социального знания, которое станет для них отличным толчком для дальнейшего углубления знаний и приобретения социального опыта. Более того, ребенок, освоивший студийную программу, как показывают наблюдения, осознаннее проявляет интерес к тому или иному виду творчества.
  3. Возможна такая форма работы, как сопровождение ребенка в конкурсном движении. Так, Дом детского творчества им.В.Дубинина сегодня является инициатором проведения целого ряда конкурсов, соревнований и конференций для детей разного возраста по разным направлениям. В программы подготовки таких мероприятий нами обязательно включается программа личностно-психологической подготовки ребенка, которая может реализовываться по запросу образовательного учреждения.
  4. Перспективны могут быть любые формы сетевого взаимодействия, регулируемого в рамках единого образовательного пространства района. В Ленинском районе около 50 учреждений общего и дополнительного образования детей, наше многопрофильное учреждение готово стать участником самых разнообразных видов сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Одним из примеров такого сетевого взаимодействия может стать, например, комплексная программа по освоению музейного пространства образовательных учреждений Ленинского района.
  5. Еще одна перспективная форма организации внеурочной деятельности, особенно актуальная для школ отдаленных районов – организация дистанционного образования. Педагоги дополнительного образования в этом случае разрабатывают пакет методических материалов для школьника и учителя-куратора, в роли которого может выступить и классный руководитель, и учитель-предметник. Такая форма наиболее приемлема для общеинтеллектуального и общекультурного направления развития личности (например: программа по начальному техническому моделированию). Следует сказать, что эта форма еще не апробирована, но, на наш взгляд, она очень перспективна.

Хотелось бы отметить, что любое учреждение дополнительного образования детей готово выстраивать партнерскую модель сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, но не может охватить весь огромный масштаб организации внеурочной деятельности.

Учитывая это обстоятельство, мы особое внимание уделяем системе организационно-методической поддержки, реализуемой в рамках проекта «Дом творчества как ресурсная лаборатория дополнительного образования в пространстве Ленинского района». Методическая поддержка педагога включает в себя повышение профессиональной компетенции в сфере воспитания и дополнительного образования, а также интеграцию накопленного творческого опыта педагогов на системно-целевой основе.

Интерактивность – сфера особо сложного инновационного поиска. Такие организационные механизмы интеграции, как кооперация и обмен информационно-методическими ресурсными наработками учреждений общего и дополнительного образования, взаимообучение специалистов и интенсивный обмен накопленным опытом имеют в нашем учреждении системную основу, длительное время отрабатываемую на практике.

Учитывая накопленный методический опыт, мы приступили сегодня к реализации целого ряд мероприятий по следующим видам поддержки учителей: разработка адаптированных образовательных программ, разработка дистанционных курсов, организация семинаров и конференций по заявленной проблемной тематике. На осенних каникулах уже стартовал новый формат социально-педагогического проекта для классных руководителей образовательных учреждений Ленинского района г. Новосибирска «Каникулярные встречи». В этом учебном году он ориентирован на классных руководителей начальных классов. Его тема – «Стандарты нового поколения: воспитательная деятельность в интегрированном образовательном пространстве». Первая встреча в рамках проекта подтвердила актуальность заявленной тематики – в семинаре приняли участие педагоги 20 (!) общеобразовательных учреждений Ленинского района. На пленарных заседаниях были обсуждены значимые проблемы организации воспитательной работы в начальной школе: духовно-нравственное воспитание, организация проектной деятельности младших школьников, работа с портфолио учеников. На секциях практический опыт по организации воспитательного процесса в соответствии с требованиями стандартов нового поколения представили 17 классных руководителей из школ-участников проекта.

Традиционным стало вручение участникам методических подарков. Методическая служба ДДТ им.В.Дубинина подготовила для школ диски «Проектная деятельность в начальной школе», «Помоги себе сам!» и «Диагностические процедуры в начальной школе» из новой серии «ФГОС: поиск, опыт, творчество», а также каталог методических пособий. Следующая встреча состоится на весенних каникулах в 2012 году.

И, конечно, для педагогически продуктивного выстраивания смоделированной нами системы поддержки необходима обоюдная готовность образовательных учреждений к встречному движению, сопровождаемая закреплением возникающих партнерских отношений на соответствующей нормативно-правовой основе.

В результате реализации представляемого здесь эксперимента в Доме творчества им.В.Дубинина предполагается создание особого рода «Образовательно-методического комплекса», в рамках которого будут апробированы принципиально новые схемы составления программ дополнительного образования; будет составлен перечень учебно-методических и мониторингово-диагностических средств, обеспечивающих выполнение требований стандартов второго поколения для начальной школы, а также будут составлены научно-педагогические рекомендации по внедрению такого рода стандартов в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011. –31 с.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 168)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела