Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(2) Елена Борисовна Кривова,
заместитель директора по учебно-методической работе
Дома детского творчества «Центральный» г. Новосибирска

Две стороны одной медали (Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования детей в рамках новых образовательных стандартов)

Переход российского образования на новые образовательные стандарты представляет собой чрезвычайно ответственный период, в который педагогическим коллективам образовательных школ необходимо существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с районными учреждениями дополнительного образования детей. Спектр переосмысления задан самим стандартом: это структура, условия и результаты более эффективно осуществляемой образовательной деятельности в интересах ребёнка, его становления и развития как инициативной, творческой личности.

Внеурочная деятельность, будучи впервые введена в структуру учебного плана общеобразовательной школы, предъявляет несколько иные требования как к деятельности общеобразовательной школы, так и к деятельности районных многопрофильных учреждений дополнительного образования детей. Здесь есть важный повод для весьма серьёзных методических размышлений. Прежде всего, за счёт чего, за счёт каких ресурсов (финансовых, кадровых, организационных и др.) можно будет обеспечить педагогически более продуктивное, системно организованное, вариативно спрогнозированное взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей? Где те оптимальные точки соприкосновения, которые в самое ближайшее время определят и предопределят логику сотруднических усилий двух коллективов разнотипных образовательных учреждений? Как достичь требуемого, более высокого образовательного (общеучебного и общевоспитательного) результата в переходный период к принципиально новой модели деятельности? Какие ключевые психолого-педагогические идеи следует сделать приоритетными в концепции интенсивного развития воспитательного и дидактического профессионализма педагогических кадров?

Обозначим вначале наших размышлений те наиважнейшие проблемы, которые, по нашему мнению, могут спровоцировать сбой привычного хода развития как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. Это:

– нарастание негативного отношения отдельных групп родителей, педагогов и обучающихся к внедрению качественно иных в своей основе требований Федерального государственного образовательного стандарта;

– педагогически недостаточно контролируемое размывание границ ответственности взаимодействующих сторон (прежде всего, школ и учреждений дополнительного образования);

– методически нерегламентированное смещение «внеурочного» и «урочного» пространств, частичная утрата достигнутой ранее целостности их взаимосвязи, редукция (упрощение, как бы «обратное развитие») системности в составе взаимодействия двух относительно самостоятельных компонентов образования – учебно-дидактического и воспитательно-коммуникативного).

Если в самом общем ключе попытаться проанализировать возникающие сегодня организационно-методические проблемы, то логическим образом мы придем к идее об особой необходимости повышения уровня готовности к взаимодействию общеобразовательных школ и районных учреждений дополнительного образования детей. В чем здесь заключена организационно-методическая суть проблемы? На наш взгляд, необходима педагогически прогнозируемая интеграция имеющихся кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов под углом зрения самых что ни на есть конкретных задач перехода начальной ступени общего образования с 1 сентября 2011 г. на новые образовательные стандарты – стандарты второго поколения.

Многие регионы России пытаются так или иначе решить различные аспекты самой по себе многогранной проблемы взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей. Проанализировав такого рода опыт, представленный в сети Интернет, принимая во внимание результаты опытно-поисковой деятельности нашего Дома детского творчества, мы пришли к выводу о необходимости применения собственного варианта реализации на организационно-методическом уровне программно-целевого подхода.

Программно-целевой подход предполагает последовательное использование возможностей:

– проблемного анализа;

– ресурсного анализа;

– управленческого анализа.

Применение указанных подходов позволяет сформулировать некоторые важные условия готовности взаимодействующих сторон к достижению проектируемого организационно-методического результата – успешного внедрения стандартов второго поколения.

Не претендуя на окончательные выводы, предложим Вашему вниманию краткую характеристику некоторых важных требований к взаимодействующим сторонам.

 

Условия оптимальной готовности общеобразовательных школ к продуктивному сотрудничеству с учреждениями дополнительного образования детей:

– фактическое (с цифрами, фактами, соответствующей диагностикой) обоснование необходимости сотрудничества общеобразовательного учреждения с конкретным районным многопрофильным учреждение  дополнительного образования детей по осуществлению внеурочной деятельности в той или иной конкретной предметно-практической области знания;

– наличие проработанной системы оценки реальных возможностей для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в аспекте задач внеурочной деятельности;

– планирование, либо, точнее говоря, попытка создания рабочего варианта плана по выстраиванию системы внеурочной деятельности с учетом реальных ресурсных возможностей данного конкретного районного многопрофильного учреждения дополнительного образования детей;

– до начала учебного года предварительно определить заказ в адрес учреждения дополнительного образования детей в виде некоторого перечня направлений и форм сотрудничества с данным домом либо центром детского творчества;

– рассмотреть (не абстрактно, а конкретно, предметно, аргументировано) вопрос о возможности качественного обеспечения учебной деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.).

Условия готовности районного многопрофильного учреждения дополнительного образования детей к педагогически продуктивному сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями:

– наличие содержательно обновлённого программно-методического обеспечения для осуществления образовательной деятельности детских творческих объединений под задачи Федерального государственного образовательного стандарта (как минимум – по приоритетным направлениям развития личности детей);

– умение педагогов дополнительного образования, их способность по-новому, под вводимые новые измерительные параметры оценивать результативность целостного образовательного процесса (учебного, воспитательного), различным образом обнаруживающую себя в самых разных формах сотрудничества с конкретным образовательным учреждением (школой);

– углубление предметных и выделение метапредметных результатов образовательной деятельности за счет приобретения детьми качественно обновляемого знания, его деятельностно-практического усвоения и применение в специфических условиях дополнительного образования;

– отработанность у педагога особого рода профессионального навыка, выражающегося в способности в интересах ребенка, оперативным образом, ситуативно, методически грамотно реагировать на изменение комплекса требований к образовательному процессу;

– предоставление в конкретное образовательное учреждение (школу) опережающей информации о степени возможной занятости ребенка в системе дополнительного образования детей;

– детально-практическое рассмотрение возможностей для организации индивидуальной и групповой образовательной деятельности детей, направленной на духовно-нравственное, общекультурное и общеинтеллектуальное развитие на базе конкретного дома детского творчества;

– проработанность проекта по организации содержательно насыщенной, педагогически целесообразно организованной занятости детей в каникулярное время.

Известно, что любое продвижение образовательной системы вперед, на деле означает обязательный отказ от каких-то уже прочно устоявшихся положений, стереотипных норм и требований, устаревших образцов организационно-управленческих и методико-практических действий. Однако в рассматриваемом нами случае накопленный на сегодняшний день воспитательно-дидактический потенциал системы дополнительного образования должен быть не только сохранен, но и преумножен, в том числе и через систему модернизируемой в нашей стране внеурочной деятельности обучающихся всех возрастных групп.

Педагогический коллектив Дома детского творчества «Центральный», со сдержанным оптимизмом глядя вперед, надеется на установление педагогически плодотворного сотрудничество со школами в интересах обучающихся всех возрастных групп. Хотя и допускает возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств, вызванных переходным состоянием сегодняшнего нашего педагогического бытия.

 

Приложение. Построение системы взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования детей по сотрудническому освоению требований нового образовательного стандарта

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела