Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Светлана Фридриховна Шаровская,
заместитель директора по начальному образованию
МБОУ СОШ № 180 Заельцовского района
г. Новосибирска

Нарине Саркисовна Карапетян,
учитель класса предшкольной подготовки МБОУ СОШ № 180
Заельцовского района г. Новосибирска

Преемственность в формировании коммуникативных универсальных учебных действий средствами ИКТ

Одной из важнейших задач современного образования является формирование социально-компетентной личности, способной к решению возникающих жизненных задач, адаптации к постоянно меняющемуся миру. Современные дети растут в условиях информационного изобилия. Для них естественным является умение оперировать большими массивами информации, использовать в повседневной жизни ресурсы Интернета, мобильной связи. Ребенок вполне может одновременно слушать музыку, отправлять СМС, просматривать сайт. Однако много и охотно общаясь в виртуальной реальности, дети часто не умеют выстроить общение со сверстниками и взрослыми в реальном мире, не различают реальный мир и вымышленный. Последствиями такого перекоса в формировании коммуникативных действий является уход от реального мира, формирование компьютерной зависимости и различного рода нарушения социализации.

Для того чтобы избежать негативных последствий, научить ребенка правильно использовать все преимущества современных технологий, необходимо правильно выстраивать работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на всех образовательных ступенях, включая дошкольное образование.

Наша школа на протяжении ряда лет является экспериментальной площадкой научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО по проблемам информатизации образовательного процесса.  На внутришкольных семинарах, заседаниях методических объединений (МО) обсуждаются проблемы, перспективы и риски применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ.

Готовясь к введению ФГОС, педагоги МО учителей начальных классов внимательно изучили условия, технологии и порядок формирования УУД. С нашей точки зрения, наиболее важными и сложными в формировании являются коммуникативные УУД. Разрабатывая основную образовательную программу, в качестве механизма формирования коммуникативных УУД мы указали среди прочего информационно-коммуникационные технологии. Мы считаем, что методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет не только успешно сформировать коммуникативные умения детей, но и избежать возможных рисков. На базе нашей школы уже третий год работает класс предшкольной подготовки 12-часового пребывания. Свою работу в указанном направлении мы решили строить, начиная с предшколы.

Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

В нашей школе единство образовательных, методических подходов и содержания на ступени предшкольное образование – начальная школа достигается за счет использования родственных учебно-методических комплектов: «Предшкола нового поколения» и «Перспективная начальная школа». Для достижения максимальной эффективности образовательного процесса в классе предшкольной подготовки уже с первых дней обучения  применяются ИКТ.  Для оптимизации учебного процесса учителю необходимо дидактически и методически продуманно применять компьютер в классе предшкольной подготовки, потому что занятие рассматривается сегодня не только как форма обучения, но и как форма учения. Разнообразие приёмов использования электронных учебных пособий (ЭУП) на занятии (индивидуальная, работа в парах, по цепочке, эстафета, фронтальная и т.д.) позволяет повысить мотивацию к обучению, а это необходимое условие успешности, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ребенка. Важно, чтобы выбранные методы, приёмы комплексно влияли на продуктивность образовательного процесса.

Например, использование ЭУП на занятиях позволяет стереть грань разноуровневой подготовки. Яркий иллюстрированный материал привлекает внимание детей, развивает непроизвольное внимание, помогает научиться делить слова на слоги, подбирать слова к схеме, ставить ударение, а самое главное пополнять словарный запас дошкольников. Индивидуальная работа за компьютером даёт возможность каждому ребёнку работать в привычном для него темпе. Учитель не торопит, а значит и не создаётся стрессовая ситуация, сохраняется психическое здоровье ребёнка.

Каждому дошкольнику как можно скорее хочется повзрослеть, быть самостоятельным и успешным. Электронное учебное пособие даст и эту возможность, хоть три минуты поработать без пристальных глаз требовательного учителя или строгих родителей. Учителю приятно видеть детскую улыбку после успешной работы, а ребёнку осознавать, что он успешен в этом деле, ведь он всё сделал сам. ЭУП сочетают в себе качества учебника, тренажера и тестера. Содержат богатый иллюстрированный материал (фотоальбомы, видеоальбомы, видеофрагменты, словари, энциклопедическую информацию). ЭУП  помогают нам совершенствовать, контролировать и оценивать знания  в процессе выполнения зрительных упражнений. Если ученик допускает ошибку, программа не только выдаёт сообщение об этом, но и предлагает воспользоваться  алгоритмом и как навигатор ведет к правильному решению.

В классе предшкольной подготовки используются ЭУП «Азбука», «Развитие речи», «Математика»,«Словарь », разработанные под руководством д-ра пед. наук А.В. Молоковой. На занятиях по обучению грамоте широко используется ЭУП «Азбука» для закрепления букв и звуков. В этом пособии есть интересные задания на определении характеристик согласных звуков. В классе предшкольной подготовки есть уже читающие дети , они работают с заданием, где нужно к части слова добавить пропущенный слог и получить целое слово. ЭУП «Математика» удачно дополняет занятия по учебным пособиям «Кронтик учится считать» и «Кронтик учится записывать числа». Применение ЭУП существенно  расширяет возможности традиционного преподавания в классе предшкольной подготовки .

Также немаловажным представляется использование компьютера для облегчения труда учителя, создания возможностей для представления результатов работы детей и педагога. Наши педагоги применяют :

1)  CD-диски с музыкой для показа презентаций, разучивания музыкальных произведений.

2) Цифровой фотоаппарат для фотографирования детей (праздник, режимные моменты и др.), детских работ, создания слайд-шоу детских работ и фотографий для родительских собраний.

3)  Мультфильмы в цифровом формате для совместного просмотра в часы досуга детей.

4)  Цифровые физминутки для  проведения зарядки и динамических пауз .

При переходе в начальную школу наши дошколята вновь встречаются с ЭУП, знакомыми им по предшколе . Но работа по ним ведется на качественно ином, новом уровне. Там, где в классе предшколы было достаточно нажать на кнопку, вставить цветовую схему , теперь необходимо объяснить свое действие, найти другой вариант решения той же задачи, предложить свою задачу соседу по парте. Знакомые по предшколе герои тоже повзрослели и стали учениками. Им приходится научиться не только счету, письму, чтению, но и общению. Не случайно в УМК значительное место отведено  работе в парах, группах, оказанию помощи товарищу, формированию умения попросить о помощи.   Таким образом,  встреча со знакомыми героями ЭУП позволяет ребенку почувствовать себя уверенно в новой взрослой жизни, использование единой системы условных знаков помогает легко и быстро ориентироваться в учебниках. Использование единой системы организации обучения: в группах, в парах, фронтально и индивидуально позволяет ребенку научиться учитывать мнение товарища, договариваться, строить взаимоотношения со сверстниками. Предлагаемые к УМК проблемные вопросы, заседания клубов позволяют научить ребенка выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Возможность переписки с методистами, ведущими заседания клубов, как посредством традиционных писем, так и по электронной почте, обучает правилам дистанционного общения.

Широко используемые во всех учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ссылки на веб-сайты помогают ребенку правильно сориентироваться в информационном поле.

Таким образом, в процессе предшкольного занятия, а затем урока и во внеурочной деятельности начальной школы реализуется программа формирования коммуникативных УУД средствами ИКТ, формируется социально адаптированная личность современного человека, обладающего качествами, отвечающими требованиям информационного общества.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела