Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Ирина Анатольевна Костюк,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Лицея № 200 Заельцовского района г. Новосибирска

ФГОС НОО: применение современных образовательных технологий, включая ИКТ, на уроке

Очевидно, что введение Федерального государственного образовательного стандарта предполагает широкое использование современных образовательных технологий, включая ИКТ, на уроке. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Если собственно учебные действия успешно формировались в первые три года обучения, то в четвёртом классе учитель может активнее использовать арсенал различных образовательных технологий для развития универсальности действий школьников, включая овладение ими умениями выполнять проекты и проводить исследования. Примером тому, как это происходит, может быть конспект, представленного далее урока.

 

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

 

Тема урока: Карел Чапек «Случай с русалками» (2 урок).

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование:

1. Техническая составляющая:

– персональный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран;

– школьный персональный компьютер.

2.  Дидактическая составляющая:

1. Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Часть 1. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

2. Костюк И.А. Презентация к уроку «Случай с русалками».

3. Костюк И.А. Презентация с фотографиями, отражающими содержание сказки для детей.

4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2007.

5. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Научн.-поп. издание для детей.  М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.

6. раздаточный материал для работы в группе, самостоятельной работы.

УМК: Планета знаний.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

 Дети, входя в класс, берут карточки с текстами, случайно распределяясь на группы вокруг столов с портретами Х.К. Андерсена, А.С. Пушкина, К. Чапека, Л.Н .Толстого, Д.Р. Киплинга для последующей работы.

Приветствую всех «мыслителей» в предметной области литературное чтение. Желаю всем плодотворной работы и новых открытий.

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Чей портрет и почему объединил вас в одну группу?

Что объединяет людей на портретах?

Что их разъединяет?

Предположите, кто из этих писателей, стал изобретателем слова «робот»? Давайте спросим у самих портретов. Сейчас портрет этого писателя сам отзовётся. (Фокус с портретами).

Что вы ещё знаете об этом человеке?

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «философ»?

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

–  личностные – развитие мышления, памяти, внимания, речи;

познавательные – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии;

коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; контролировать действия партнера;

– регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

3. Постановка учебной задачи.

А Карел Чапек был философом только в 1 значении этого слова?

Если философ является писателем, это как-то отражается на его произведениях?

Встречалось ли в вашей читательской практике слово «философ», «философский»?

Как вы понимаете, что такое «философский камень»?

(Дети находят значение устойчивого выражения во фразеологическом словаре).

Есть ли «философский камень» в произведении Чапека? Кто желает найти его?

Скажите, пожалуйста, какую цель можно поставить себе на уроке?

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; 

– регулятивные – принимать, сохранять и ставить учебную задачу.

4.Физминутка «Наши помощники в учёбе».

(Уши – «шапка размышлений», руки – упражнения для кистей рук, глаза – гимнастика для глаз. Наши верные друзья).

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – установка на здоровый образ жизни.

5. Этап планирования. Построение проекта выхода из затруднения.

Что будет объектом нашей мыслительной деятельности?

Для чего мы будем использовать на уроке «Шесть думающих шляп»?

Прошу надеть одну из шляп и настроиться на соответствующий образ мыслей.

Я, как учитель, остаюсь под синей шляпой, так как она отвечает за организацию процесса мышления, подведение итогов и определение направлений нашего дальнейшего развития.

На что будет направлено мышление в белой шляпе? С чем связаны мысли, рожденные под красной шляпой? Какую информацию будут отбирать группы под желтой, чёрной и зелёной шляпами?

Чтобы работа прошла плодотворно, и выступление групп было более убедительным, нужно использовать компьютер для создания презентации. Для каждой группы есть заготовки, которые помогут вам исполнить роль шляпы и быстро подготовиться к выступлению.

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– регулятивные – формирование умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.

6. Поисково-исследовательская работа в группах «под шляпой мышления»:

Белая шляпа.

  1. Определи жанр произведения. Докажи. Подбери слайды для презентации.
  2. Назови главных героев сказки. Когда (по тексту сказки) можно увидеть русалку? Подбери слайды для презентации.
  3. Определи место, где происходит действие. Подбери слайды для презентации.
  4. В какое время года и суток происходят события в сказке? Подбери слайды для презентации.
  5. Узнай в интернете: существует ли река Упа?

Красная шляпа.

  1. Какие чувства вы испытывали, читая сказку? Что удивило особенно?
  2. Какие чувства возникли у доктора, когда его разбудили ночью? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  3. Какие чувства испытал доктор, когда увидел свой край ночью? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  4. Опиши внутреннее состояние русалки. Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  5. Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.

Чёрная шляпа.

  1. В какое время суток происходило действие и как ощущает себя человек в это время суток? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  2. Кто позвал доктора? Что с ним могло случиться? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  3. Может ли то, что случилось с русалкой, произойти с человеком, если он беспечен? Разве у русалок бывают ноги? Сделай вывод: как нужно себя вести, чтобы не получить травму.
  4. Почему оказание помощи русалке доктор сравнил с «адским трудом»? Стоило ли доктору помогать русалке? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  5. В чём необычность встречи доктора с русалкой? Хорошо ли, что русалки исчезли?

Зелёная шляпа.

  1. Что вы знаете о русалках? Бывают ли у русалок ноги? (Используй ресурсы Интернета). В каких произведениях, какого автора встречается русалка как главная героиня? Подбери слайды для презентации.
  2. Доктор – творческий человек? Узнай, когда необходимо накладывать шину. Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  3. Какой ты представил себе русалку? Нарисуй её.
  4. Что посоветовал доктор русалке? Почему? В большой энциклопедии открытий и изобретений прочитай что такое кино. Подбери слайды для презентации.
  5. Как вы думаете, что случилось с русалкой после встречи с доктором? Выскажи словами текста предположения доктора, а затем – свои.

Предложите детям придумать своё продолжение сказки или свою историю «Случай с русалками».

Жёлтая шляпа.

  1. Почему доктор пошёл на голос, если ему было страшно? Как относился к своему краю? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  2. Расскажи о том, каким был доктор, подтверждая словами текста. Можно ли назвать доктора философом? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  3. С кем произошла встреча? Почему доктор увидел русалку? Подтверди свои выводы словами текста. Подбери слайды для презентации.
  4. Скажите, доктор был обыкновенным человеком или нет? Докажите. Какое чудо сумел сделать доктор? Почему?
  5. Есть надежда на то, что русалки не исчезли?

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

-  личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за  результаты своей деятельности, доброжелательности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;

– понимание чувства других людей и сопереживание им; регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

– познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

– освоение способов решения проблем поискового характера (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять главную мысль текста; понимать информацию, представленную в неявном виде);

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– регулятивные – выполнять учебные действия в умственной форме;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовить своё выступление;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

7. Физминутка.

Дыхательная гимнастика – скороговорка (речитатив).

 «У реки играли в салки 33 русалки: раз русалка, два русалка, три русалка…»

 «Речка» (для снятия общего утомления).

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные - установка на здоровый образ жизни.

8.     Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием.

Главные «специалисты по философии» предъявляют результаты исследования, используя самостоятельно подготовленную презентацию.

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – ответственно относиться к собственному здоровью, внимательно относиться к красоте окружающего мира; нравственному содержанию поступков;

– понимать чувства других людей и сопереживать им;

– регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

– познавательные – активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы; самостоятельно делать выводы;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы; контролировать действия партнёра;

– регулятивные – выполнять учебные действия в громкоречевой форме; осуществлять пошаговый контроль.

9. Итог урока. Включение в систему знаний и повторение.

Определите цель вашей мыслительной деятельности на уроке.

Кто считает, что нам удалось найти «философский камень» в сказке «Случай с русалками»?

Какой же философский смысл Карел Чапек хотел донести до своих читателей? Посмотрите на высказывания самого Чапека. Какое из них соответствует главной мысли сказки? Обсудите в группе.

Комментарий. Дети читают на слайде:

Карел Чапек своей сказкой хотел сказать людям:

  • Человек – это слабое существо, бессильное перед царящим в мире злом.
  • Людей должны связывать с «братьями меньшими» доверие и любовь.
  • Новый мир можно найти у себя под самым носом.
  • Чудеса происходят с самыми обыкновенными людьми. В чудеса надо верить.

А кто из вас верит в чудеса?

Радует, что многие из вас верят в чудеса, могут увидеть чудо и написать об этом в лицейской литературной газете «Начало».

А остальным сегодня я докажу, что чудо есть.  (Фокус «Чтение мыслей»).

Выскажите ваши впечатления от урока.

Оцените работу вашей группы.

Какие трудности встречали?

Кого вы назовёте лучшим «философом» в группе?

(Дети называют лучших «философов» в своей группе. Учитель раздаёт детям «философский камень».)

Пусть «философский камень» помогает вам постигать скрытую суть вещей не только в произведениях, но и в жизни (на обороте информация о дифференцированном домашнем задании – страница 115, упражнение 4).

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – определять личностный смысл учения;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– познавательные – устанавливать причинно-следственные связи;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;

– осуществлять итоговый контроль;

– оценивать результаты собственной деятельности и деятельности группы;

коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

10.            Рефлексия деятельности.

Раскрасьте «философский камень» цветом, который  соответствует вашему настроению от мыследеятельности.

Если вы всё поняли хорошо, с лёгкостью, было интересно, можете помочь другому, то поднимите «философский камень» высоко над головой.

Если было сложно и непонятно, то поднимите «философский камень» на уровне груди.

Я рада, что у вас хорошее настроение, что все сегодня эффективно поработали. Относитесь к разным событиям жизни по-философски, верьте в чудеса, умейте их разглядеть и тогда ваша жизнь станет яркой и удивительной.

Спасибо всем.

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

– регулятивные – оценивать результаты собственной деятельности.

Проведённый урок подтвердил, что эффективным средством формирования универсальных учебных действий младших школьников действительно могут стать современные образовательные технологии, включая ИКТ.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 35)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела