Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Анна Георгиевна Мельникова,
учитель географии МБОУ СОШ с УИП и ХЭЦ № 168
Железнодорожного района г. Новосибирска

Роль спортивного ориентирования во внеурочной работе по географии

Роль учителя географии в воспитании молодого поколения возрастает с течением времени. Это связано, прежде всего, с тем, что количество часов, отведённых для обучения этому прекрасному предмету, сократилось до опасного минимума. И где, как не на уроках географии, представляется уникальная возможность воспитывать в детях патриотизм, любовь к своему Отечеству, умение любить и понимать природу и нашу необъятную и такую ранимую планету? Поэтому приходится искать другие пути – дополнительное внеурочное время – для обучения детей.

В данном случае я остановилась на спортивном ориентировании. Для этих занятий я отбираю детей, объединяю их в своеобразную спортивную группу. Набор группы осуществляю на параллелях с 4 по 7 классы. Это дети, с одной стороны, уже достаточно хорошо подготовленные в области географии, а с другой – наиболее увлечённые, непосредственные и к тому же более нуждающиеся в физическом развитии. Поэтому, для отбора наиболее перспективных и стабильно желающих работать учеников провожу эстафеты в каждом классе. Эстафеты, как правило, проходят весело, с задором, и количество желающих возрастает.

После этого мы с детьми проводим теоретические занятия, на которых они имеют возможность самостоятельно отрабатывать учебно-познавательные компетенции: выполняют различные упражнения с масштабом, определяют азимут, высчитывают расстояния, читают карты.

Далее наши занятия переключаются на природу. Здесь задания усложняются и соответственно интерес к ним возрастает. Практические работы на местности можно осуществлять с выходом в парк – привязка к местности по карте и определение сторон горизонта, прохождение опять же по карте от одного объекта до другого, определение на глаз расстояний, определение азимутов.

Подобные занятия я провожу уже несколько лет – с 2003 года, они стали пользоваться популярностью у детей. Соревнования проходят в выходные дни, дети, как правило, являются с охотой и в полном составе, невзирая на погоду. И наибольший позитив имеют непосредственно соревнования по ориентированию на уровне района, города, области, в которых мы обязательно всегда принимаем участие и где у ребят есть большая мотивация к победе, возможность пообщаться со сверстниками, старшим поколением и... с природой.

В зимний период, когда при нашем суровом климате соревнования по спортивному ориентированию не проводятся, мы всё равно не сидим без дела – ребята продолжают учиться и повышать своё мастерство:  отрабатываем теоретические знания в кабинетных условиях. Практические же маршруты осуществляем также в школе – по описанию учителя, и в виде небольших эстафет – на уроках физкультуры.

О роли и значении спортивного ориентирования можно сказать много. В своё время В.П. Максаковским было предложено весьма интересное и полезное для учителей географии понятие «Географическая культура», куда по его же убеждению входят и географическая картина мира, и географическое мышление, и методы географии, и язык географии (Ю.Г. Симонов «Географическая культура сегодня и завтра», газета «География», № 2, 2008. С. 5-11). В данном случае мы тоже можем констатировать, что в какой-то степени расширяем для школьников эту самую «Географическую картину мира», повышая их «Географическую культуру».

Например, для уроков географии это:

 – умение читать топографические карты;

– переводить расстояния из сантиметров в метры;

– определять азимут;

– правильно читать масштаб;

– прививать любовь к природе и родному краю.

Для занятий по краеведению это:

– умение описывать местность,

– составлять простейшие глазомерные съёмки,

– выполнять ватерпасовку.

Кроме того, появляются такие ценности, значение которых вообще трудно переоценить. Это:

 – улучшение физического здоровья учащихся,

– совершенствование психических процессов, таких как восприятие, внимание, мышление, память, морально-волевые качества;

– появление интереса к географии и топографии.

А положительные эмоции, которые ребята испытывают в процессе соревнования: чувство дружбы, воля к победе, наконец, просто нахождение на свежем воздухе. И сколько бывает радости, когда и результаты наших трудов по спортивному ориентированию оцениваются положительно, и нас награждают грамотами за то или иное место! Я и сама предельно увлекаюсь этой работой и в последнее время стала привлекать к соревнованиям своего младшего 4-хлетнего сына, который с величайшим воодушевлением бежит с планшетом весь необходимый путь, находится на природе и с раннего детства приобщается к уникальной и неповторимой науке – географии. К тому же сын мой уже и грамоту получил – за успешное прохождение маршрута на спортивном соревновании.

В конце хочу отметить, что детям моим нравятся эти занятия, они ходят на них с удовольствием и особенно стремятся на соревнования!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль спортивного ориентирования во внеурочной работе по географии
2. Алтай - сказочный край
3. Долгожданное путешествие по Алтаю
4. Зима – удивительное время года!