Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101

Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Одарённые дети – уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают, что это далеко не так. Поэтому вопросы интеллектуальной и творческой одаренности всегда были в центре внимания многих зарубежных и отечественных ученых, педагогов, психологов, а также учителей-практиков. Важность изучения данной проблемы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития.

Так, в апреле 2011 в городе Тель-Авиве состоялась Юбилейная X международная научно-методическая конференция, посвященная вопросам интеллектуальной и творческой одаренности в рамках программы «Дети. Интеллект. Творчество» Международного Интеллект клуб «Глюон» (Москва).

Ученые и педагоги города Новосибирска, участвовавшие в конференции, делятся своими впечатлениями в статье «Х международная научно-практическая конференция «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы».

Изменения в образовании не происходят «вдруг», а долго «выращиваются» в ответ на изменения, происходящие в общественной жизни. Механизмом достижения современного качества образования является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  

В словаре-справочнике В.М. Полонского фиксируется два основных понятия для системы российского образования:

стандарты в образовании как правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования;

стандарт общего среднего образования – документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся (т.е. образовательный ценз).

В контексте ФГОС педагогами предъявляются высокие требования к уровню знаний учащихся, к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

Создаются условия, обеспечивающие возможность получения полноценного предпрофильного образования, из соображений собственных склонностей и интересов учащихся. 

МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка» – образовательное учреждение, ориентированное на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к обучению, обеспечивающее потребности микросоциума в профильном обучении и реализующее идеи аэрокосмического образования. В лицее реализуется одно из 5 направлений президентской инициативы «Наша новая школа» – создание специальной системы поддержки талантливых школьников и формирование комфортной среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка. Лицеем проводятся международные семинары, конференции и игры аэрокосмической тематики.

Так, 15 ноября состоялась VI Городская научная конференция «У истоков освоения космоса» для учащихся 8-11 классов.

Старшеклассники из 20 образовательных учреждений Новосибирска представили свои творческие работы, связанные с космосом, в самых различных направлениях: от физико-математических расчетов до исторических и литературных исследований.

«Об итогах проведения VI Городской научной конференции «У истоков освоения космоса» в статье Людмилы Павловны Малыгиной.

ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. В условиях информационного общества знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека. Для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Возрастает значимость обучения иностранным языкам, формирования коммуникативной компетенции.

В МБОУ СОШ № 80 педагогический коллектив идет в ногу со временем. В кабинете информатики уже много лет формируется органическая среда, предоставляющая ребенку возможность в тесном сотрудничестве с опытным педагогом, открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в него природой. Основные и дополнительные занятия решают единые концептуальные задачи и становятся для учеников младших, средних и старших классов инструментом не только развития, но и поиска себя, своего жизненного предназначения. Тамара Ивановна Роженко силами своего предмета способна помочь любому ученику. Но одаренному ребенку она дает уникальный шанс наиболее полно раскрыть свое дарование.

Ведущая цель обучения английскому языку в деятельности Людмилы Алексеевны Никоновой – воспитание, развитие и образование учащихся средствами предмета на основе интерактивных форм обучения и формирование коммуникативной компетенции в процессе практического овладения учащимися иноязычной языковой деятельностью. Учитель постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство и уровень владения компьютерными технологиями, вовлекая своих учащихся в творческую деятельность.

Статья «Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в курсе «Преподавание информатики на английском языке» рассказывает об успешном опыте совместной творческой деятельности педагогов Т.И. Роженко и Л.А. Никоновой.

Взаимодействие человека с миром протекает в виде деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект не только обнаруживается в деятельности, он в ней созидается: «…направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…».

Исследовательская работа, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, рождается в результате поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения.

Широкие возможности для этого предоставляют каникулярные научные школы. Так, в дни школьных каникул, на базе детского оздоровительно-образовательного центра имени Олега Кошевого школьники 6-х-11-х классов из образовательных учреждений Новосибирской области приняли участие в работе  летней естественнонаучнoй школы «Лаборатория Z».

Учредителем стало Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Для участия в работе школы  были приглашены ребята в соответствии с рейтингами результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных турниров и конкурсов Новосибирской области. В статье «Областная летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» сотрудники ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН» делятся своим опытом о работе ее первой смены.

 



Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в курсе «Преподавание информатики на английском языке»
Авторы: Людмила Алексеевна Никонова, Тамара Ивановна Роженко
Статья понравилась: 1356

В МБОУ СОШ № 80 сложилась определенная система работы с одаренными детьми на основе совершенствования содержания образования, форм и методов обучения.

(5742 просмотров)
Областная летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z»
(из опыта работы)

Авторы: Вера Иулиановна Иванова, Лариса Адольфовна Дмитриева, Екатерина Анатольевна Дмитриева
Статья понравилась: 8

Одаренным детям, развитие и образование которых происходит в настоящее время, предстоит решать проблемы XXI века, поэтому необходимо выявить наиболее значимые из этих проблем и сформулировать те требования к одаренной личности, ее социально-психологическим и духовным ресурсам, которые дадут ей возможность реализовать свой потенциал на пользу общества.

(1278 просмотров)
Х международная научно-практическая конференция «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы»
Статья понравилась: 7

В апреле 2011 в городе Тель-Авиве состоялась Юбилейная X международная научно-методическая конференция «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы».

(1418 просмотров)
Об итогах проведения VI Городской научной конференции «У истоков освоения космоса»
Автор: Людмила Павловна Малыгина
Статья понравилась: 9

С целью развития интереса учащихся к изучению авиационной, космической тематики, наукоемких технологий, популяризация аэрокосмического образования, а также выявления учащихся, одаренных в области научного творчества, 15 ноября 2011 года была проведена конференция для учащихся 8-11 классов школ города на базе «Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка».

(1114 просмотров)