Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Демина Екатерина Викторовна,
психолог ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН», канд. психол. н.
Юрий Викторович Михеев,
ученый секретарь ИПИО РАО, к.п.н.
Людмила Павловна Малыгина,
«Отличник просвещения», зам. директора по НМР
МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка»
Дзержинского района г. Новосибирска
Александр Сергеевич Марковичев,
заместитель директора ИПИО РАО, к.ф.-м.н.

Х международная научно-практическая конференция «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы»

В апреле 2011 в городе Тель-Авиве состоялась Юбилейная X международная научно-методическая конференция «Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы».

В рамках программы «Дети. Интеллект. Творчество»  подобные конференции проводятся ежегодно и собирают специалистов по работе с одаренными детьми, преподавателей ВУЗов, педагогов.

В конференции приняли участие 35 учёных и педагогов из разных городов. Россия представлена ведущими научными школами Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Якутии, Новосибирска, Армавира, Чебоксар, Вологды, Архангельска и других городов.

В этом году деятельность конференции проходила в условиях обсуждения в Российском обществе двух основополагающих проектов в сфере образования – проекта Закона об образовании и проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (полного общего образования).

В контексте проекта стандарта полного образования следует констатировать тот факт, что, в соответствии с проектом, получает институциональное развитие идея возможности выбора каждым учащимся индивидуальной траектории развития. Это имеет очень важное  значение для талантливых детей, которые к моменту перехода в старшую школу могут осознанно выбирать свою будущую профессию, а, значит, осваивать выбранный блок предметов на профильном уровне. Кроме того, продолжает осуществляться принятая в 2009 году на президентском уровне программа «Наша новая школа».

На пленарном заседании выступили Альминдеров В.В. (президент Международного интеллект-клуба «ГЛЮОН», Россия) и Марк Апплебаум (Израиль), Сенько Юрий Васильевич, академик РАО (Россия).

После пленарного заседания работа конференции продолжилась по секциям: медико-психологической, педагогической и в секции «Общие вопросы одаренности».

Тематика секций была определена весьма условно, многие доклады освещали более широкий круг вопросов. Поэтому участники конференции могли свободно участвовать в работе всех секций, и даже докладчики после своего доклада могли отправиться в соседнюю секцию слушать интересующее их сообщение.

Секция по вопросам общей одаренности состоялась под руководством Тестова В.А. (д.п.н., Вологда, Россия) и Григорьевой А.А. (депутат Государственной думы от республики САХА, Россия), курирующей вопросы образования. Проблемы развития одаренности рассматривались в системе непрерывного образования «детский сад – школа – вуз» и касались широкого спектра проблем: повышение интеллектуального потенциала, интеллектуальная одаренность, информационные технологии в обучении одаренных детей, музыкальная и спортивная одаренность.

Большое значение в выступлениях участников уделялось диагностике одаренности и технологиям раннего интеллектуально-творческого развития детей. Новосибирск был представлен выступлением Малыгиной Л.П. по теме «Реализация Программы «Одаренные дети» в условиях Аэрокосмического лицея». Выступление вызвало живой интерес, было задано много вопросов и отмечена уникальность опыта образовательного учреждения. Лицей был первым образовательным учреждением в Новосибирске, получившим этот статус.

За годы реализации Программы «Одаренные дети» создана широкая сеть контактов с Центрами по работе с одаренными детьми по всей России. Значительный интерес был проявлен к выступлениям участников из Вологды, Якутии, Ставрополя и Архангельска.

Работой педагогической секции руководили академик Российской академии образования, д.п.н., профессор Ю.В. Сенько (Барнаул) и д.п.н., профессор Е.А. Солодова (Москва). Первый из секционных докладов сделала Елена Борисовна Винник из средней школы № 5 города Жуковский Московской области «Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей».

В докладе А.А. Никитина, А.С. Марковичева, Ю.В. Михеева (ИПИО РАО, Новосибирск) «Методология подготовки и переподготовки учителей математики, работающих с одаренными детьми» был затронут более широкий круг вопросов, нежели обозначенный в названии. Слушатели познакомились с историей и принципами создания специализированных физико-математических и химико-биологических школ при ведущих университетах страны, и воздействием опыта Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета на формирование и функционирование уникальной системы специализированных классов в Новосибирской области.

Внимание участников секции привлек доклад Н.И. Алексеевой о социализации ребенка в условиях вальдорфской школы. У одаренных детей часто наблюдается значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии, в то время как их эмоциональная, социальная и физическая сферы не всегда поспевают за таким бурным ростом. Это приводит к тому, что одаренные дети часто не могут в полной мере реализовать свой потенциал, не могут сделать открытие, не могут создавать новое потому, что помимо интеллектуальных способностей необходима еще высокая креативность, трудолюбие, социальные компетентности и практические умения. Поэтому для жизни и самореализации одаренного ребенка исключительно важен вопрос социализации.

Не меньший интерес вызвал доклад И.В. Федоровой и Ю.Р. Бут об организации познавательной деятельности одаренных детей дошкольного возраста в условиях вальдорфского детского сада при той же «Общеобразовательной Свободной школе», г. Жуковский. Опыту обучения математике одаренных учащихся в условиях культурной инфраструктуры на примере гимназии № 1567 был посвящен доклад Л.Я. Шляпочника и И.И. Кулагиной. На секции был представлен еще ряд заслуживающих внимания докладов и сообщений. Заседание секции проходило в довольно непринужденной и заинтересованной атмосфере. Обсуждение затронутых вопросов, конечно, продолжалось и при личном общении участников конференции в последующие дни.

Медико-психологической секцией руководили Речицкая Е.Г. (профессор, д.п.н., МПГУ, Москва, Россия) и Кучугурова Н.Д. (профессор, д.п.н., МПГУ, Москва, Россия). Медико-психологическая секция была посвящена обсуждению вопросов психологической составляющей образовательной практики работы с одаренным ребенком. На секции участники обозначили такие проблемы, как организация психологического сопровождения одаренного школьника в условиях общего и дополнительного образования, развитие эмоционального интеллекта как составляющей личностного роста школьника, вопросы использования артпедагогических  методов для коррекции  психоэмоционального развития неординарных детей.

Интересно, что в практике образовательной работы с одаренными детьми в Израиле функционирует система, позволяющая ежегодно с помощью психологического тестирования выявлять одаренных детей, начиная с 9-летнего возраста. Такие дети сопровождаются на протяжении всего последующего периода обучения через специальные «обогащающее» программы сопровождения одаренных детей, реализуемые на базе специального центра, в котором еженедельно (1-2 раза в неделю) собираются одаренные дети из всех школ.

На секции был представлен опыт развития практики психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, реализуемый ГБОУ ДОД НСО «Областной центр  работы с одаренными детьми» в направлении совершенствования практики дифференцированного подхода к развитию одаренного ученика, индивидуализации обучения.

Сопровождение обучения и развития одаренного ребенка в  г. Новосибирске организуется в трех направлениях, выделенных в качестве ведущих в организации службы психолого-педагогического обеспечения образования Новосибирской области.

Первое направление – психолого-педагогическое обеспечение безопасности и развивающего компонента образования, которое включает мониторинг, проектирование и экспертизу психолого-педагогических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Второе – комплексная помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и воспитания, которое  направлено на диагностику ситуации развития одаренного ребенка.

Третье направление – информационно-профилактическое, выступает ключевым звеном организации сопровождения обучения одаренных детей, и ориентированию, прежде всего, на профессиональное становление специалистов, подготовку высококвалифицированных педагогов-предметников для работы с учениками.

Перспективы становления системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в образовательном пространстве Новосибирской области в целом связаны с развитием нормативно-правовой базы, разработкой программ сопровождения специализированных классов, естественнонаучных площадок и отдельных детей, проектированием индивидуальных образовательных траекторий учеников, и постепенным повышением компетентности педагогов и специалистов сопровождения.

В новосибирской делегации по результатам работы конференции состоялась рефлексия, и участники пришли к единому мнению о том, что материалы, представленные на конференцию, отражали системную работу с одаренными детьми в городе Новосибирске. Представлен опыт инновационного образовательного учреждения МБОУ Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка (Малыгина Л.П.), Областного центра работы с одаренными детьми (Дёмина Е.В.) и Учреждения Российской академии образования «Институт педагогических исследований одаренности детей» (Никитин А.А., Марковичев А.С., Михеев Ю.В.).

На заключительном пленарном заседании выступили руководители секций с обзором работ, был принят меморандум, отражающий результаты работы конференции.

Конференция предусматривала экскурсионную программу: обзорную экскурсию по Тель-Авиву с посещением алмазной биржи,  поездки в Иерусалим и Вифлеем, посещение исторических достопримечательностей:  Храма Рождества Христова (Вифлеем), Дворца Наместника (Иерусалим) с осмотром Елеонской горы, ущелья Кидрон, Храмовой и Сионской горы, Стены Плача, Храма Гроба Господня.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела