Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(3) Протоиерей Борис Пивоваров,
председатель Отдела образования Новосибирской епархии

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы православной культуры»

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» разрабатывалась светскими специалистами в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), и освоение ее должно было стать первой ступенью при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов нового поколения) в российскую школу.

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее ? Концепция) включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся».

Неслучайно в первой публикации (в «Учительской Газете») Концепция была напечатана под общим заголовком ? «Воспитание патриотизма».

На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции дается ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы ? эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы».

Содержание рассматриваемой Концепции:

Введение.

1. Национальный воспитательный идеал.

2. Цель и задачи воспитания школьников.

3. Духовно-нравственное развитие гражданина России.

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования.

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы.

6. Управление воспитательным процессом.

7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных

организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников.

8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся.

Заключение.

Во «Введении» к Концепции говорится:

«В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну».

Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, – подчеркнул он, – таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Далее в концепции дается краткий анализ неблагополучного положения в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России.

«Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия – среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой».

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания,  ? Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

«Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, ? подчеркивает Д.А. Медведев, ? в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

В первом разделе Концепции «Национальный воспитательный идеал» поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

«Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание ? это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретных исторических, социокультурных условиях».

Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

«В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.

Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси».

Далее в Концепции дается обзор ? как, начиная с Петровских времен, в России постепенно происходил процесс секуляризации, как менялся не в лучшую сторону общественный идеал, как возобладали эгоизм и другие асоциальные явления. «В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох», ? указывается в Концепции. Самая большая эпоха в истории России – это древнерусский период (X–XVII вв.). Следовательно, если мы желаем сохранить преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, то этот период не должен быть изъят из педагогической российской традиции.

Когда в Концепции говорится о процессах модернизации, то и здесь в первую очередь отмечается важность религиозных ценностей: «Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности».

«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

«Личностная культура, – указывается в Концепции, – это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, милосердия».

«Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями».

Важное место в Концепции занимает патриотическое воспитание.

«Патриотизм ? чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан ? богаче и счастливее. Патриотизм – это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

– любовь к России;

– любовь к своему народу;

– любовь к своей малой родине;

– служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое)».

Когда в Концепции говорится о социальной солидарности, упоминаются такие добродетели, как милосердие, доброта, честность и достоинство.

По вопросу о религиозных верованиях России в Концепции подчеркнуты следующие моменты:

«Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм ? это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

– вере в Бога;

– религиозных организациях;

– святости и благочестии».

Очень важен последний аспект, потому что воспитание в детях и молодежи чувства священного и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Недаром Государственный Гимн России начинается словами: «Россия ? священная наша держава». Недаром и Великая Отечественная война в песнях именуется как «священная война». Священные чувства должны связывать детей и родителей, супругов, сограждан, стоящих на защите Родины. А если в душе школьника не будет ничего святого, священного, то дело воспитания можно считать загубленным.

Священные слова в Концепции посвящаются и семье.

«Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он не случаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, которыми они хотят делиться с другими людьми:

– любовь и верность;

– здоровье и благополучие;

– почитание родителей;

– забота о старших и младших;

– продолжение рода».

Замечательно, что в Концепции наконец-то прозвучало здравое слово о такой добродетели, как трудолюбие. «Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд.

Это возможно, если человек принимает такие ценности, как:

– познание и истина;

– креативность и инновационность;

– целеустремленность и настойчивость;

– трудолюбие;

– бережливость».

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.

«Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

– жизни;

– родной земли;

– красоты;

– гармонии».

В рассматриваемой Концепции в разделе «Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании» довольно подробно говорится и о значении религиозного элемента в духовно-нравственном воспитании российских школьников.

«Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечества во многих случаях давала религия.

Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности».

Примечательно следующее положение, записанное в Концепции: «Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно-нравственное развитие личности затруднено».

Следовательно, атеисты не должны бы упрекать верующих людей в неполноценности и отсталости, как практиковали ранее и ныне делают воинствующие безбожники. Верующим людям, по заповеди Господней, надлежит терпеть такие оскорбления и не возмущаться ими. Но консолидации гражданского общества и укреплению духовности и культуры России позиция воинствующих атеистов не способствовала никогда.

Далее в Концепции говорится: «Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это – часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали».

«С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: «Основы православия» («Основы православной культуры»), «Основы ислама», «Основы буддизма», «История мировых религий» и др. Характерными формами сотрудничества государственных и муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, в которые включены представители как государственных и муниципальных органов образования, так и конфессий (обычно — РПЦ), совместные научные конференции государственных образовательных учреждений и Церкви, поддержка государственными и муниципальными органами проводимых Церковью чтений (как правило, Рождественских), летних лагерей для школьников, организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей.

В нашей стране накоплен опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранен и преумножен. Дальнейшее укрепление позиций традиционных религиозных организаций в обществе может обеспечить их активное участие в программах воспитания и социализации российских школьников. Религиозные организации обладают высоким духовным авторитетом, большим опытом миссионерской деятельности, что позволяет им самим разрабатывать и осуществлять социальные программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также привлекать к их реализации семью, общественные организации, учреждения культуры, спорта, СМИ».

А вот как в Концепции говорится о соотношении образования (обучения) и воспитания. «Отношение власти к воспитанию прослеживается в Законе «Об образовании». В его первой редакции (1992 г.) о воспитании говорится всего один раз и только в связи с понятием образования: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства». В редакции 1996 г. термины «обучение» и «воспитание» были переставлены местами.

Последняя редакция Закона, принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания.

Заканчивается Концепция следующими словами:

«Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

Даже такой краткий обзор основных положений Концепции показывает ее важность для возрождения духовно-нравственного воспитания российских школьников. К сожалению, эта Концепция (разработанная светскими, а не церковными специалистами и предложенная к реализации не Церковью, а Министерством образования и науки РФ) еще не стала реальным руководством для школьных учителей и воспитателей. Слишком сильны атеистические стереотипы воспитания. И хотя российским школьникам больше всего угрожают бездуховность, распущенность, пивной алкоголизм, наркомания, преступность, создается впечатление, что школа больше всего опасается религиозного влияния.

Остается пожелать, чтобы все учителя российской школы все-таки прочли «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников», чтобы этот официальный документ стал предметом особого внимания со стороны школьных руководителей, и чтобы преобразилось лицо российской школы.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2019)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы православной культуры»
2. Возможно ли воспитать патриота на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»?
3. Время – истинная ценность