Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Возможно ли воспитать патриота на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»?

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее – Концепция) – официальный документ, разработка и публикация которого предваряет переход российской школы на ФГОСы (Стандарты) второго поколения. Эта Концепция представляет собой духовно-нравственную, философскую и идеологическую основу Стандартов.

Какова же основная – самая высокая – цель воспитания, согласно Концепции? Ответ очевиден (даже при беглом обзоре содержания Концепции) – воспитание гражданина, патриота. Неслучайно в первой публикации (в «Учительской Газете») Концепция была напечатана под общим заголовком – «Воспитание патриотизма».

Но, возможно ли воспитать патриота на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»?

На первый взгляд, не понятно, откуда взялась такая постановка вопроса. Почему же нельзя? Что же может помешать воспитать патриота?

Есть несколько серьезных фактов, которые могут поставить под сомнение такую возможность. Вот только три из них.

1. Нередко можно встретить людей, которые рассуждают примерно так: «Я не знаю, что такое патриотизм. Я не знаю, что такое Родина. У меня нет по этому поводу никаких особых чувств. Для меня Родина сводится к моей семье, к моему городу. Я не знаю, как можно любить целую страну».

2. Известен факт стремления многих людей уехать за границу, за «лучшей долей». «Утечка мозгов», начавшаяся в 90-ых, продолжается.

3. Многие люди «все русское хают и бранят».

Можно сказать, что поколение 90-ых – это результат духовного вакуума времен развала СССР, а у нас есть основания надеяться, что в ближайшие несколько десятилетий подобных потрясений не предвидится, поэтому вряд ли нам что-нибудь помешает воспитать патриотов.

Но, не слишком ли оптимистичным является этот взгляд? Может быть, дело тут не только в пресловутых 90-ых, а все гораздо глубже и гораздо печальней?

Концепция затрагивает философские основы образования и воспитания. В частности, Концепция говорит: «Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека».

В философии и в психологической науке признанным является следующий результат. Научное представление о личности выделяет три уровня бытия индивида [см., напр., 1]:

1) витальный – самый низкий – включает деятельность по удовлетворению простейших физиологических потребностей и потребностей в безопасности, а также потребности в развлечениях («хлеба и зрелищ»);

2) социальный  – семейная жизнь, образовательное и профессиональное самоопределение, а также вопросы социализации, самореализации, творчества, гражданской ответственности и патриотизма;

3) экзистенциальный – самый высокий – отвечает за поиск смысла жизни и решение основных философских вопросов.

При этом отмечается, что нерешенность вопросов смысла жизни может стать «непосильной ношей» [1, с. 10].

Также можно считать установленным, что в жизни каждого индивида один – и только один – из этих уровней является ведущим, а остальные являются подчиненными.

История педагогики однозначно говорит о том, что до ХХ века вопросы воспитания патриотизма, т.е. вопросы второго – социального – уровня бытия, решались только на основании решения экзистенциальных вопросов. Так было в Средневековой Европе, во время жизни таких классиков педагогики, как Каменский, Песталоцци, Дистервег. Так было и в дореволюционной России, что отражено в трудах русских педагогов, философов, мыслителей (Ломоносова, Ушинского, Лихачева и многих других). Вообще, в традициях русского народа, в традициях народной (Родной) педагогики, решение вопросов смысла жизни пронизывало не только процесс решения социальных вопросов, но и даже решение бытовых вопросов.

Как именно вопросы патриотического воспитания решались на основе решения смысложизненных вопросов? Это отдельный, большой разговор.  Пока оставим его. Для многих современных людей уже сама связь этих двух вопросов – патриотизма и смысла жизни – является нетривиальной. Не все сразу.

Что же говорит Концепция по поводу решения смысложизненных вопросов? До какого уровня их решения доходит Концепция?

В тексте Концепции хоть и упоминаются вопросы смысла жизни, но философские рассуждения ограничиваются только витальным и социальным уровнями бытия личности. Решение философских вопросов экзистенциального – высшего – уровня просто отсутствуют. В философском плане это может означать одно из двух: либо вопросы смысла жизни низводятся с высшего уровня до уровня социального (высший смысл жизни заключается в сохранении жизнеспособности государства), либо Концепция намерено умалчивает об экзистенциальном уровне. Что именно из этого имеет место – это вопрос интерпретации.

В любом случае, то, как Концепция решает вопрос смысла жизни, не может быть признано удовлетворительным ни в философском, ни в психологическом, а значит, и ни в педагогическим смысле. От того, что мы замалчиваем вопросы смысла жизни, не означает, что они исчезнут или решатся сами собой.

Для патриотического воспитания молодежи это означает то, что Концепция, фактически, патриотическое воспитание отдает на откуп конкретным педагогам:

– если в мировоззрении педагога имеется определенное решение вопросов смысла жизни, этот педагог сможет организовать полноценное патриотическое воспитание;

– если педагог сам для себя решил вопросы смысла жизни «очень приблизительно и туманно», патриотическое воспитание будет сведено к профанации.

Следует также помнить, что в ближайшем будущем реализация ФГОСов второго поколения ляжет на плечи педагогов из того самого поколения 90-ых. А для этого поколения решение вопросов смысла жизни и патриотических вопросов было очень непростым.

 Список литературы

1. Дворецкая М.Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / М.Я. Дворецкая [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] 03-18475а. – СПб., 2003. – 21 с.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 77)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы православной культуры»
2. Возможно ли воспитать патриота на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»?
3. Время – истинная ценность