Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(19) Сергей Владимирович Федорчук,

директор МКОУ ДОВ города Новосибирска

«Городской центр информатизации «Эгида»

Год российской истории

2012 год – уникален по насыщенности на «круглые даты» отечественной истории. Год исторических юбилеев – это повод задуматься над тем, что происходит сейчас, возможность ещё раз осмыслить историческое прошлое и сделать выводы.

Мы должны определить своё место на всемирной исторической доске и научиться гордиться своим прошлым, а не стыдиться его.

История должна научить нас уважать прошлое, чтобы оказаться в грядущем. В истории не должно быть белых пятен и чёрных страниц!

Общество и народ, в котором напрочь отсутствует интерес к своему прошлому, объективно обречены на гибель, так как потеряли механизм передачи исторического опыта и традиций от поколения к поколению.

* * *

Люди как существа социальные всегда объединяются в разнообразные социальные группы: сословия, классы, народы и т. д.

Народ – это краеугольная социальная группа, вокруг которой образуется государство и формируется культура.

Под народом в социологии обычно понимают некую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков – языка, культуры, территории, религии и исторического прошлого.

Язык народа – это не просто знаковая система, обеспечивающая общение между отдельными индивидуумами, но, прежде всего, определенный образ мышления.

Базовый набор ценностных ориентиров русского человека заметно отличается от западноевропейского или американского, но он не лучше и не хуже, а просто другой! Русский язык – это язык духа, язык размышлений о предназначении человека, язык смыслов и «копания» в себе с целью духовного роста и совершенствования.

Вспомните, хотя бы великое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», и сколько там мотивов, связанных с переживаниями героев, их осознанием совершённых ошибок, личностного горя, надеждой и верой в будущее.

Русский язык – это язык чувств, эмоций, страданий. Именно поэтому в русском языке огромная палитра значений у одних и тех же слов, обозначающих один и тот же предмет или действие, но передающих разные смысловые оттенки. Поэтому только язык народа по-настоящему характеризует культуру.

Культура народа – область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Культура – это специфический (коренной) признак народа.

Ведь люди даже пищу по-разному принимают, не говоря уже строительстве жилищ, ведении и организации хозяйства или осуществлении религиозных культов.

Неслучайно марксисты под культурой понимали исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Говоря о территории, мы имеем в виду географию. Географические особенности определяют все сферы жизнедеятельности цивилизации (экономики, социальных отношений, политики, духовности, этики, морали и нравственности).

Наше поведение предопределено природой. Как существа разумные, мы, естественно, можем действовать и вопреки естественным (традиционным) стереотипам поведения, но чаще всего поступаем так, как установлено предками (заведено). Например, русские стали русскими и потому, что всегда жили в территориально огромной стране, с редким населением, холодным климатом (отсюда низкая урожайность и производительность труда, но никак не от врожденной лености!), коротким летом (с определенным производственным циклом, заставляющим работать на «рывок»), высокой мобильностью населения из-за постоянного наличия фонда «свободных земель».

Кроме того, русский народ всегда, на протяжении своей истории, был хорошо обеспечен дешевыми природными ресурсами, что привело к расточительности и вере в бесконечность естественных богатств страны.

По своей ментальности русские являются коллективистами. Русская община – «мир» – благополучно дожила до 30-х годов XX века, а, если считать эпоху колхозов продолжение русской национальной традиции, то практически вплоть до сегодняшнего дня. К её особенностям можно отнести следующие факторы:

круговая порука и стремление к справедливости в системе распределения ресурсов, а иногда и результатов труда;

социальная ответственность, в смысле защиты прав своих членов во «внешнем мире» и поддержке обездоленных, то есть неспособных к самостоятельному обеспечению своих потребностей;

самоуправление – «крестьянское общество» решало все внутренние вопросы, даже, если они касались и социальных протестов против властей, поэтому «крестьянская община» являлась настоящим институтом «русского гражданского общества», где его элементом выступал не индивидуум, а социальная группа – «мир»;

традиционализм – русские крестьяне жили по обычаям предков и «почти» в гармонии с природой, передавая народную мудрость, обряды и религиозные таинства из поколения в поколение. Правда, справедливости ради, следует отметить, что развитие капитализма заставляло крестьян более «хищнически» относиться к природе, меняло их образ жизни, язык, мышление, культуру, вносило новации в традиционное поведение и экономику, но это были всё-таки минимальные изменения, которые не носили революционного характера.  

Коллективное мышление определяло абсолютно всё, в том числе и отношение к индивидуальному материальному богатству. В России к нему в основном относятся негативно. Индивидуализм осуждается как отрицательное качество. Местоимение «мы» в нашем сознании носит позитивный характер в отличие от местоимения «я».

Личность – это человек, живущий ради общества, а не тот, кто просто добился успеха. Этого в России недостаточно. Личность – это стремление к всеобщему благу при скромном индивидуальном бытии.

Мы можем восхищаться мелким предпринимателем, сделавшим что-либо для социума, человеком от науки, искусства, спорта и многое им прощать, но практически не встречается массового (общественного) уважения к людям от экономики (и особенно это касается олигархов).

В религиозном отношении, мы наследники великой византийской культуры, что сегодня является неким моветоном. Византия была центром православия, то есть правильной веры, религии в наибольшей степени сохранившей черты и традиции раннего христианства. Русские – это православные христиане.

Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях, – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Причём в православии крещение одинаково как для церковнослужителей, так и для мирян, чем признается их равенство перед Богом. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на I (в 325 году в Никее) и II (381 году в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние – ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный)1.

Однако в русской религиозной культуре сохранились элементы славянского язычества. Наша вера в домовых и прочую нечисть явно выдает наличие некого двоеверия. Раздвоенность русского религиозного сознания (когда в душе люди верили во Христа, но при этом отдавали должное «неким существам невидимого плана») сделало нас терпимыми не только к другим народам, но и другим конфессиям. У русских людей в характере допускать возможность существование «чего-то еще», кроме «единственно правильной нашей» веры, признавать свободу совести для человека, отправляющего свой религиозный культ по-другому. При этом мы всё-таки христиане, верующие в высшую божественную справедливость.

Кстати наше неприятие западных инноваций в области юриспруденции связано именно с верой в высшую справедливость, а не законы, придуманные людьми, а значит априори не совершенные.

У любого народа есть история. Общее историческое прошлое, как строительный раствор, скрепляет отдельных людей в общность, так как общие победы, поражения и общие исторические свершения сближают интересы индивидуумов настолько, что у них появляются совместные цивилизационные проекты, такие как государство, в рамках которого формируется определенный общественный уклад жизни, удобный для создавших его людей.

Свою историю необязательно любить, её необходимо знать и помнить. В противном случае, сначала рушиться общество, потом государство, а затем вымирает и распыляется народ, утративший своё единство и превратившийся в «оголтелую» толпу или «население».

Отдельные его представители могут выжить и даже неплохо пристроиться в других сообществах, но, увы, рано или поздно они будут ассимилированы. К сожалению, от подобной участи не застрахованы даже великие народы, что не раз подтверждалось на страницах «книги прошлого». Как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Она жестоко наказывает аутсайдеров, проигравших борьбу за выживание на историческом олимпе.

Возьмите хотя бы римлян, бесследно растворившихся в итальянцах, французах, испанцах, португальцах, румынах и других европейских народах, конечно же, сыграв важную роль не только в их этногенезе, но и культуре.

В такие моменты только «сильная» личность (или группа личностей) может спасти общество, и, укрепив государство, начав «пересборку» социальной матрицы народа. В этом случае «старый» народ (народы) также могут исчезнуть, но разрыва исторической традиции не произойдёт.

В русской истории такое событие случилось в 1380 году, когда под знаменами Дмитрия Донского на битву с войском Мамая на Куликовом поле вышли: москвичи, тверичи, ярославичи, нижегородцы и другие «древние русичи», а с победой вернулись уже русские, унаследовавшие культурный и духовный опыт Киевской Руси. Древние русичи – это римляне русской/российской истории.

А 8 сентября 1380 года – это день рождения современной России.

Само наличие этих признаков отнюдь не превращает некую группу людей в народ. Именно образование связывает их в единое целое. Мы даже не задумываемся над тем, что образование как система включает в себя не только процессы обучения и воспитания подрастающего поколения, но и квинтэссенцию представлений народа о самом себе – мифологию.

Мифотворчество народа – это обобщение исторического опыта, консервация определенных стереотипов поведения людей (которые усваиваются неосознанно и передаются от одного носителя к другому), наконец, способ определить своё место на мировой доске истории.

Мифы облегчают жизнь отдельных людей, но заметно усложняют общественную жизнедеятельность, так как вносят в неё дополнительные оттенки исторического «многоцветья». Каждому известно, что на историю нельзя смотреть через «розовые» очки и воспринимать её в чёрно-белых тонах. Она многогранней и сложней.

Например, у русского народа есть миф о «Святой Руси». Его смысл заключается в обожествлении нашей Родины, «земли русской». «Свят» не только народ, но и земля, на которой он проживает, в смысле почвы. Это миф о патриотизме – Родину нужно любить всегда и защищать ее даже ценой собственной жизни. Кстати русская поговорка: «своей земли не отдадим ни пяди», не от жадности, а от представлений о святости земли. Разве можно отдавать врагу святое. На этом нехитром филологическом выражении воспитали не одно поколение русских патриотов: от Александра Невского до Георгия Жукова. Любовь к Родине формируется обыденно и непринужденно, также как возникает любовь к матери. Она есть, и мы не задумываемся почему. Мы не рационализируем это обстоятельство, а просто самозабвенно любим женщину, давшую нам жизнь.

Народ живёт мифами. В народном творчестве мифы расходятся на былины, сказки, пословицы, поговорки, приметы, анекдоты и прочее. Народ осознанно упрощает историческое прошлое, делая его понятней для молодёжи. Ребёнок с малых лет впитывает мудрость поколений через общение с взрослыми. Он становится представителем своего народа через систему «бытового» образования, на примере близких ему людей.

Историки часто говорят нам, что в России всегда была мало грамотных людей. К сожалению, это правда, но вот что важно. Умение читать и писать – это ещё не образование. Ведь образование – есть способность получать знания об окружающем нас мире, в том числе и социальном (обществе). Грамотность же – это более эффективный метод освоения знаний (можно сказать, что и более цивилизованный). Но не думайте, что на Руси (или в России) было мало образованных людей. Это не правда!

Потому что в этом случае мы никогда бы не построили такое мощное государство как Россия, никогда бы не освоили такие огромные пространства, собрав под рукой русского царя столько народов и земель. Русские землепроходцы пешком за 50 лет прошли расстояние в несколько тысяч километров от предгорий Урала до Камчатки, сделав тем самым русской (российской), огромную страну – Сибирь.

Мы никогда не создали бы такой самобытной культуры. Безграмотный народ легко осваивал «современные» для своего времени технологии, строил уникальные архитектурные сооружения, в том числе и шедевры деревянного зодчества, рисовал иконы, писал литературные произведения, успешно занимался активной производственной деятельностью, придумывая оптимальные экономические решения в рамках имеющихся географических условий.

Да и не такой уж и безграмотный он был, наш народ. Об этом свидетельствует хотя бы количество обнаруженных на территории Новгорода Великого берестяных грамот. Начиная с 50-х годов XX века в летний (археологический) сезон их находят регулярно. Если берестяных грамот «раскопали» несколько сотен, значит, писали их новгородцы намного больше, что говорит только об одном – читать и писать они умели в массовом порядке, и было это делом обыденным.

Большая советская энциклопедия сообщает нам совсем недвусмысленно, что большинство берестяных грамот – это «…частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые берестяные грамоты шуточного содержания. Есть грамоты с протестами крестьян против феодальной эксплуатации, списками феодальных повинностей, феодальными обязательствами, политическими новостями, а также денежные документы, завещания, любовное письмо. Найдены берестяные грамоты, адресованные исторически известным новгородским посадникам и составленные ими»2.

В этом смысле образование – это функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Она реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей3.

Чем больше носителей мифов, тем устойчивее общность, так как в этом случае мифы развиваются и дополняются в каждом новом поколении. Мифы живут, когда их пересказывают тем, кто их слушает. Мифы нужны тем, кто готов восхищаться и удивляться деяниям исторических героев прошлого и воспринимать их как своих предшественников. И здесь неважно ходят дети в школу или получают образование дома. Важно другое – являются ли их учителя носителями этих мифов или нет, то есть верят в них или воспринимают как «исторические сказки».

Образование, полученное в семье в процессе естественного воспитания ребёнка, – основа профессионального образования. «Обыденные» знания – это не только сведения об окружающей действительности, которые делают нас «умнее», но и человеческие качества, приобретенные в процессе общения с близкими людьми, делающие нас «добрее» – просто людьми.

В семье, обучение и воспитание, действительно становятся частью образовательного процесса, когда ребёнок развивается и интеллектуально, и эмоционально.

Человек становится личностью исключительно в обществе, в котором семье отводится функция пропедевтики социальных отношений – формирования основ совместной жизнедеятельности людей.  

Поэтому семья как ячейка общества, является матрицей народа.

Семья – главный наш учитель, а общество – наша школа!

Мы живем с этим каждый день, воспринимая как данность.

Чтобы уничтожить цивилизацию – необходимо уничтожить народ как общность!

Чтобы уничтожить народ – обязательно нужно разрушить систему образования!

Чтобы уничтожить систему образования – необходимо разрушить семью и систему семейного воспитания!

Семья – это ценность, которую нужно беречь всевозможными средствами государства, потому что разрушение комплекса семейных ценностей ведёт к социальному хаосу, развалу общественных отношений, идеологическому вакууму и настоящей пропасти между поколениями. Нельзя допускать, опираясь на толерантность, пропаганды разврата и нетрадиционных семейных и сексуальных отношений. Это опасно!

Это можно признавать как данность, но зачем же открыто и откровенно пропагандировать? Слово имеет силу! Или мы хотим, чтобы через 15-20 лет такие фильмы как «Весна на Заречной улице» рассматривались в свете извращенных представлений о любви? Думаете, мы утрируем? Шутим? Отнюдь.

Посмотрите на Запад, и вы увидите, к чему может привести подобная политика «полной свободы». Царство свободы, толерантности и колоссальных индивидуальных прав человека постепенно уничтожает личностное начало в людях. Греховность и распущенность облекаются в упаковку человеческого права, пропагандируются и тиражируются.

Духовное начало в людях исчезает, блекнет перед материальным. Животные инстинкты делают человека потребителем товаров и услуг, забывшим, что свое предназначение – служение Богу и обществу, но никак не Мамоне.

В этом мире люди не счастливы, так как материальных благ на всех не хватает. Видно создатель специально пошутил над человечеством, ограничив его ресурсы, чтобы люди довольствовались малым, в большей степени духовным потреблением, возможности которого абсолютны и безграничны, а не тратили жизнь в погоне за новыми вещами.

Культ потребления, общество потребления – это цивилизационный тупик!

Кризис западной культуры очевиден, мы хотим того же?

Вот такая квадратура круга получается.

* * *

Задуматься о происходящем можно и нужно, и именно в этом и может помочь 2012 год, который мы называем годом русской истории!

Для этого у нас имеется множество оснований. В 2012 году мы будем отмечать юбилеи многих эпохальных событий русской истории. Приведём лишь некоторые из них, самые главные, во многом даже определяющие. Начнем с самого начала.

* * *

В 2012 году исполняется 1150 лет со дня основания Древнерусского государства, по крайней мере, большинство русских историков, именно призвание Рюрика на княжение в Новгород, называют началом русской государственности.

Как пишет «Повесть временных лет» в 859 году новгородцы изгнали варягов «за море», однако, это привело к междоусобице между тремя племенами. В этой ситуации, собравшись на совет, новгородцы поступили мудро и решили послать послов (посольство направили представители чуди, веси, ильменских словен и кривичей) «к варягам, к руси», чтобы сказать: «Земля наша велика и обильна, да наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володетъ нами».

Варяги, безусловно, согласились! Видать от полной безысходности, ведь как откажешь-то таким настойчивым просителям. И княжить в Новгороде в 862 году стал Рюрик, посадив своих братьев Синеуса на Белоозере, а Трувора – в Изборске. Рюрик личность историческая, а вот братья его персонажи явно легендарные.

Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них – результат неправильного прочтения русским летописцем Нестором иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом – семьёй («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»).

Летописный рассказ послужил основанием для появления норманской теории возникновения Древнерусского государства. Норманизм как концепция возник в XVIII веке среди ученых-иностранцев в Российской академии наук (Миллер, Шлёцер). Возникновение антинорманизма по времени практически совпадает с норманизмом. Первым антинорманистом был Михаил Васильевич Ломоносов.

Можно по-разному относиться к научности или антинаучности норманской теории, но общепризнанным фактом остаётся то, что «держава Рюрика» была первым общепризнанным государственным образованием у восточных славян, а сам Рюрик первым общепризнанным её правителем.

Однако из данного факта можно сделать два далеко идущих вывода:

первое русское государственное образование, изначально, было многонациональным;

государственность сложилась у восточных славян естественным образом как результат внутреннего развития. Рюрик пришёл «княжить», а значит «княжение» как форма правления уже у наших предков существовала!

Мы должны гордиться нашими предками хотя бы за то, что они пришли к «согласию» и «порядку», установив социальный мир и заложив тем самым основы «русской государственности».

* * *

В 1237 году – 775 лет назад началось вторжение монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Русь. Монголо-татары опустошили русские земли и установили тяжёлое иго, которое было сброшено только в 1480 году, после «стояния на Угре» при великом князе Иване III.

Итогом монголо-татарского нашествия стало резкое сокращение численности населения Киевской Руси, особенно городского (из 74 древнерусских городов, известных археологам по раскопкам, более 30 были разорены татарами). Гибель городских ремесленников привела к потере целых профессий и ремесел, например, стеклоделия, а гибель князей и дружинников – профессиональных воинов – надолго замедлила социальное развитие.

Кроме того, на 200 с лишним лет русское общество попало в зависимость от Золотой Орды. В русском государстве сложилась новая политическая система. Верховным правителем для русских князей стал хан Золотой Орды. Русские князья вынуждены были получать от него разрешение княжить – ярлык на княжение. Главной формой зависимости стал «ордынский выход».

Размер дани был весьма значителен: по подсчетам исследователей, ежегодный «выход» с дома-хозяйства приравнивался к годовому заработку ремесленника в городе (крестьянин в деревне столько заработать не мог). Выплачивать такую дань полностью было невозможно. От выплаты дани татары освободили только духовенство. Тяжелая ордынская дань и постоянные грабительские набеги надолго затормозили социально-экономическое развитие русских земель.

Но главное: русские выстояли!

Русские не только сохранили свою этническую самоидентичность и культурное своеобразие, но и смогли построить новую мощную государственность (даже две!) – Московское государство и Великое княжество Литовское и Русское (во многом благодаря усилиям православной церкви!).

Кстати о последней следует написать подробнее, что мы и сделаем в одном из следующих выпусках!

Андрей Михайлович Буровский, весьма уважаемый нами историк, публицист и писатель, даже назвал Великое княжество Литовское и Русское «потерянной русской Атлантидой», то есть обществом реально существовавшим, но совершенно забытом в угоду то ли политической конъюнктуре, то ли просто по недоразумению. 

Московия в исторической перспективе и превратилась в Россию, поглотив конкурента – Литву, которая объединилась с Польшей, создав Жечь Посполиту, но это уже совсем другая история.

И пусть с остатками Золотой Орды русские воевали ещё много раз и после 1480 года: Казанское ханство было присоединено к России в 1552 году, Астраханское в 1556 году, Сибирское ханство к концу XVI века, а уже к середине XVII века русские вышли к Тихому океану, Крымское ханство вошло в состав Российской империи только в 1783 году.

Многие говорят, что монголо-татарское иго принесло русским «азиатчину», сделав его народом неевропейским и недемократическим.

У нас другая точка зрения: противостояние русских с Ордой закалило народ, сделало его сильнее, обогатило его культуру и язык, расширило географию российской цивилизации вплоть до Тихого океана.

Ведь никто не спорит с фактом, что движение русских «встречь солнцу», в Азию, в Сибирь было вызвано противодействием осколку Золотой Орды – Сибирскому ханству, а подогревалось чисто экономическими факторами – погоней за «мягкой рухлядью», «мягким золотом» – пушниной.

В настоящее время многие «историки» выдвигают умопомрачительные версии о том, что чуть ли не сам Александр Невский был ханом Батыем и пришёл на Русь с войском (Ордой). Все эти теории абсурдны и направлены на то, чтобы вычеркнуть из русской истории ещё одну её героическую страницу.

Помните самое важное: татарское нашествие было! И это было страшно!

1237 год – это трагическая страница русской истории, но от этой даты начинается разбег современной российской цивилизации, так как именно в противостоянии с монголо-татарским правителем Мамаем Дмитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, положив начало современной русской народности.

* * *

В 1242 году, 5 апреля, 770 лет назад, на Чудском озере Александр Невский разгромил войска немецких рыцарей, которые намеревались захватить земли Новгородской боярской республики. У «Чудского побоища» есть своё особое место в сборнике памятных дат русской истории. Ведь, остановив продвижение крестоносцев на Русь, Александр Невский сохранил русскую государственность и русский народ, уберёг от завоевания и истребления многие жизни.

Для того чтобы остановить натиск с Запада Александр Ярославич, во многом вынуждено, вступил в союз с золотоордынским ханом Батыем, признав владычество монголо-татар над Русью. За это его многие сегодня называют и предателем, и коллаборационистом, и антизападником. Его даже упрекают в том, что выбирая между Западом и Востоком, он выбрал Восток, чем обрёк Россию на отставание от Запада в области политического развития, сделав ставку на деспотизм, а не на развитие демократических институтов. Но что ему оставалось делать-то?

В середине XIII века децентрализованная (раздробленная) Русь подверглась двойной агрессии с Запада и Востока (монголо-татары). При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньшие (в 1204 году крестоносцы разгромили Константинополь, в 1224 году вырезали русское население в Юрьеве). Целью крестоносцев был разгром православия, «истребление православных, которых были хуже паганных язычников». С другой стороны, веротерпимость монголов, их уважительное отношение к православной церкви, удаленное от русских, проживание делало выбор в их пользу практически безальтернативным.

Как писал выдающийся русский историк Г.В. Вернадский: «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Русь выбрала сторону Востока».

Мы считаем, что в 1242 году Русь выбрала «не Восток», не «азиатчину», не деспотию, а самостоятельность, культурное своеобразие и независимость.

Можно ли упрекать дальновидного политика Александра Невского в подобном выборе? Нам кажется, что нет! Ведь спустя 700 лет уже под Сталинградом русская (советская) армия вновь разгромила германские войска, напавших на Россию (СССР) под флагами нацизма. Это доказывает то, что великий политик XIII века не ошибся в своих потомках – они оправдали его надежды, его исторический выбор.

* * *

В 1497 году (515 лет назад) при великом князе Иване III (1440-1505, правившем Россией 43 года с 1462 года) был принят Судебник – первый общерусский свод законов.

Характер сборника подчеркнут во вступлении: «Уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры, о суде, как судит и бояром и околничим». 9 частей этого сборника посвящены процессуальным правилам и лишь несколько статей касаются вопросов материального права. В Судебнике Ивана III имеется ряд постановлений материального права: о купле, займе, наследстве, землях, межах, холопах, земледельцах. Судебник впервые утверждает в законодательном порядке прикрепление к земле свободных землепашцев, так как прежняя полная свобода перехода крестьян с одних земель на другие отменялась. Переходить от одного владельца к другому крестьянам разрешалось только в течение двух недель в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после. При этом они должны были выплатить предыдущему владельцу земли существенную для того времени компенсацию – «пожилое» (за пользование двором): рубль в степных и полтину в лесных местностях (по четверти этой суммы за каждый прожитый год)4.

Упоминаем мы об этом историческом событии, дата ведь не совсем юбилейная, по двум причинам:

  1. Чтобы ещё раз подчеркнуть длительность правовой истории России.
  2. Зафиксировать факт того, что русское правовое сознание формировалось совершенно в других цивилизационных и политических условиях, нежели у представителей европейской (американской) культуры.

Эти аспекты важны для понимания современных правовых коллизий.

Наши законодатели и политические деятели часто «рыдают», что они, якобы, принимают хорошие законы, а они людьми не исполняются. Причина же «внеправового» сознания россиян заключается не в том, что они не хотят исполнять законы, а в том, что правовые нормы эти, простите за выражение, просто тупо копируются с западных образцов и высаживаются на русскую почву.

Гражданское общество и правовое государство формировалось в недрах европейской цивилизации веками, формируя у европейцев определенный тип мышления и правового сознания.

Русскому человеку многие их подсистемные элементы не понятны на ментальном уровне, потому что базовым понятием русского правового сознания является справедливость, а не законность.

Эти понятия в образе мышления россиянина практически превращаются в слова-синонимы – законным для него является всё, что справедливо и наоборот.

Однако у этих терминов различная смысловая нагрузка:

справедливость – это разумность общественной жизни. В этом смысле в социальных отношениях между людьми она совпадает с нравственностью.

законность – это соблюдение правовых актов государством, юридическими и физическими лицами. Законность опирается на силу и авторитет государства, предполагает верховенство закона над властью, а также над иными нормативными системами (обычай, общественная мораль, религиозные нормы и т. п.).

Россиянин просто на уровне подсознания не может считать разумными законы, которые нарушают права стариков, лишают людей государственной поддержки, заставляют их быть безнравственными, чтобы быть конкурентоспособными.

И не слушайте «умных голов из телевизора», которые говорят, что можно быть успешным и обладать большими капиталами, оставаясь при этом высоконравственным индивидуумом с тонкой душевной организацией. Это – ложь!

Успешность в профессии, общественной жизни, экономической деятельности – это духовные составляющие развития человеческой личности – признание, уважение, авторитет. Они могут принести славу, благосостояние, духовное богатство, но никак не капиталы.

Все без исключения крупные и очень крупные капиталы в современном понимание слова «честно» совсем даже и «не честные». За ними тянется целый шлейф обмана, лжи, крови, мошенничества, воровства, грабежа, разбоя, убийств и прочих статей уголовного кодекса.

В русском обществе могут признать человека состоятельного, но только в том случае, когда увидят его социальную активность, бескорыстие, благотворительность. В России быть богатым – это огромная ответственность перед обществом, так как богатство – Богом данное состояние, некая награда, а значит им нужно делиться с другими по справедливости.

Капиталисты, бизнесмены – это люди Запада, воспитанные на протестантской этике, где обогащение дело богоугодное. Не подать нищему, не сострадать бедному и убогому – это в порядке вещей – они неудачники, аутсайдеры.

В русском языке есть замечательное слово – предприниматели – совсем другие люди, сформированные в недрах православной культуры. Нам оно нравится больше, а для себя советуем вам сравнить: Фордов, Морганов, Ротшильдов с Рябушинскими, Морозовыми, Гучковыми, Третьяковыми и вы почувствуете разницу.

Тем более что в русской культуре бедность не порок (по Ф.М. Достоевскому, нищета – порок), а констатация твоего материального положения, которое никак не отражается на твоем статусе. Учитель, врач, библиотекарь (если он профессионал!) беден, но его все уважают. Владелец магазина состоятелен, но ему последний бедняк руки не подаст, если он «как царь Кащей над златом чахнет», накапливая финансовые капиталы.

В России бедность и нищета вызывают сочувствие и сострадание, но не презрение. Сострадать значит пытаться помочь! Сострадание и любовь к ближнему своему – это фундаментальные христианские ценности, которые в русской культуре через коллективное сознание из личностных качеств индивидуумов превратились в характерные черты русского народа.

Коллективизм, общинность у нас превалируют над индивидуальностью. Наконец, в русской ментальности укрепилось понятие, что смыслом жизни человека является поиск истины, а не прибыли.

Хотя некоторые примеры из сегодняшней жизни начинают пугать своей полной бесчеловечностью. Западные реформы начинают собирать свой урожай!

Вот и подумайте, какой конфликт в сознании русского человека случается, когда ему говорят, что обогащение – хорошо, потому что кроме тебя самого о тебе никто не позаботиться. Ты никому не нужен. Если ты беден – то виноват в этом сам.

Ведь никто не заставлял тебя становиться учителем, врачом, инженером!

И в нашей стране это продолжается уже 20 лет!

Это законно? Да, безусловно, так как всё оформлено законами и другими нормативными актами. Но справедливо ли это?

Вот на 515-летии первого русского Судебника стоит и задуматься!

* * *

В сегодняшней России 4 ноября является государственным праздником – День народного единства (отмечается с 2005 года).

Что же такого случилось в этот день 400 лет назад?

22 октября (4 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль, где и капитулировал спустя 5 дней.

Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение 300 лет вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Именно эта дата – 4 ноября по григорианскому календарю, и была выбрана в качестве дня государственного праздника.

В этом небольшом историческом отвлечении непонятно только одно – почему в 1612 году Москву освобождали от поляков?

Всё дело в том, что с начала XVII века Русское государство оказалось в глубочайшем политическом и социально-экономическом кризисе (смуте), вызванном, во многом, необдуманной политикой Ивана IV, пресечением правящей династии Рюриковичей (последний её представитель Фёдор Иоаннович умер в 1598 году и на престол взошёл Борис Годунов), а также неблагоприятными климатическими условиями начала XVII века (три года – 1601-1603, оказались неурожайными и разразился страшный голод, жертвами которого стали свыше 500000 человек). Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек.

Бомба в виде смуты взорвалась, когда в народ просочились слухи о том, что будто бы законный царевич девятилетний Дмитрий жив (в реальности умер в 1591 году), из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. А тем временем в Польше объявился самозванец, прозванный в народе Лжедмитрием. Борис Годунов умер в 1605 году. И тут началось: Лжедмитрий I правил один год, потом появился Лжедмитрий II, Василий Шуйский, «семибоярщина» (годы правления 7 знатных российских боярских родов), на дорогах страны балом правили разбойники, на северо-западе окапались шведские интервенты, в западных регионах страны куролесила польско-казацкая вольница, а потом началась и прямая интервенция Речи Посполитой. А вот закончился весь этот «беспредел», действительно 4 ноября 1612 года, когда II народное ополчение освободило Москву, создав условия для избрания на Земском соборе (на котором присутствовали представители всех социальных слоев тогдашней России) нового царя, которым и стал Михаил Фёдорович Романов в январе 1613 года.

Говоря о последствиях смутного времени, следует сказать, что страна, едва не развалилась на несколько частей и не перестала существовать как единый политический организм. В ходе смутного времени Россия понесла существенные территориальные потери: Смоленск был утрачен на долгие десятилетия (отошёл к Речи Посполитой), западная и значительная часть восточной Карелии была захвачена шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Россия на 100 с лишним лет потеряла выход к Финскому заливу.

Смутное время привело страну к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %.

В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Но русские опять выстояли!

Главный исторический вывод, который просто необходимо сделать, заключается в том, что спасти Россию от полного развала смогли представители простого народа, не только изгнавшие из столицы захватчиков, но и избравшие новую династию, заложив тем самым фундамент для нового витка эволюционного развития российской цивилизации.

И, конечно же, мы всегда будем помнить имена простых русских героев спасших страны от врагов, олицетворением которых является памятник гражданину Никите Минину и князю Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве.

* * *

В 1812 году (200 лет назад) Россия столкнулась с чередой новых испытаний. Российская цивилизация впервые столкнулась, в военном смысле, со всей Европой, объединенной Наполеоном Бонапартом (на европейском континенте Наполеону не подчинялись только Великобритания, территория Балканского полуострова, входившая в состав Османской империи и Швеция).

На войну с 600000 армией французского императора поднялся весь русский народ, включая и крестьян, которые вели активную партизанскую борьбу. Война воистину стала народной и получила название – Отечественной. Вся страна в едином порыве сражалась с захватчиками. Все помнят имена героев этой войны: Денис Давыдов, Михаил Илларионович Кутузов, Пётр Иванович Багратион, Александр Петрович Тормасов, многими забытый, но всё-таки выдающийся полководец Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Многие помнят о подвиге батареи Раевского, героическом Бородинском сражении, об устроенном французами пожаре в Москве.

За полгода русская армия разгромила войска лучших маршалов и генералов одного из самых талантливейших полководцев всех времён и народов – Наполеона Бонапарта. Потери французов и их союзников в русской компании 1812 года составили примерно 550000 человек, то есть почти 85 % от всего личного состава вторгнувшейся в Россию «Великой Армии». Уже через полтора года Россия и ее союзники вошли в Париж. Французы навсегда запомнили визит русских казаков в свою столицу. Французское слово «бистро» – название небольшой закусочной или ресторанчика происходит от русского слова «быстро», которым казаки просили французских кулинаров покормить их.

Отечественная война оставила глубокий след в общественной жизни России. Под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов. Яркие события Отечественной войны вдохновляли творчество многих русских писателей, художников, композиторов, отражены в многочисленных памятниках и произведениях искусства.

Война 1812 года стала переломной вехой русской истории: представители всех социальных слоев осознали собственное единство, дворяне и крестьяне, жившие в одной стране, увидели, что у них много общего, они – один народ. Представители всех сословий забыли о противоречиях, которые были между ними до войны.

Эта общность духа возникла на основе идеи защиты Отечества, которая подверглась агрессии со стороны Франции-Европы. Хотя данный «тренд» не получил дальнейшего развития и культурная пропасть между крестьянами, дворянством и интеллигенцией постоянно только увеличивалась и в итоге привела к революции 1917 года.

Крестьянский, национальный и рабочий вопросы уничтожили романовскую Российскую империю, дав начало новому советскому цивилизационному проекту.

* * *

В феврале и октябре 2012 года наше общество будет отмечать, а кто-то, может быть, и праздновать девяносто пятую годовщину со дня Февральской и Октябрьской революции в России. Сегодня, в отличие от недавнего прошлого, к событиям 1917 года в обществе относятся в основном негативно.

Многие историки, политики и общественные деятели откровенно пишут, что в октябре 1917 года Россия свернула со столбовой дороги мировой цивилизации и за 74 года, то есть к моменту развала СССР, пришла в полный цивилизационный тупик. Государственные СМИ делают всё, чтобы российские граждане видели, по крайней мере, в Октябре, «чёрную» страницу отечественной истории. Но всё ли так просто и однозначно?

Исторические события такого масштаба нельзя рисовать в чёрно-белых тонах. Количество оттенков в таких событиях может превышать даже количество судеб, которых оно коснулось, так как подобные события переворачивают мировоззренческую картину мира. Делают мир другим!

Как бы сегодня не относились люди к событиям тех лет, однозначно только одно – советский период истории России – это эпоха серьёзных испытаний для российской цивилизации и время больших побед.

О причинах Октябрьской революции, её последствиях (в том числе и гражданской войны 1918-1922 годов), причинах победы большевиков и семидесятилетнем советском проекте написано очень много и необходимую информацию читатель легко может найти в Интернете. В рамках данной статьи мы укажем лишь на несколько узловых моментов Октября и последовавшего за ним советского периода истории, чтобы у читателя сложилось определённое представление об исторической значимости данного события, независимо от его исторической оценки.

Во-первых, Октябрьская революция 1917 года стала результатом социально-экономического и политического развития российской цивилизации.

Разброс мнений здесь колоссальный: приведём только два, которые нам нравятся больше всего.

Мы отвергаем версии о масонском заговоре и немецких деньгах, не потому что ничего подобного не было, а исключительно по причине сколь-нибудь существенного влияния этих факторов на причины революции.

Некоторые историки утверждают, что предпосылки Октября кроются в незавершенности либеральных социально-экономических реформ 60-70-х XIX века, когда русское крестьянство получило личную свободу, но без земли. Земельный вопрос так и не был решён к 1917 году. Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX века лишь обострило социальные противоречия российского общества, особенно между помещиками и крестьянством.

В стране, где 85 % населения крестьяне, голод и относительное безземелье рано или поздно должны были привести обществу к социальному конфликту. Для крестьян в решении земельного вопроса основополагающим являлось справедливое распределение земельных угодий между всеми членами общества (по количеству едоков). По русской традиции они не признавали частной собственности на землю. Испытания и лишения, выпавшие на российский народ, в ходе неудачно развивавшейся I мировой войны только подлили масла в огонь.

И деревня вспыхнула летом 1917 года. Учитывая обстоятельство, что не менее 10 млн. крестьян были мобилизованы в действующую армию, то они на тот момент стали реальной силой, решившей политический спор в пользу большевиков и их «Декрета о земле» и «Декрета о мире».

В прагматичности большевикам не откажешь – они чётко уловили основные чаяния большинства населения страны – о мире и о земле, и дали обществу желаемое, взамен получив политическую власть в стране!

Таким образом, земельный в совокупности с рабочим и национальным вопросами, ущербность политического представительства различных социальных слоев в общероссийском парламенте, политический кризис власти и последствия I мировой войны расшатали общественную стабильность и привели страну к социальному взрывуреволюции!

Отдельные историки, социологи, государственные и общественные деятели, не отвергая вышеуказанных причин, добавляют, что русский народ, то ли в силу своего исторического византийства, то ли по природной глупости, просто склонен к социальным утопиям и экспериментам. Вот и бросился русский народ, в условиях цивилизационного и культурного кризиса в пучину строительства коммунизма-социализма, не задумываясь, по первому зову большевиков.

В этой точке зрения, фактом является то, что пропасть духовного кризиса в России начала XX века, действительно, была колоссальной!

С XVIII века, с реформ Петра Великого, культурный разрыв между русским дворянством и крестьянством с каждым годом увеличивался, пока не достиг своего апогея в 1917 году. А.М. Буровский вообще считает, что русское дворянство и крестьянство были даже двумя абсолютно разными народами. Первые олицетворяли собой русских европейцев, а вторые – русских азиатов. Они говорили, жили, думали совершенно по-разному. В итоге не понимали друг друга полностью! Отсюда и жестокость, и полная непримиримость этих сословий в гражданской войне, борьба до полного истребления друг друга. Однако победа крестьянства отнюдь не завершилась геноцидом дворянства, последние преспокойно влились в советское общество как творческая, техническая и военная элита.

О роли интеллигенции в революции 1917 года написано много, но лестных отзывов почти нет. Добавим только одно: вина интеллектуалов в событиях 1917 года не требует доказательств! Они раскачивали лодку самодержавия, хуля её безмерно и обвиняя во всех смертных грехах. Все своим творчеством и гражданской позицией обрекая русскую государственность на идеологическое одиночество.

Интеллигенция безостановочно критиковала русскую православную культуру, восхищаясь всеми западными идеями, низвергая мириады критических копий в сторону неправильного и некультурного народа, мечтая об идеальном прозападном государственном устройстве, всеобщем просвещении и справедливости.

Интеллигенция перестала зависеть от народа, культуры, языка, оторвалась от российской действительности (стала беспочвенной – то есть не привязанной к родной земле), практически пропустив (проспав!) революцию. И когда царизм пал, оказалось, что реальной альтернативой ему является лишь большевистское государство.

При этом следует отметить, что православная церковь в силу различных обстоятельств, не смогла сдержать, как и во времена Смуты XVII века, всего безумия русского бунта жестокого и кровавого. Бесовщина первых лет советской власти базируется на истреблении всего православного, а значит и русского, на убийствах носителей православной культуры – священнослужителей. Историческая правда заключается в том, что в жестокостях и смертоубийствах повинны и белые, и красные, и все остальные. В гражданской войне иначе не бывает.

Однако массовое уничтожение людей, разорение и грабёж храмов – кощунство, которому трудно придумать хоть какое-нибудь оправдание.

Во-вторых, необходимо помнить, что Октябрьская революция стала начальным этапом советского периода отечественной истории, с которой связана ещё одна годовщина 2012 года – 30 декабря 1922 (90 лет назад) года был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

К СССР как к государству можно относиться по-разному, называя его то «империей зла», то «первым государством социализма», то «царством тоталитаризма», но одно, по-нашему мнению, останется истиной непреложной: СССР – это высшая точка развития российской цивилизации, её апогей!

Подумайте сами, ещё каких-то 30 лет назад Советский Союз вполне успешно конкурировал в политической и экономической сфере, не с кем-нибудь, а США, сильнейшим государством современного мира и делал это весьма успешно. У нас развивалась фундаментальная наука (математика, физика, естественнонаучное знание), мы стояли на передовых позициях в области космических разработок и изучения космоса, гуманитарные исследования охватили практически все стороны и аспекты российской цивилизации. Советская экономика занимала передовые позиции в области тяжелого машиностроения, металлургии, авиаракетостроения, судостроения, станкостроения, ВПК. СССР выпускал собственные станки, трактора, комбайны, автомобили, речные и морские суда, вертолеты, самолеты и прочее. Да, может быть, они были не на уровне мировых стандартов, но уж точно годились для работы в отечественных условиях.

Правда экономика эта была плановой и не рыночной, но она удовлетворяла основные запросы российского общества.

Потом, нужно помнить, что именно СССР воплотил в жизнь, пока единственный в мировой истории социальный проект, построив общество справедливого перераспределения государственного валового национального продукта. По сути своей СССР, был единственным в мире, социальным государством, предоставляя своим гражданам бесплатные и доступные услуги в области образования, культуры, здравоохранения. Эти услуги были не менее качественными, чем сегодняшние платные. Каждый гражданин имел право на труд, отдых, жильё и многое другое. И это не было пустым звуком, являясь для всех таким привычным делом, что никто даже отчёта себе не отдавал, что всё это можно когда-нибудь потерять. Советское общество, при всех своих недостатках (у кого их нет!), было обществом социальной справедливости!

И не верьте тем, кто утверждает, что СССР распался естественным образом, в силу социально-экономических причин, спада производства, обвала на мировом рынке цен на нефть, повального дефицита или ещё чего-нибудь – это полуправда, а порой даже совсем неправда, и вот почему.

Первое. СССР распался в силу политических реформ М.С. Горбачёва, его политики перестройки, гласности и демократизации общества. Их конечная цель перераспределение национального богатства огромной страны между представителями различных групп партийной элиты позднего СССР. Сначала они развалили единую страну политически, а потом приватизировали собственность 15-ти вновь образованных независимых государств.

Второе. Если советская экономика была «неправильной», нерентабельной, убыточной, то почему современные российские олигархи вот уже 20 лет эксплуатируют производственные мощности СССР, зарабатывая миллиарды долларов на предприятиях построенных всем советским народом.

Где новые инновационно-передовые капиталистические заводы и фабрики, где новые технологии?

Ведь их попросту нет, а ведь сегодня не 1993 год, а уже 2012!

За 20-то лет можно было бы и что-нибудь посерьезнее построить, кроме трубопроводов, цехов по сборке иностранных автомобилей и конвейерных линий по выпуску западных товаров.

При всей своей «отсталости» советская экономика росла за счет строительства новых производств, транспортных  и энергетических систем, формирования целых территориальных производственных комплексов, инвестирования в науку и наукоёмкое производство, всемерной поддержке отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, читай: крестьянина.

Мы были лидерами в космосе.

СССР строил заводы и фабрики, создавая новые рабочие места и социальную инфраструктуру, возводя целые города и рабочие посёлки. До этой масштабности сегодняшней России трудно дотянуться.

Наконец, где справедливость? Советские предприятия строила вся страна, а зарабатывают на них единицы нуворишей, скупив их за бесценок, под лживыми лозунгами, что они и даром никому не нужны!

Никто не хочет никакого передела собственности сейчас, никто не хочет никаких революций, но господа олигархи и министры-капиталисты платите больше налогов. Вы же должны обществу, потому что украли (приватизировали) у него собственность, хотя и при полном попустительстве со стороны государства, времен Б.Н. Ельцина.

Прошло 12 лет, как Ельцин ушёл из политики, но ничего не изменилось. Олигархи остались, при своих… нет, ни миллиардах, Бог с ними, не пропорционально высоких доходах. Вдумайтесь: учёный, учитель, врач и библиотекарь, также как и Роман Абрамович платят с трудов своих, одинаково – по 13 %.

Вот уж, действительно, поистине высшая социальная справедливость!

К сказанному добавим, что в современной школьной программе очень слабо представлено обществознание как наука о закономерностях общественного развития. Ладно, мы вычеркнули отовсюду марксизм. Хотя как ладно – на Западе экономическое учение Карла Маркса совсем никто не отменял и интерес к нему постоянно возрастает!

Но ведь важно то, что наша молодёжь практически не имеет элементарных представлений об общественной жизнедеятельности как таковой: экономике, политике, социуме, культуре и о том, как всё это работает в системе. Наши тинэйджеры, в большинстве своём, не имеют не только социального, экономического или политического мышления, но и что самое страшное лишены всяческого исторического мышления. Им очень трудно увидеть даже поверхностную связь себя с русскими людьми XII, XIII, XIV, XV, XVIII или XIX веков. А в этом разрыве кроется страшный феномен современного этапа развития цивилизации – потеря привязанности человека как к реальному географическому ландшафту (природе), так и к своей этничности и культуре. Лукавство теории толерантности в этническом вопросе заключается в потере национальной самоидентичности, а значит и привязке к определенным традиционным культурным и религиозным ценностям, испытанным веками истории.

Не боимся ли мы превратиться в «Иванов родства не помнящих»?

Ценности современной техногенной цивилизации, называемые часто «общечеловеческими», ничего общего с человечностью-гуманизмом, часто и не имеют!

Ведь глобализм во всех своих проявлениях в основном иллюзия!

Школьники должны знать общество, в котором живут не только для того, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и, чтобы суметь в нём самореализоваться, став полезными и востребованными участниками социальных процессов.

Отмечая годовщину Октябрьской революции и образования СССР, мы должны помнить, что в советское время наша цивилизация совершила мощнейший социально-экономический рывок, заплатив за это высокую цену в миллионы человеческих жизней. И отказываясь использовать позитивный опыт СССР, мы не только отбрасываем историческую память обо всех жертвах XX века, но и ведём себя просто не профессионально как с точки зрения политики, так и экономики.

Нельзя строить экономику в отрыве от географической специфики страны!

Нельзя вести политику без опоры на культурные и национальные традиции!

И то, и другое рано или поздно любую государственную конструкцию такого рода приведёт к полному краху! 

Национальная идея начинает формироваться тогда и там, где граждане и их лидеры осознают реальные возможности, ресурсы и условия, в которых развивается их страна. Ведь национальная идея связывает историческую традицию с днем сегодняшним, позволяя через систему образования передать исторический опыт своим потомкам.

И ещё: только переосмыслив политическое и социально-экономическое развитие России в советский период, мы сможем совершить инновационный рывок вперед!

Наши политики должны понять: главное в этой жизни не объемы ВВП, а уважение к старости, детству и материнству, возможность трудиться, иметь жильё и уверенность в завтрашнем дне!

* * *

В год российской истории нам необходимо попытаться не только переосмыслить своё отношение к историческому прошлому, но увидеть в нём фундамент для дальнейшего движения вперёд. История должна научить нас прощать своих предков за совершённые ими ошибки. История должна прививать любовь к своей стране, культуре, народу, а не разрушать сознание в угоду манипуляторам, которые пытаются «втюхать» клиенту очередной чайник, микроволновку или автомобиль «по дешевке». Разрушая историческое сознание личности, научное мышление – мы отдаем её во власть предрассудков, делая беззащитной перед мошенниками всех мастей.

Ведь когда по телевидению целый день идут «Битва экстрасенсов», «Дом-2», «Чрезвычайное происшествие» и различные шизоидные сериалы или новости, то человек поневоле превращается в индивидуума безразличного к чужому горю, страданию или неудаче. Когда между этими бредовыми «телешедеврами» показывают рекламу, в которой от «жизни нужно получить всё» или с призывом что-то немедленно приобрести, то молодое поколение просто перестает думать о вечном и главном, так как все мысли заняты зарабатыванием денег, карьерой, шопингом, развлечениями и удовольствиями.

Какая тут любовь! Какая история и культура! Тут с ума бы не сойти!

2012 год должен помочь нам вернуться в русскую культуру и историю, вспомнить, кто мы есть и почему отличаемся от других.

Мы должны вновь научиться уважать себя, так как именно с этого шага начинается путь к внешнему признанию, признанию самодостаточности нации.

Мы великий народ, мы великая страна и у нас великая история!

Год российской истории – это лишь повод начать ею гордиться!

 



1 Исторический словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/12862

2 Большая советская энциклопедия. http://slovari.yandex.ru/

3 Энциклопедия социологии. http://slovari.yandex.ru/

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 258)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела