Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Галина Михайловна Миронченко,
начальник отдела опеки и попечительства
Главного управления образования мэрии города Новосибирска

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Поэтому государственная и муниципальная социальная политика в интересах детей должна исходить из признания права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Семья выполняет важные общественно-значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку, в ней осуществляется воспитание детей, формирование духовных ценностей, сохранение традиций, передача опыта. Если ребенок научился жить в семье, значит, он в будущем адаптируется в обществе, сможет найти свое место в жизни.

Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию от 30.11.2010 нацеливает нас на обеспечение комплексного подхода к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей, социальную адаптацию, сопровождение выпускников детских домов и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Единая политика органов опеки и попечительства и учреждений общественного воспитания города Новосибирска по преодолению сиротства направлена, прежде всего, на реализацию основного неотчуждаемого права ребенка жить и воспитываться в семье, соблюдение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и социальную адаптацию, укрепление института семьи. Говоря о праве ребенка жить и воспитываться в семье, мы, прежде всего, имеем в виду кровную семью, ту, в которой ребенок родился.

И здесь огромную роль играют различные структуры, выполняющие функции профилактики социального сиротства в соответствии со 120 федеральным Законом: КДН и ЗП, учреждения социальной поддержки населения, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, органы службы занятости, отделы опеки и попечительства, органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних. Основной целью всех служб и ведомств, которые оказывают помощь семье, находящейся в социально-опасном положении, является не доведение ситуации до лишения родительских прав и сохранение кровной семьи.

Необходимо отметить, что в городе Новосибирске за последние годы наблюдается позитивная динамика сокращения числа вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так за 2009 год было выявлено и определено – 1100 несовершеннолетних, в 2010 году – 898 детей, за 9 месяцев 2011 года выявлено 602 несовершеннолетних.

В настоящее время в городе Новосибирске проживают более 240 тысяч детей. 3 904 – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из них 2 680 находятся под опекой (попечительством), 293 детей – в 175 приемных семьях, 237– в домах ребенка, 526 воспитанников – в детских домах и школах-интернатах, 168 – обучаются в профессиональных учебных заведениях.

С целью содействия развитию межведомственной и межсекторной координации в решении проблем детского неблагополучия мэром города Новосибирска была утверждена Концепция профилактики социального сиротства в городе Новосибирске на 2008-2012 годы, одним из основных направлений которой является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ноябре 2009 года муниципальная модель профилактики социального сиротства стала дипломантом Всероссийского конкурса на выявление лучшего регионального опыта по профилактике социального сиротства Министерства образования и науки РФ, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Реализация Концепции позволила значительно активизировать деятельность по реализации права ребенка  жить и воспитываться в семье, как в содержательном плане, так и в ресурсном обеспечении.

Приказом заместителя мэра города Новосибирска от 14.04.2008 № 8-од «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции профилактики социального сиротства в городе Новосибирске на 2008-2012 годы» создана межведомственная Комиссия по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, утвержден план ее работы.

В ее состав вошли представители Главного управления образования, управления социальной поддержки населения, Главного управления здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии города Новосибирска, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, глав администраций районов города Новосибирска, городских общественных организаций. На рассмотрение Комиссии выносятся наиболее актуальные вопросы, требующие межведомственного взаимодействия, в т.ч. развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При Главном управлении образования мэрии города Новосибирска организована рабочая группа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске, утвержден план мероприятий по развитию института замещающей семьи.

Оптимизация данной работы стала возможной благодаря использованию созданной по инициативе Главного управления образования мэрии города Новосибирска Единой городской базы данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан «Семья для ребенка» (ЕГБД).

В настоящее время ЕГБД содержит сведения о 993 детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, 179 из которых в наиболее предпочтительном для усыновления возрасте – до 3 лет.

Необходимо отметить, что в городе Новосибирске активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2011 года 75% детей-сирот находятся под семейными формами устройства (в 2006 и 2007 годах – 65%, в 2008 – 72%, в 2009 году – 73%, в 2010 – 74%).

Хороших результатов за последние 3 года в передаче детей в семьи граждан достигли Кировский, Заельцовский, Центральный районы города.

Наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). За последние годы увеличилось количество детей, находящихся под опекой (попечительством), с 2568 (на 01.01. 2007 года) до 2680 (на 01.01.2011 года). Около 70% от общего количества детей-сирот живут в семьях опекунов (попечителей). За период с 2005 по 2010 годы увеличилось число детей, переданных на усыновление гражданам Российской Федерации, с 96 до 135 детей. За девять месяцев текущего года усыновлен 161 ребенок, из них 119 гражданами Российской федерации.

Отмечается позитивная тенденция внутрисемейного усыновления подопечных и приемных детей. Так, в 2010 году усыновили 25 подопечных и 2 приемных ребенка (в 2009 году было усыновлено 19 подопечных и 3 приемных ребенка). Такая тенденция соответствует законодательству, согласно которому усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ).

За последние 5 лет число детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось с 1116 до 526, что позволило начать реформирование системы общественного воспитания, призванной обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, создать в данных учреждениях условия для содержания и воспитания детей, приближенные к семейным.

В период с 2006 года закрыты 4 детских дома: № 10, 5, 2, 8.

С целью аналитического, информационно-методического сопровождения заявленного направления в 2007 году открыт Городской Центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг», который организует работу по сопровождению замещающих (приемных, опекунских) семей, подготовке граждан, желающих принять в семью ребенка, потенциальных родителей, опекунов.

На базе Ленинского района города Новосибирска, являющегося экспериментальной площадкой, отрабатывается инновационная муниципальная модель профилактики социального сиротства, осуществляется разработка проектных инициатив в рамках данной модели, реализуются 26 социально-значимых проектов с целью последующего тиражирования на территории других районов города.

В образовательных учреждениях города с 2007 года проводятся Единые городские родительские собрания по теме «Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье».

Перспективной формой социализации детей из детских домов, помогающей ребенку выйти за рамки режима воспитательного учреждения, стала проводимая в городе акция «Каникулы в семьях горожан». Проживание воспитанников в период выходных, праздничных и каникулярных дней в семьях горожан используется как стартовая площадка для дальнейшего устройства. Эффективной формой развития семейных форм является акция «Семья для ребенка». В ходе акции в семьи устраиваются от 8 до 11 детей.

В городе реализуются более 100 социально-значимых проектов, направленных на формирование в обществе понимания значимости семьи, её роли в воспитании детей, необходимости развития и укрепления семейных традиций, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведение резонансных, ставших для города традиционными фестивалей «Приемная семья – теплый дом», «Весенняя капель», фотоконкурсов и фотовыставок, праздников «День опекуна», «День защиты детей» способствуют привлечению внимания горожан, общественности к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Использование органами опеки и попечительства города ресурсов СМИ привлекает внимание жителей города к теме социального сиротства, устройства детей-сирот в семью. Производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан, размещается в печатных изданиях, теле- и радиопередачах под рубриками «Хочу в семью», «Ищу родителей». «Где ты, мама?».

Значимым явлением последних лет стало взаимодействие с общественными организациями, объединениями, фондами для осуществления социально необходимой деятельности, направленной на поддержку семьи, родителей и детей.

Реализация социально-значимых проектов «Родительская беседка», Школа усыновителей, реализуемых Городской общественной организацией «День аиста», направлена на подготовку и сопровождение семей, способствует развитию института усыновления в городе.

Благодаря общественной инициативе в Новосибирске появились печатные издания по проблемам социального сиротства «И станет мир добрее», «Ау, родители», «Все наши дети», «Семья и дети», «Нечужие дети», получила развитие социальная реклама.

Говоря о развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Новосибирске, нельзя обойти проблемы, которые нам предстоит совместно решать. Сегодня в городе еще слабо развито сопровождение замещающих (опекунских, приемных) семей, что снижает возможность более интенсивного развития. Необходимо создание центров сопровождения. Реабилитационные учреждения в основном ведут деятельность по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Работа с кровной семьей, реабилитация и социальный патронат семей, возвращение детей в кровную семью и их дальнейшее кураторство должно стать следующим этапом функционирования всех служб и ведомств.

Органы опеки и попечительства выполняют большой объем функций по защите прав детей, возложенных на них Российским законодательством. Это требует огромных усилий и осложнено многими факторами. Большая часть такой работы невидима, однако очень важна.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела