Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Татьяна Михайловна Трубицына,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
НОУ детского дома «Приют святого Николая»

Подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях детского дома «Приют св. Николая»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание социально-адаптированной личности, создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Одним из ведущих компонентов формирования современного человека является его социализация. Наряду с осуществлением задач по обновлению системы общего образования серьезной проблемой остается решение вопроса дезадаптации, с которой сталкиваются многие образовательные учреждения. Но если в общеобразовательной школе эта беда затрагивает только некоторую долю ребят, то практически каждый поступающий в детдом – в той или иной степени дездаптирован. В своей семье он не получил необходимых положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, не был обучен необходимым навыкам самообслуживания,  у него нарушены коммуникативные функции.

В то же время существующая в детских домах система воспитательного процесса, с точки зрения подготовки к самостоятельной жизни, имеет определенные недостатки, выражающиеся в гиперопеке над ребенком. Это формирует у воспитанника потребительское отношение, безынициативность, неумение принять собственное решение, в итоге выпускник оказывается не подготовленным к самостоятельной жизни.

В детстве интенсивно проходит процесс социализации. Это время, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные нормы и отношения, формируется мотивация поведения. В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского дома является духовно-нравственное воспитание детей на основе христианских ценностей и морали, которые служат фундаментом для гармоничного развития личности. Это позволит воспитанникам противостоять злу, пагубным пристрастиям, ошибкам.

С раннего возраста наши воспитанники посещают детские мессы, занятия по катехизису, концерты духовной музыки, знакомятся с Библейскими сюжетами, участвуют в проведении христианских праздников – Дня святого Николая, Рождества, Пасхи. Эти формы работы помогают развивать представление о добре и зле, осуждать поведение, неприемлемое в обществе: ложь, клевету, насилие, воровство.

Анализ работы нашего учреждения показал: необходимо дополнить систему воспитательной работы по социализации. Так в детском доме были разработаны долгосрочные проекты «Уютный дом» (в 2009 г.) и «Школа здоровья» (2010 г.). Оба проекта направлены на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и предусматривают использование различных форм организации, сочетающих в себе разнообразные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Проект «Уютный дом» включает в себя следующие направления:

– труд по самообслуживанию;

– хозяйственно-бытовой труд;

– подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Педагоги поставили перед собой задачи: учить детей планировать свой бюджет, готовить пищу, ухаживать за одеждой, обувью, за растениями и животными, организовывать место своего проживания, развивать коммуникативные способности.

Воспитанники, начиная с дошкольного возраста, учатся себя обслуживать. Малыши, осваивая культурно-гигиенические навыки, помогают накрывать на стол, убирают посуду. По мере взросления усложняются и трудовые задачи, укрепляются навыки. Школьники убирают группы, следят за чистотой в помещении, проводят генеральные уборки, субботники. Летом, как правило, подростки участвуют в косметическом ремонте детского дома. Полученные за работу деньги они тратят на себя, покупая одежду, обувь. Делая это, они учатся разумно и экономно расходовать свою зарплату. Уже стало традицией: воспитанники активно участвуют в оформлении своего жилого пространства, используя поделки, вышивки, рисунки, создавая уют.

Планируя проведение праздников, ребята составляют меню с учетом выделенного на мероприятие бюджета, при этом за покупками ходят все. Старшие учат младших выбирать качественные продукты, ориентироваться в ценах. В настоящее время в магазинах огромный ассортимент тортов, пирогов. Конечно, можно купить готовый, но мальчикам и девочкам нравится сам процесс приготовления, да и свое творение всегда вкуснее и дешевле!

Особым ритуалом стал «Вечерний чай». Это не просто время приема пищи, главное его назначение – беседы по душам, разговоры о сокровенном, подведение итогов прожитого дня.

Нельзя воспитать социально-адаптированную личность, не заботясь о ее самочувствии. Деятельность в рамках проекта «Школа здоровья» направлена на сохранение и укрепление психофизического состояния детей, на создание условий для формирования правильного образа жизни воспитанников.

Благодаря проекту «Школа здоровья» у детей возник интерес к спорту: мальчики стали посещать секцию. Для дошкольников и младших школьников организованы занятия ЛФК, у подростков большой популярностью пользуется тренажерный зал.

Итогом обобщения опыта работы коллектива над проектами «Уютный дом» и «Школа здоровья» и традиционными формами деятельности стало создание в 2011 году программы «Педагогическая система социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома «Приют св. Николая»».

В программе все образовательное пространство процесса социализации представляет собой несколько взаимосвязанных комплексов: «Образовательный стандарт. Воспитание и развитие», «Правовое сознание», «Культура. Эстетическое воспитание», «Путь в профессию», «Здоровье и безопасность», «Социальная активность. Детский орден милосердия».

В реализации программы мы используем разнообразные формы педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, направленные на решение задач социализации.

Используем как традиционные, так и инновационные формы:

1. Организация воспитанников в кружки, объединения и спортивные секции с целью развития их потенциала. В детском доме работают 9 кружков изобразительно-прикладного, образовательного, духовного и спортивно-оздоровительного направления.

В рамках комплекса программы «Социальная активность. Детский орден милосердия» наши ребята по традиции устраивают концерты и  выступают со спектаклями в приюте сестер матери Терезы для бездомных.

2. «Час воспитателя» – проводится каждую неделю по тематике:

1-я неделя месяца – «Календарь месяца» (о событиях в стране и за рубежом, о знаменательных календарных датах, о сезонных явлениях);

2-я неделя месяца – «ЖЗЛ» (о знаменитых людях прошлого и наших современниках, в том числе знаменитых сибиряках: деятелях науки, спорта и искусства);

3-я неделя месяца – «Этико-правовое воспитание» (этические нормы взаимоотношений, права и обязанности несовершеннолетних и т.д.);

4-я неделя месяца – «Прекрасное вокруг нас» (посещение выставок, походы на природу, беседы о произведениях искусства, о красоте человеческих взаимоотношений). Тематика «Часа воспитателя» определяется содержанием основных комплексов Программы социализации с учетом интересов воспитанников. Формы проведения мероприятий разнообразны: беседы, рассказы, круглые столы, викторины, дидактические игры, соревнования внутри групп и между ними.

3. Индивидуальные занятия, которые проводятся в  двух направлениях:

а) по коррекции познавательной деятельности – осуществляют воспитатели и педагоги-репетиторы;

б) по коррекции личностных качеств – организует психолог.

Финансирование данных проектов осуществляют наши основные спонсоры из Германии. Большую помощь в подготовке ребят к самостоятельной жизни оказывают волонтеры. Студенты из разных вузов города в течение нескольких лет приходят к нашим ребятишкам. Они организуют совместные мероприятия: трудовые дела по благоустройству территории детдома, тематические вечера, спортивные и развлекательные программы, походы на природу.

Стали традиционными встречи с группой студентов из педуниверситета, изучающих польский язык. Волонтеры вместе с воспитанниками детского дома постоянно участвуют в подготовке праздников Рождества  Христова и Пасхи.

В июне этого года добровольцы из США организовали летнюю оздоровительную площадку на базе католической школы, где наши дети смогли организованно отдохнуть. В июле волонтерами из Польши уже в нашем учреждении была открыта подобная оздоровительная площадка с выездом на природу.

Группа студентов разных вузов под руководством нашего психолога в течение 5 лет встречается с воспитанниками, организуя совместные дела: посадку деревьев, уборку снега и походы по реке Иня.

Встречи с добровольными помощниками положительно влияют на наших воспитанников. Шире становится круг их общения, а главное – наши дети видят положительный пример и понимают, что свою дальнейшую жизнь можно прожить интересно, с пользой для себя и окружающих.

Работа по профессиональному самоопределению выпускников входит в один из комплексов программы по социализации, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с различными госучреждениями, общественными организациями и фондами. Корпоративный благотворительный фонд «Катрен» проводит тренинги для наших выпускников «Коммуникативная компетентность», ориентированные на повышение уровня деловой культуры и формирование навыков общения.

Региональная общественная организация «Лучший друг» регулярно проводит психологическую диагностику, профориентационное тестирование, организует экскурсии по учебным заведениям города, еженедельно водит группу детей в кинотеатры.

Результаты обследования воспитанников детского дома доказывают эффективность целенаправленной систематической работы. Выпускники 2011 года (их четверо) поступили в такие учебные заведения, как Сибирский университет телекоммуникации и информации, техникум легкой промышленности, профессиональное училище № 50 и успешно адаптируются в новых условиях.  Значит, работа проводилась не зря. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела