Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Все статьи автора(10) Галина Михайловна Рожкова,

социальный педагог отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МКУ Городского центра «Семейный совет» г. Новосибирска

Индивидуальный план по защите прав ребенка

Современная школа помимо предоставления учащимся бесплатного качественного общего образования выполняет и другие функции. Она обеспечивает проведение воспитательной работы с учениками в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, а также обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности обучающихся, оберегать их от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия учеников с учетом их индивидуальных особенностей.

Ребенок не просто проводит в образовательном учреждении определенную часть своего времени и получает знания. Школа, наряду с семьей, в которой происходит формирование личности, служит для него важнейшей средой обитания. Она влияет на интересы, на обретение дружеских привязанностей, на появление коммуникативных, социальных умений и навыков ребенка.

Именно здесь педагоги и обслуживающий персонал школы постоянно контактируют с детьми. Если в семье возникают проблемы, которые отражаются на эмоциональном фоне ребенка и его поведении, то они могут заметить изменения в отрицательную сторону и сообщить социальному педагогу. А тот, в свою очередь, начнет профилактическую работу с семьей совместно с психологом.

Наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, в которой говорится: «Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

И, если у классного руководителя или социального педагога школы появились подозрения, что нарушаются права ребенка в семье, они должны принять определенные меры. Семейный кодекс ст. 56 п. 3 гласит: «Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка».

Общеобразовательные учреждения общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс в соответствии с их уставом или положением, выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательном учреждении общедоступных спортивных секций, технических или иных кружков, клубов, привлечение к участию в них несовершеннолетних.

На уровне школы должен осуществляться следующий алгоритм работы по защите прав несовершеннолетних:

  1. Прием информации.
  2. Расследование.
  3. Установление факта нарушения и  оценка безопасности ребенка.
  4. Сообщение о факте в ООиП, постановка на внутришкольный учет.
  5. Разработка плана по защите прав ребенка.
  6. Выполнение данного плана.
  7. Мониторинг.
  8. Снятие с учета.

При поступлении информации о нарушении прав ребенка, ее необходимо изучить и проанализировать. Собрать дополнительные сведения, выработать предварительную гипотезу. После подготовки необходимо нанести визит в семью или вызвать родителей в школу. В этот момент следует установить контакт с членами семьи и постараться их вовлечь в совместную работу. Далее вытекает исследование ресурсов семьи, ближайшего окружения, среды обитания. После чего нужно определить команду специалистов, которая будет работать с ребенком и семьей и составить план деятельности. Необходим также контроль выполнения реабилитационной работы и отслеживание динамики изменений ситуации. В заключение следует провести мониторинг и представление итогов по осуществлению защиты прав ребенка.

Для эффективности проводимой работы специалисты должны обладать определенными знаниями и навыками. Социальный педагог или специалист, отвечающий за реализацию плана,  должен знать:

– основные положения федеральных законов, регламентирующих работу по защите детей;

– физические, эмоциональные и поведенческие показатели различных типов плохого обращения с детьми;

– критерии, помогающие отличить бедность и отсутствие жилья от неудовлетворения жизненных потребностей;

– отличия случайных повреждений от травм, нанесенных детям преднамеренно;

– базовые ценности и этические принципы работы по защите детей, лежащих в основе семейно-ориентированного подхода;

– основные задачи органов защиты детей – обеспечение неизменности семейного положения ребенка путем приложения всех усилий к оставлению его в семье, воссоединению ребенка с семьей или наоборот его изъятие на постоянной основе путем его усыновления или размещения в государственное детское учреждение.

Однако нельзя не выделить основные трудности, препятствующие раннему выявлению, а также реализации плана по профилактике и предотвращению нарушений прав ребенка. Среди них можно выделить отказ семьи идти на контакт и сотрудничать, а также отсутствие свободного времени и желания у педагогических работников двигаться в данном направлении.

Эффективность деятельности по профилактике социального сиротства напрямую зависит от оказания помощи семье на ранних стадиях кризиса, когда реабилитационный потенциал семьи сохранен и есть возможность восстановления нормальных условий для развития ребенка. Такая работа возможна только при сотрудничестве и межведомственном взаимодействии многих служб.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела