Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Дмитрий Валерьевич Каширский,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, методист Алтайского Краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения
«Семья Плюс» г. Барнаула

Наталья Викторовна Сабельникова,
кандидат психологических наук, доцент Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, научный консультант Алтайского Краевого Центра психолого-медико-социального
сопровождения «Семья Плюс» г. Барнаула

Приемные дети: особенности привязанности к взрослым

Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. И вопрос этот непростой. Ведь ребенок, попадающий в новую семью, имеет, как правило, негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами  новой семьи. Чтобы лучше понять, что же происходит с таким ребенком и как помочь ему наладить полноценную жизнь полезно обратиться к научным фактам.

Английский ученый Джон Боулби, родоначальник теории привязанности, а также его последователи, проводили многочисленные исследования для того, чтобы понять, как формируются эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, в первую очередь, с его мамой или заменяющим ее лицом, по каким законам они развиваются, и как они влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие в целом.

Привязанностью называют прочную эмоциональную связь, устанавливаемую между матерью и младенцем в процессе ее заботы о нем. Такая эмоциональная связь дает ребенку чувство безопасности. Малыш стремится к объекту своей привязанности, чтобы чувствовать себя любимым и защищенным.

В исследованиях психологов убедительно показано, что если он получает достаточно тепла и заботы родителей, когда нуждается в ней, то:

а) у него развивается чувство собственной ценности, вера в доброжелательность и отзывчивость окружающих;

б) формируются благоприятные взаимоотношения с окружающими во взрослой жизни;

в) он получает положительный опыт для своего родительского поведения в будущем;

г) интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет протекать более гармонично, снижается риск задержки психического развития.

 Проявления привязанности

Привязанность формируется у младенцев примерно с 6 месяцев. Первым ее объектом является опекун ребенка, чаще всего, его мать. Позже (через 1-2 месяца) круг расширяется, в него входят отец ребенка, бабушки, дедушки и другие родственники. К человеку, являющемуся объектом привязанности, младенец обращается за утешением и защитой чаще, чем к другим людям, в его присутствии чувствует себя спокойней в незнакомой обстановке. О том, что сформировалась привязанность к определенному человеку (родителю) свидетельствуют следующие признаки:

  • ребенок отвечает улыбкой на улыбку;
  • не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом;
  • стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»;
  • принимает утешения родителей;
  • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании;
  • переживает положительные эмоции, играя с родителями;
  • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.

 Стадии формирования привязанности

 Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий:

  •  Стадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) – младенцы уже выделяют мать среди окружающих объектов, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Этот период также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается произвольному человеку.
  •  Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) – на этой стадии происходит формирование и закрепление первичной привязанности к матери. Малыш протестует, если его разделяют с мамой, и беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых людей.
  •  Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.) – ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям. Тем не менее, мать продолжает быть основной фигурой привязанности – ребенок использует ее в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Если понаблюдать за поведением малыша в этот момент, то мы увидим, что, чем бы тот ни занимался, он постоянно держит маму в поле своего зрения и, если кто-то заслоняет ему ее, то он обязательно перемещается так, чтобы вновь ее видеть.

 Качество привязанности

 Джон Боулби считал, что способность испытывать эмоциональную привязанность врожденна у человека и животных. Однако выбор объекта привязанности и ее качество зависит от поведения родителей по отношению к своему отпрыску, то есть имеет социальную природу. Большую роль играет внимание взрослого к малышу, отзывчивость на его сигналы: взгляд, лепет, улыбку или плач. В случае если родители быстро и позитивно реагируют, вступают в общение с ним, то у ребенка формируется чувство доверия к окружающему миру, чувство собственной ценности и тесно связанная с ними надежная (безопасная) привязанность. В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки родителей, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности. Психологами условно выделены следующие типы:

1) Тревожно-амбивалентная привязанность. У детей такое нарушение проявляется в переживании ими тревоги и чувства незащищенности из-за того, что родители демонстрировали противоречивое или слишком назойливое поведение по отношению к  ним. Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны. Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания. Такая привязанность может сформироваться у ребенка, мать которого демонстрирует неискренние эмоции в отношении него. Например, не принимая малыша, мать стыдится своих чувств к нему и намеренно демонстрирует любовь. Часто она сначала подтверждает потребность в контакте с ребенком, но, как только он отвечает ей взаимностью, она отвергает близость. В другом случае, мать может быть искренней, но непоследовательной – она, то чрезмерно чувствительна и ласкова, то холодна, недоступна или даже агрессивна по отношению к ребенку без объективных причин. Как правило, в таких случаях невозможно понять поведение матери и приспособиться к нему. Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.

2) Дети с избегающей привязанностью довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых. Родители таких детей проявляли эмоциональную холодность с ними в общении; часто были недоступны, когда их участие было необходимо; в ответ на обращение к ним ребенка прогоняли его или наказывали. В результате такого негативного подкрепления малыш учился больше не проявлять открыто своих эмоций и не доверять окружающим. Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими.

3) Наиболее неблагополучный тип – дезорганизованная привязанность. Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись родителями или родители реагировали на них неадекватно, часто проявляли жестокость. Если такой ребенок сначала и обращался за эмоциональной поддержкой к родителям, то в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста выделяют определенные критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Психиатры считают, что возникновение клинического расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии они относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно-патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально-психологическим, личностным расстройствам, затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду и школе.

В исследованиях показано, что указанные проявления нарушений привязанности могут носить обратимый характер и не сопровождаться значительными интеллектуальными нарушениями.

 Привязанность как условие развития психики и личности

 Привязанность рассматривается психологами как основное условие психического и личностного развития. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Ученые в своих исследованиях доказали, что дети с надежной привязанностью более общительны, инициативны и популярны среди сверстников. Дети с различными типами ненадежной привязанности более зависимы от окружающих, отличаются трудностями в поведении.

Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой на протяжении всей жизни. В работах психологов показано, что большинство детей проявляют тот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками, что и в младенчестве во взаимодействии с матерью. У взрослых также отмечаются характерные черты первичной привязанности. Так, взрослые, имевшие избегающий тип привязанности в младенчестве, чаще всего избегают близких отношений с лицами противоположного пола и крайне редко поддерживают теплые отношения с пожилыми родителями. Социальные психологи доказали, что ранний стиль привязанности субъекта к матери, переносится не только на романтические межличностные отношения взрослых и отношения с пожилыми родителями, но также связан с его отношением к работе и особенностям поведения в экстремальных ситуациях.

 Развитие привязанности в условиях приемной семьи

 Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Однако, для детей, попавших в семью из детского дома, этот процесс протекает с большими сложностями. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи. Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Как показывают исследования, практически все дети из детского дома, даже те, кого усыновили в младенческом возрасте, имеют проблемы с формированием привязанности к приемным родителям. Это происходит оттого, что надежная привязанность формируется в том случае, когда опекающее лицо своевременно отзывается на нужды ребенка, что создает у него чувство стабильности и безопасности. В том случае, если отношения с этим лицом прерываются, то отношения надежной привязанности разрушаются. В детском доме за ребенком ухаживает, как правило, несколько людей, которые больше внимания уделяют режимным моментам, чем актуальным потребностям. Приемные родители, в свою очередь, являются незнакомцами для приемного ребенка, и установление отношений истинной привязанности устанавливаются между ними не сразу, этот процесс длится месяцы и годы. Но родители могут сделать его более скорым и эффективным.

Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста. В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну). Однако, не всегда история развития воспитанника детского дома бывает благополучной до момента его усыновления. Часто дети до помещения в  сиротское учреждение росли в неблагополучных семьях.

Среди причин, осложняющих развитие надежной привязанности детей-сирот, исследователи называют следующие:

  • Разлука с родителями и помещение в детский дом.
  • Ситуация смерти родителя или заботящегося о нем человека, особенно насильственной.
  • Нарушение взаимоотношений в семье и развитие ненадежной привязанности. Ребенок, с нарушениями привязанности, возникшими в родительской семье, с большим трудом способен привязаться к новым родителям, так как он не имеет благоприятного опыта построения отношений со взрослым человеком.
  • Усыновление одного ребенка после того как произошло формирование привязанности к другому родителю или старшему ребенку в семье.
  • Пренатальное употребление матерью алкоголя и наркотиков.
  • Насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение раннего возраста, могут ожидать подобного обращения в новой семье и проявлять некоторые из уже привычных стратегий, чтобы справиться с этим.
  • Нервно-психические заболевания матери.
  • Наркотическая или алкогольная зависимость родителей.
  • Госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили.
  • Педагогическая запущенность, пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.

 Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка

 Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни человека, а также, когда несколько факторов сочетаются между собой.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

  1. Сниженный фон настроения. Вялость. Настороженность. Плаксивость.
  2. Устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими, выражающееся в том, что ребенок избегает контакта глаз, незаметно наблюдает за взрослым, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает тактильного контакта.
  3.  Агрессия и аутоагрессия.
  4. Стремление обратить на себя внимание плохим поведением, демонстративным нарушением правил, принятых в доме.
  5. Провокация взрослого на нехарактерную для него яркую эмоциональную реакцию (гнев, потеря самообладания). Добившись такой реакции взрослого, ребенок может начинать вести себя хорошо. Для родителей в этом случае необходимо научиться чувствовать момент провокации и использовать свои способы совладания с ситуацией (например, посчитать до 10 или сказать ребенку, что не готов сейчас общаться).
  6. Отсутствие дистанции в общении со взрослыми. «Прилипчивость» к взрослому. Дети из детского дома часто демонстрируют прилипчивость к любому новому взрослому в своем окружении.
  7. Соматические нарушения.

 Условия формирования надежной привязанности в приемной семье

 В процессе адаптации ребенка в семье он проходит и разные стадии привязанности к родителям. Так, оказавшись в семье, чадо боится потерять новых родителей и чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует (а скорее всего и испытывает) теплые чувства к родителям. Эту стадию называют «медовым месяцем». Когда эта стадия заканчивается, ребенок начинает вести себя более естественно. И вот тут могут начать проявляться все накопленные ранее проблемы, в том числе и в развитии привязанности. И этих проблем тем больше, чем более неблагополучной была кровная семья ребенка, и чем больше времени он провел в детском доме.

Приемным родителям следует быть готовыми к тому, что малыш, взятый в семью в возрасте 3-х лет и старше, может проявить значительный регресс в поведении (начинает  вести себя как маленький, карабкается на руки к взрослому), неосознанно восполняя тот этап в отношениях с матерью, который он упустил. В других случаях (имея опыт физического и сексуального насилия) ребенок может начать избегать любого телесного контакта. Как дошкольник, так и школьник, может испытывать трудности в установлении гармоничных отношений с приемными родителями, используя знакомые деструктивные формы поведения и ожидая привычного отношения взрослых к нему. Формирование новых, конструктивных способов взаимодействия в таком случае потребует достаточно времени и терпения.

Для формирования привязанности, восстановлении базового доверия к миру, утраченного детьми из детских домов, большое значение имеют последовательность и единство подходов в воспитании обоих родителей. Если сегодня ребенка, разбившего коленку, пожалели, а завтра поругали за то же самое, то у него возникнет еще большее недоверие к миру и людям.

Для детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) надежная привязанность может быть установлена в том случае, если ребенок чувствует, что его любят и опекают. Благодаря каждодневному позитивному опыту общения с приемными родителями дети начинают чувствовать себя комфортно и безопасно в новой семье, что позволяет развивать надежную привязанность. Родителям предстоит научиться угадывать и удовлетворять основные потребности ребенка, это поможет ему научиться обращаться к приемным матери и отцу за помощью и будет способствовать установлению позитивных эмоциональных связей.

Поддержание режима дня, ритуалов и обычаев, выработка правил поведения в новой семье также способствуют чувству стабильности и защищенности.

Для маленьких детей важно эмоциональное общение, контакт глаз, улыбка, разговор взрослого во время режимных моментов (кормление, умывание и т.п.) и наблюдений за окружающим, пение и игра, а также физический контакт – объятия, поглаживание, массаж. С приемными детьми важно говорить об их впечатлениях, успехах, переживаниях. Ученые считают, что с приемными детьми стоит говорить о том, как они попали в приемную семью и даже вести специальный альбом с фотографиями первых и последующих дней в семье и предлагают отмечать не только дату рождения, но и приема ребенка в семью.

Психологи выделяют следующие правила выстраивания взаимоотношений с ребенком, которые могут быть полезны родителям:

  • Быть сензитивным, чувствительным, отзывчивым. Часто дети с нарушениями привязанности и дети, пережившие жестокое обращение со стороны взрослых, испытывают затруднения при описании своего внутреннего состояния, мыслей и эмоций, родители должны научить их этому. Взрослый также должен быть чувствителен к эмоциям и мотивам поведения ребенка. Постепенно взрослый должен помочь ребенку научиться совладать со своими эмоциями.
  • Быть ответственным. Когда родитель заботится о ребенке, своевременно удовлетворяет его потребности (в еде, любви, заботе, безопасности), тот усваивает новую, здоровую модель взаимоотношений и новую модель родительского поведения.
  • Делиться эмоциями, намерениями, мыслями и опытом. Это позволит ребенку «вылечиться» и научиться близким отношения.
  • Создавать чувство безопасности и надежности. До тех пор пока ребенок не будет чувствовать себя в физической, психологической и эмоциональной безопасности, исцеление невозможно. Оно необходимо для того, чтобы он мог поделиться своими чувствами, воспоминаниями и мыслями.

Способность родителей к рефлексии и сопереживанию способствуют развитию у ребенка надежной привязанности. И, конечно же, ключевой предпосылкой развития привязанности ребенка является понимание этого процесса родителями и особенности самих родителей. Так, родители, у которых в детстве была сформирована ненадежная привязанность, будут иметь трудности в развитии надежной привязанности у своих детей, но им в этом может помочь квалифицированный психолог.

Следует помнить о том, что каждый ребенок устанавливает эмоциональные связи с членами своей новой семьи по-разному и нет одинаковых рецептов для каждой семьи. Важно то, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью, – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей. Не стоит стесняться обращаться за консультацией к профессиональному психологу, он поможет сделать процесс адаптации приемного ребенка и его новой семьи друг к другу более успешным и безболезненным.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 99)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела