Интерактивное образование Герб Новосибирска
Выпуск №38 Декабрь 2011 | Статей в выпуске: 101


Светлана Петровна Сидорова,
воспитатель МБОУ детский дом № 1
Кировского района г. Новосибирска

Призвание воспитатель

Как я стала педагогом? Непростой вопрос. Для этого нужно найти в памяти крохотный, неприметный исток, который превратился в полноводную реку длиной в 25 лет…

В тихом дворике Новосибирска жила одна женщина. Она была умная, красивая, и сложилось так, что травма на производстве забрала у нее зрение, но каждый день она ходила с тросточкой теперь уже на другую, доступную ей работу. В этом же дворе жили два друга-подростка, излюбленным развлечением которых было унижение этой женщины. Например, когда она шла по ровному асфальту, они могли крикнуть: «Стой, яма!», а могли что-нибудь бросить под ноги. Там же жила ровесница этих мальчишек. Всякий раз, когда она узнавала об издевательствах над незрячей, то, как в бой, бросалась на ее защиту. Девчонка разъясняла, просила, требовала и даже дралась. Но в силу своей неопытности она не знала, что причины такого поведения сокрыты не только в самих подростках. Для красивого окончания истории хочется сказать, что со временем девочка смягчила жестокие сердца, они подружились и извинились. Но этого не произошло. Они по-прежнему живут в одном дворе. Бывшие подростки стали взрослыми людьми, у них семьи, большие дети. В спешащей по утрам на работу располневшей воспитательнице они вроде бы и не узнают ту девочку, но, случайно встретившись с ней взглядом, быстро отводят его в сторону. Нетрудно догадаться, что этой девчонкой была я, а той женщиной была и есть моя мама. Нужен ли вывод в этой истории? Думаю, что это и есть первоисток в выборе моей профессии.

И вновь мысленно пробегаю по заветным уголкам моей памяти. Вот третьекурсницы педагогического училища № 2, стоя на палубе теплохода, жадно вглядываются вдаль. Где-то здесь, на берегу Обского, расположился инструктивный лагерь. Педагог Андрей Васильевич Вострокнутов, ласково именуемый в девичьих кругах Андрюшей, будет учить их азам пионерских дел. Всех подхватит и понесет волна задора и романтики.

Юность спешит, как весеннее утро,

Взлететь и умчаться на крыльях зари.

Ты в путь не дари ей советов мудрых,

Полет подари, полет подари…

Столько лет прошло, а песня в сердце. И после инструктивного лагеря с пылающими, как у Данко сердцами, будущие учителя, но пока еще учащиеся НПУ № 2, разъехались по разным лагерям проходить пионерскую практику. Возможно ли описать чувство первого прикосновения к детским душам?

В благодарственном письме по окончанию практики начальник лагеря им. Германа Титова написала нам такое пожелание:

И пусть тебе верят ребята,

И словом твоим дорожат.

Простая работа – вожатый,

Большое призванье – вожак!

И, конечно же, после получения диплома моя педагогическая деятельность, начавшаяся в 19 лет, взяла старт в пионерской организации. Сейчас немодно говорить о пионерии, но, поверьте, политика не была нашей целью. Все были заняты большим и важным делом – воспитанием молодежи.

Я гордилась своей работой, и, думаю, она мною тоже. Ведь недаром по прошествии многих лет живы в памяти строки:

Вожатый – душа нараспашку,

Вожатому все нипочем,

Зарю повязал на рубашку,

И сердце горит кумачом.

Есть замечательное литературное произведение известного педагога С. Л. Соловейчика «Книга про тебя». Даже в те 80-е годы она, случайно попав в руки, удивила годом издания. Год 1957. Начав перелистывать, невольно зачиталась. Рассказ о юных коммунарах заставил задуматься: были же такие люди? День, в который они не смогли принести людям пользу, считали прожитым зря. У них был девиз: «Наша цель – счастье людей».

«Книга про тебя» на долгие годы стала настольной, помогла приобрести убежденность, личные педагогические принципы. Но пионерия доживала последние дни, и чувствовался осадок от несбывшейся самореализации. Актив и друзья-барабанщики приближались к выпуску.

После выступления на одном из детских фестивалей творчества ко мне подошел директор школы-интерната № 181 (ныне д/д № 6) Леонов В.С. и пригласил на должность воспитателя. Я очень удивилась и обрадовалась одновременно, потому что именно о детском доме я и думала в последнее время. Мы стояли в фойе дворца культуры в кругу детей, которые невольно слышали наш разговор. Ко мне подошел мальчик, взял за руку и, заглянув в глаза, спросил: «Вы будете нашей мамой?». «Чтобы каждый день был прожит не зря?» – совсем непонятно сказала я в ответ. Так, с 1987 года я работаю в детском доме.

Искренность взаимоотношений, совместные дела, а значит, победы и неудачи объединяют людей. Что может быть надежней дружбы, проверенной с годами? Держу в руках фото, на нем – мальчик с внимательными карими глазами и смешным ежиком волос. На обратной стороне – незамысловатая надпись: «Свете на добрую память». Ныне майор юстиции Дмитрий Борисович Якунин желанный гость в семье, крестный отец моей дочери. Я назвала лишь одного из команды барабанщиков, но с остальными членами «боевого звена» не менее теплые отношения.

Есть и у меня крестники, я прихожусь крестной матерью восемнадцати сыновьям теперь уже выпускникам детского дома 1994 года. Знаю о судьбе каждого. А вот дорогие сердцу письма воинской корреспонденции: из московской области от Бухмастова Дмитрия, который проходил службу в войсках ОДОНа, с Камчатки от морского пехотинца Адодина Максима и даже из Чечни (оно передано с демобилизовавшимися друзьями, так как по почте нельзя). «Привет, дорогая мамочка!..» Согласитесь, эти письма дорогого стоят. Как охарактеризовать такие взаимоотношения? Когда слышишь по мобильной связи, как стрекочут «вертушки», а ты вжимаешься дома в кресле перед телевизором и по щекам текут слезы от того, что настал тот момент, когда ты ничем не можешь помочь, кроме как словом. Это уже выпускники детского дома 2003 года. А когда у нас в семье были похороны, воспитанники звонили и спрашивали: «Мам, чем помочь?» – это были выпускники 2010. А о детях, с которыми мы сейчас идем вместе по дорогам жизни, можно сказать почти бернесовскими строчками: «Я люблю их и, надеюсь, это взаимно».

Воспитание детей – многогранный процесс, а воспитание детей-сирот на каждой грани имеет свои сложности. Поэтому, говоря о сложностях, невозможно выделить самое-самое. У врача есть заповедь «Не навреди». На мой взгляд, она очень актуальна в педагогике. Как не нарушить хрупкое равновесие или безболезненно выровнять перекос? Нужна тонкая, ювелирная работа. Оберегая детей от невзгод и даже порой предупреждая возникновение проблем, а в случае их возникновения, сразу же протягивая руку помощи, мы лишаем их иммунитета, в какой-то степени нарушая формирование алгоритма решения жизненных задач. А, с другой стороны, кто как не мы, поможем и, если надо, встанем на защиту? Как стремлением к материальному благополучию и гастрономическому изобилию, не превратить детей в потребителей, не умеющих оценить затраты, а главное – труд конкретных людей и государства в целом? Восполняя недостаток материнского тепла, согревая лаской и заботой, как не допустить того момента когда ребенок превращается в избалованного и бездушного, а проявляя разумные строгость и требовательность, не разрушить волевые качества и не озлобить. На мой взгляд, самое сложное – найти «золотую середину».  

Поскольку воспитание – процесс многогранный, то в нем много и определенных сложностей. Но, рано или поздно, они преодолеваются, и наступает заветный момент:

– когда после трудного общего дела испытываешь радость от выполненной работы;

– когда видишь, что научил ребенка одерживать победу над собой;

– когда получаешь письма и читаешь: «Здравствуй, дорогая мама…»;

– когда после воинской службы, с самолета, с цветами сразу к тебе домой, потому что ты – единственный близкий человек;

– когда годы потрачены не на добычу зарплаты, а на то, чтобы раздавленный судьбой ребенок стал достойным человеком;

– когда выпускники твое имя дают своим детям;

– когда понимаешь, что это твое призвание.

Почему я решила участвовать в конкурсе «Высокое призвание»? А на этот вопрос мне поможет ответить моя любимая гитара и строчки из песни:

В пути не ищи ты дороги легкой,

Позволить не смей минутный привал,

Движенье, движенье без остановки –

Вот идеал, вот идеал…

Когда я рассказала своим ребятам о конкурсе, боевое звено удалилось на совещание. Я поняла, что зреет какой-то секрет, какая-то интрига. Через 15-20 минут народ выдал мне такие строчки:

Покой не для нас

И непокоя нам мало –

Искать, мечтать, прямым путем шагать.

Любые неудачи и преграды

Всем вместе, дружно преодолевать!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела