Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(29) Владимир Александрович Зверев,
доктор исторических наук, профессор НГПУ

«Вспоминаю – возвращаю обратно в жизнь».Сочинения о местах памяти как средство обучения истории

В современной «новой» социальной истории и интеллектуальной истории широко изучается историческая память людей – совокупность «донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом» (Л. П. Репина). Отцом-основателем этого исследовательского направления считают французского социолога Мориса Хальбвакса. Задумавшись над функционированием исторической памяти, Хальбвакс подчеркивал значение мест памяти (мнемонических мест, пространства памяти, фигур памяти – здесь сегодня используется разнообразная терминология). Историки во главе с Пьером Нора, изучавшие места памяти в родной стране, описали некрополи, коммеморативные монументы и святыни, национальные исторические хроники, гражданские справочники и учебники истории, публичные архивы и музеи, созданные в свое время во имя идентичности Франции. Среди новосибирских историков активно места памяти крупных городов Западной Сибири применительно к межвоенному периоду 1920–1930-х гг. изучает сегодня Екатерина Ивановна Красильникова.

Мне представляется, что приобщение подростков и молодежи к основам исторических знаний и представлений в общеобразовательной и высшей профессиональной школе может быть более успешным, если воспользоваться наработками специалистов, изучающих места памяти. В частности, можно практиковать написание творческих работ, посвященных описанию конкретных мест и фигур памяти, находящихся в непосредственном окружении наших школьников и студентов. Это деревенские и городские кладбища, сельские или школьные музеи, места былого расположения исчезнувших ныне населенных пунктов, традиционные встречи выпускников школы или вуза, вечера чествований ветеранов-юбиляров, альбомы пожелтевших семейных фотографий, старинное церковное или школьное здание, самая старая вещь, которая хранится в родительском доме… Примерный план описания места (фигуры) памяти может выглядеть следующим образом: 1) физический, материальный облик этого объекта; 2) ментальное восприятие и символическое значение этого места; 3) его функционирование (использование) в качестве своеобразной точки пересечения, где складывается и концентрируется память общества и конкретной социальной группы – семьи, церковного прихода, сообщества бывших одноклассников, жителей города или деревни и т. д.

В практике освоения образовательной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» в магистратуре Новосибирского государственного педагогического университета в нынешнем учебном году появился следующий опыт. По моему заданию магистранты-историки первого курса написали эссе об известных и значимых для них и нашего социального окружения местах памяти. Эссе, как известно, – это небольшая творческая работа, выполненная в свободной композиции, где автор передает свое личное мнение и впечатление по конкретной проблеме. Все очень заинтересовались темой, познакомились с некоторым кругом литературы (учителю можно начать со статьи: Соколова М.В. Что такое историческая память? // Преподавание истории в школе. 2008. № 7. С. 37–44). У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже, но работу при коллективном разборе все признали весьма полезной. Уверен, что некоторые из магистрантов, будучи практикующими учителями высокой квалификации в школах Новосибирска, постараются заинтересовать этой тематикой и своих учеников.

По просьбе ведущей рубрики я с удовольствием знакомлю читателей с текстами эссе магистрантов, обучающихся в НГПУ по направлению «Педагогическое образование», магистерская программа «Историческое образование (отечественная история)».

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела