Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(8) Евгения Юрьевна Кривченко,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей»
г. Новосибирска

Образ Скорбящей матери как символ индивидуальной и коллективной памяти

И скорбен этой вечности покой

Ветра ведут печальный счет годам

Ты, проходящий мимо, здесь постой,

Прислушайся, что шепчет Мать ветрам.

Н. Самкова

 

О, Мать, источник любви!

Дай мне почувствовать силу скорби,

Чтобы я мог плакать с тобой.

Из молитвы Стабат Матер

Перевод П. Сахарова

 

Монумент Славы, посвященный подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне, является местом общественной исторической памяти для всего мира. Русский солдат освободил от фашизма Восточную Европу и часть Азии, страны. Мои земляки уходили на войну, героически воевали и погибали, из 400 тысяч новосибирцев, проживавших в городе до войны, не вернулись – 30266 человек. По мнению Пьера Нора, память о военных действиях конструируется и реконструируется наиболее активно, поскольку всегда мобилизует разнообразные дискурсы и практики репрезентации события. Для нового поколения людей, которые не знали, не участвовали в тех или иных событиях, память смыкается вот в таких местах, возле памятников.

На многих языках мира мемориал переводится как «служащий для памяти». Мемориал воинам-сибирякам – место исторической памяти, оно сообщает нам о сверхважном событии – Великой Отечественной войне, в общем и в частности. Монумент состоит из символической статуи Скорбящей женщины-матери, Вечного огня и семи мощных десятиметровых пилонов, на которых выгравированы сцены, отображающие отдельные этапы войны, около них урны с землей из мест гибели героических сибиряков, с обратной стороны пилонов – имена погибших. Монумент расположен на 2 тысячах гектаров земли, за мемориалом разбили парк, посадили елочки, берёзки, установили военную технику. Строили Монумент всем городом, тысячи рабочих, служащих, студентов, комсомольцев Кировского тогда района в выходные дни и в вечернее время принимали участие в строительстве этого мемориала. Из воспоминаний моей родственницы Зайцевой Нины Михайловны, 1938 года рождения, в 1960 – 1991 годах работала на заводе «Сибтекстильмаш»: «…нас, комсомольцев, агитировать поработать на субботнике и не надо было. Мы, конечно, и представить себе не могли, как будет выглядеть памятник, выполняли разные черновые работы: месили раствор, убирали мусор. Работали весело, с азартом, так как нам объявили, что строить надо быстро… Добровольно отдавали на строительство монумента небольшие деньги, от 50 копеек до рубля…»

Открытие памятника состоялось 6 ноября 1967 года и вот почти 45 лет новосибирцы, которые принимали участие в строительстве Монумента Славы, и те, чьё детство прошло в этом чудном сквере, сохраняют и берегут это место памяти. Почему это место дорого лично для меня? Для коллективной идентичности, по мнению Мориса Хальбвакса, имеет значение то, как представлен отрезок времени в визуальных образах. Усиливает впечатление от трагичности события и подчеркивает, что мемориал, место личной памяти – образ Скорбящей женщины-матери.

Горе матери, боль матери понятны каждому человеку. Вглядываясь в лицо Скорбящей матери, невольно бросается её сходство с ликом Богоматери. Те же горестные и безмолвные черты лица. Хотя, конечно, и понимаешь, что в шестидесятые годы 20 века этот смысл не мог быть вложен создателями памятника – Александром Чернобровцевым и скульптором Борисом Ермишиным. Эта молчаливая женщина-крестьянка, с ликом святой, заставляет переживать сильные эмоции. Лично для меня – абсолютно сакральный образ –Православная Богоматерь, католическая Стабат Матер и наша Скорбящая мать на Монументе Славы. Возле Скорбящей матери стою как в храме возле иконы Богоматери. Божья Матерь – утешение всем скорбящим, ибо сама испытала нечеловеческие страдания. «Молча страдать – вот что было на земле Ее постоянным уделом, это было нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью», – так выразил её молчание Е. Поселянин в своей работе «Богоматерь на земле».

 

 

Что объединяет эти разные, но такие одинаковые образы Стабат Матер, Богоматери и Скорбящей матери на Монументе Славы? Просветленное страдание, одухотворенность. и земная женщина и небесная в жертву приносили своих детей. Наедине с таким горем каждый человек остается один на один, и получается, что люди идут не просто к Скорбящей матери, как к символу Победы, они идут к Маме. Оттого-то плачет не только у урны с мест гибели своего отца мой свекор, и каждый раз у меня сжимается сердце при виде матерей, стоящих у стелы памяти, посвященной своим сыновьям, погибшим на других войнах: Афганской, Чеченской. Современная Скорбящая Мать – такой же острый и пронзительный символ памяти.

Но нужны ли такие места нам, современным, вечно куда-то спешащим? Что мы должны помнить, создавая или посещая такие места памяти? Ужас войны, потерю близких, благодарность предкам за мирную жизнь? Я думаю, что места памяти дают возможность каждому человеку побыть один на один со своими личными воспоминаниями, ощутить себя сопричастным истории. Монумент Славы – не комеративное место памяти, сюда может прийти любой человек, в любое время года и суток. Именно поэтому оно становится личным для тех, кто в день свадьбы посещает это место и потом рассказывает об этом своим детям. Личным это место памяти становится и для внуков, потому что именно здесь у Скорбящей матери они впервые услышали рассказ деда о его военном детстве. Прошлое и настоящее, память индивидуальная и коллективная всегда будет смыкаться именно здесь – на Монументе Славы.

Человек нуждается вот в таких организованных местах памяти, где происходит вызов личных переживаний, ассоциаций. И мне кажется, совсем неважно, кто их организует, государство или просто человек. Любой, кто осознает свою личную и культурно-социальную идентичность, может быть творцом мест памяти, а для тех, кто сохраняет свою память, «осуществляя связь с вечным настоящим», по мнению Пьера Нора, посещение таких мест и связанных с ними символов, один из самых действенных способов развития исторической памяти.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 534)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела