Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Полина Дмитриевна Воскресенская,
учитель истории МБОУ Экономический лицей г. Бердска

Место памяти – Мемориал Славы

Никто не забыт, ничто не забыто.

Ольга Берггольц

Историческая память россиян сегодня находится в состоянии «знание минимума и того что происходит здесь и сейчас». Это связано с информатизацией общества, перенасыщением его различного рода информацией и вследствие этого потерей интереса к прошлому своей семьи, города, поселка, района и т.д.

«Историческая память понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом – как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом. Память может включать что угодно – от спонтанного ощущения до формализованной публичной церемонии». Историческая память – не просто канал передачи сведений о прошлом, это «важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем».

Средством для оживления образов служат места памяти. По мнению П. Норра, местами памяти могут стать люди, события, предметы, здания, традиции, легенды, географические точки, которые окружены особой символической аурой. Их роль, прежде всего, символическая, т.е. напоминание о прошлом, наполняющее смыслом жизнь в настоящем.

К месту памяти, напоминающем о прошлом и имеющим огромное символическое значение, можно отнести Монумент Славы в г. Бердске, сооруженный в честь подвига бердчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

Первый камень в основании памятника был заложен в мае 1973 году, в 1980 году памятник был закончен. Архитекторами стали Самохвалов Е. В. и Щербаков М. В., монументалистом – Чернобровцев А. С. Монумент Славы географически удачно расположен. Он представляет собой композицию из четырех солдат, держащих на своих плечах плиту со словами Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто». Лица солдат очень выразительны. Одновременно они выражают скорбь и торжественность события, в честь которого был возведен Монумент Славы.

 

 

Памятник находится практически на окраине города, это красивое и живописное место. Вокруг памятника разбит парк с множеством асфальтированных дорожек.

Мемориал Славы символичен для каждого жителя Бердска, будь то коренной житель или приезжий в город. Великая Отечественная война затронула каждую семью в России. Моя семья не исключение. Мои прабабушки и прадедушки принимали участие в Великой Отечественной войне, но не на полях сражения, а в тылу. Мамины бабушка и дедушка – сибиряки, жили в деревне Маслянино, папины – тульчане. Во время войны они работали на одном заводе в Новосибирске, Сибсельмаше. Во время работы на заводе они не были знакомы и после окончания войны каждый из них вернулся к себе домой, а в 1985 году мои родители встретились в Хабаровском крае.

Место памяти – это наш момент национальной истории (П. Норра). Монумент Славы не только наша национальная история, но и наша национальная память. Не важно, в каком городе находится этот памятник, а важно, о чем он нам «говорит». Памятник и парк вокруг него никогда не перестает «играть» свою важную роль. Но все-таки «главная» роль у него 9 Мая. В этот праздничный и печальный день в парке проходит парад и возложение цветов к Мемориалу. В параде участвуют ветераны, они проходят мимо толпы, и сердце замирает от их внешнего вида. Ты вспоминаешь, что каждый из этих людей совершил подвиг, не важно, что он делал во время войны: участвовал ли в сражениях за свою Родину или работал на заводе в тылу.

Каждый из присутствующих перед памятником во время торжественной части празднования дня 9 Мая или оставшийся после нее, находясь в этом месте памяти, ощущает себя частью национальной истории, вспоминает своих предков, внесших вклад в Победу. Гуляя со своими родителями по парку, дети спрашивают об этом месте и получают ответы, узнают и приобщаются к истории своей великой Родины и своей семьи.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела