Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Наталья Николаевна Лисенкова,
учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 189 Октябрьского района г. Новосибирска

Памятник Владимиру Высоцкому как место памяти жителей г. Новосибирска

Пророков нет в отечестве моем

А вот теперь ушла и совесть

Он больше не споет нам ни о чем,

И можно жить совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать и спеть умел,

Что наших душ в ответ дрожали струны,

Аккорд его срывался и звенел,

Чтоб нас заставить мучиться и думать.

Он не допел, не досказал всего,     

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце разорвалось от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет.

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер! Да! И все же он поёт,

И песни не дают нам жить спокойно.

Июль-август 1980 г., Никита Высоцкий

В 2003 году был образован Сибирский фонд по увековечиванию памяти Владимира Семеновича Высоцкого. Его учредителем и председателем является новосибирский меценат, директор завода «Буровая техника», автор и исполнитель песен Анатолий Анатольевич Олейников.

По инициативе этого фонда в 2005, в год 25-летия со дня смерти Высоцкого, в Новосибирске появился бронзовый памятник Владимиру Семеновичу. В сквере молодежного театра Глобус, в центре Новосибирска, на высоком постаменте из белого мрамора, в виде стилизованного лезвия, находится бронзовая фигура Высоцкого. Поэт в джинсах, без рубахи и босяком, с неизменной гитарой в руках. На постаменте, красным цветом выбита надпись: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа – и режут в кровь свои босые души!». Внизу лежал бронзовый череп Йорика, который несколько раз воровали и отдавали в скупку металла, потом оттуда возвращали на пьедестал, но в итоге он так и затерялся. Памятник построен по проекту скульптора А. Таратынова по заказу А.А. Олейникова.

 

 

Рядом с монументом создана первая в мире «Аллея бардов», где установлены памятные гранитные плиты, ушедшим из жизни выдающимся авторам-исполнителям, таким как А. Вертинский, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Е. Клячкин, М. Анчаров, Н. Шипилов, Б. Вахнюк.

Деньги на памятник собирали 8 лет по инициативе А.А. Олейникова, памятник построен на народные средства, часть выделена городом из бюджета.

На открытие памятника приехал сын – Никита, космонавт И. Волк, А. Карелин, артист А. Филипенко, В. Городецкий, барды из Москвы и другие. Было много новосибирцев, люди несли цветы, многие плакали, памятник приняли.

Почему у нас в городе появился памятник Владимиру Высоцкому и как он связан с Новосибирском?

Несмотря на то, что власти не жаловали В. Высоцкого, были жесткие ограничения на выступления при его жизни, несмотря на то, что прошел уже значительный срок после его смерти, популярность Владимира Высоцкого была и остается феноменальной.

По итогам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2009-2010 гг. на тему «Кого вы считаете русским кумиром 20 века?» В. Высоцкий занял второе место (31% опрошенных, уступив только Ю. Гагарину – 35% опрошенных). Именем В. Высоцкого у нас в стране названы самолет, теплоход, яхта, большое количество музеев и еще большее количество памятников по всей нашей необъятной родине, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Высоцкий – уникальная личность! Вот, кто действительно заслуживает звание народный артист, он горел, а не жил, поэтому рано ушел. У него нет плохих стихов, плохих ролей, плохих песен. Стихи – глубоки и содержательны, хотя, на первый взгляд, кажутся очень простыми, но смысл и глубина поражают своей искренностью и правдивостью. Выступления на сцене и в кино – неподражаемы. Его творчество заставляет задуматься и попытаться ответить на извечно русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Его жизненный пример, его отношение к творчеству, к работе, его гражданская позиция говорят о многом.

 

 

Родители Высоцкого некоторое время жили в Новосибирске (1936-1937 гг.) и покинули город незадолго до рождения Володи.

С возникновением Академгородка, куда приехали молодые ученые со всей страны, которые смотрели прогрессивно, не только на науку, но и на окружающую действительность, зарождается неформальное объединение молодых ученых кафе-клуб «Под интегралом». Клуб славился свободомыслием, туда пригласили в 1967 году Высоцкого на Всероссийский фестиваль песни, но власти выступление запретили. Высоцкий выступил не официально, в этом клубе и на стадионе «Спартак». В Новосибирске Владимир Семенович познакомился с художником Н. Грицюком и приезжал к нему в гости. Во время съемок «Хозяина тайги» в Красноярске в 1968 г. он вместе с режиссером С. Говорухиным был у Грицюка, а затем в Академгородке. В начале 1980-х гг. Высоцкий должен был выступать в Новосибирске, уже были наклеены афиши, вспоминает его администратор Гольдман, но выступление запретили и Высоцкий прилетел в Новосибирск только затем, чтобы узнать, что его концерт запрещен. После смерти поэта Новосибирск был первым городом, где появилась улица Высоцкого, а теперь вот и памятник есть.

Французский историк Пьер Нора в своей работе «Проблематика мест памяти» пишет, что существует два вида памятников: доминирующие – официальные, административные, куда приходят против воли, и доминируемые, куда приходят спонтанно, это бессознательные организации коллективной памяти. К памятнику Высоцкого приходят люди по зову сердца и души, чтобы еще раз вспомнить поэта, прикоснуться к его творчеству и отдать дань уважения и признания.

Памятник Высоцкого – это символ свободы, чести и совести. Конечно, Высоцкий был обычным человеком, со своими недостатками, про которые много пишут, но его достоинства неоспоримы и перекрывают недостатки. В России всегда находились люди, способные, встав поперек течения, заявить о своем выборе.

А.С. Панарин в своей работе «Философия истории» пишет, что все ускоряющийся темп перемен предельно актуализирует достоверность национальной аксиологии, верифицирующих идентичность, человеку приходиться отстаивать свой суверенитет и исконное чувство хозяина самого себя в жизни. Высоцкому действительно приходилось отстаивать ежедневно и ежечасно свой суверенитет в борьбе с косностью, отжившим и устаревшим. Для него это было делом чести. Он пел, сметая запреты, доходил до каждого. «И всяк сущий в нем язык», и министр, и зек знали, чувствовали – это о них поет Володя. Всякий автор по-своему видел мир, по-своему пел. В 30-е годы О. Мандельштам гордился: «Не волк я по крови своей». Борис Пастернак, пережив самое страшное, в конце 50-х годов почувствовал: «я пропал, как зверь в загоне». У Высоцкого загнанные кони, волки, полнейшая безысходность:

«Грязью чавкая жирной, да ржавой

Вязнут лошади по стремена

Но влекут меня сонной державою,

Что, раскисла, опухла, от сна.

Конечно, власти это не поощряли, в 1968-1969 гг. автор подвергался нападкам в прессе. Множество ролей оказались не сыгранными, песни – запрещали, остались не реализованными драматургические опыты.

Я думаю, что имя Высоцкого не будет забыто, хоть А.С. Панарин пишет о поглощении памяти временем. «Главное в Высоцком – это его философская, вневременная сторона», писал о нем профессор Новиков В.И., писал, что началась «Новая посмертная жизнь Высоцкого», стихи его называл многогранным кристаллом, которые можно по-разному интерпретировать. Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Он продолжает жить в стихах, песнях, кинолентах, памятниках, а главное в памяти людей. По инициативе «Сибирского фонда» учреждена премия «Признание» и золотая медаль «Бард России», вручаемая ежегодно одному из выдающихся бардов страны. Среди лауреатов премии – А. Городницкий, Ю. Ким, Ю. Кукин. Стартует международный фестиваль авторской песни «Свой остров», участниками которого были более 200 бардов из России и ближнего зарубежья.

Память о Владимире Высоцком – жива!

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела