Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Надежда Владимировна Горбунова,
заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 64 Кировского района г. Новосибирска

Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества

Современная школа, как и все наше общество, нуждается в обновлении. В этой связи от развития школьного коллектива в немалой степени зависит успех преобразований в учебно-воспитательном процессе школы.

Коллектив – сложная социально-психологическая система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Школьный коллектив мы можем представить как дифференцированное единство разным по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей, принимающих участие в жизни школы. Школьный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью за судьбу школы. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова). Школьный коллектив дифференцирован, так как составляющие его объединения могут обладать собственной организационной структурой и собственными ценностными ориентациями.

Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов – педагогов и учащихся. Сотрудничество, соуправление, самоуправление – ключевые проблемы, лежащие в русле задач модернизации современной школы. Каковы условия развития школьного коллектива? Остановимся на некоторых из них.

Педагогический коллектив – составная часть школьного коллектива, его ведущая организующая сила, центр интеграции воспитательных усилий школы, семьи и общества. Одним из условий развития коллектива является накопление и укрепление традиций коллективной жизни. МБОУ СОШ № 64 – старейшая школа города. В 2009 году школа № 64 отметила 100-летний юбилей. В своей работе коллектив школы придерживается принципа «Умелое сочетание традиций и инноваций в современной школе – залог её успешного развития». Старшее поколение наших учителей создало прочный фундамент учебно-воспитательного процесса. Это годами сформированные традиции: традиция обновления, традиционная система планирования, контроля, традиции сотрудничества, обучения детей без отбора, самоуправления, традиция коллективной творческой деятельности. Данные традиции реализуются в различных формах деятельности педагогического и ученического коллективов школы, а именно: нетрадиционное проведение педсоветов, предметные недели; КТД «День Чести школы», в котором принимают участие ветераны педагогического труда, КТД «И помнит мир спасенный...», в рамках которого учащиеся устанавливают Пост №1 в школе, проводятся Уроки мужества. Школа богата учениками, входящими в «Золотой фонд» школы – отличники, победители и призёры конкурсов разного уровня. Для них традиционно проводится концерт-награждение «Союз ума, добра и красоты». Еще одна традиция – гордиться выпускниками школы.

Два года подряд высокая результативность работы педагогического коллектива отмечена знаком управления образованием администрации Кировского района «Педагогический триумф».

Эффективность воспитательной работы зависит от взаимодействия педагогического коллектива и детского коллектива (Н.С. Дежникова, Л.И. Новикова). Важным условием развития детского коллектива является организация самоуправления.

По мнению В.А. Сухомлинского «Любая структура, любое организационное строение общешкольного коллектива играет свою роль в воспитании учащихся лишь тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенных в первичных коллективах».

Действующее в школе самоуправление – это не цель, а важнейшее средство воспитания. В самоуправлении главное – деятельность, которая  материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т.е. духа школы, духа коллектива. Мы для себя определили два уровня ученического самоуправления: ученическое самоуправление в классе, ученическое самоуправление школы.

Первый уровень формируется в 11-х классах. Органы самоуправления избираются на каждый вид деятельности. Высшим органом самоуправления класса является собрание учащихся класса. Ученическое самоуправление 2 уровня называется ученическим Советом школы. Он состоит их председателей одноименных классных органов самоуправления. Ученический Совет школы делает анализ работы классных активов, вносит предложения, выступает организатором общешкольных КТД. Высший орган – общее собрание учащихся школы. Мы стремимся, чтобы Ученический Совет школы был расширен представителями профильных объединений: студий, пресс-центра, секций. Совместная целеустремленная деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.

Модель школьного самоуправления доказывает свою действенность: участвуя в районном социально-педагогическом проекте «Отличная команда» два классных коллектива показали высокую результативность: 2 место в финале, диплом регионального конкурса «Так зажигают звезды» на Сибирской Ярмарке.

На втором уровне ученического самоуправления находится и детская школьная организация «Шанс», созданная в 2001 году. Главной целью создания «Шанса» стало обеспечение условий для развития навыков самоуправления, творческих способностей подростков во внеурочное время. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Опыт работы ДШО описан в сборнике «Сделай шаг навстречу» НООО «Союза пионеров», в статье журнала «Воспитание и дополнительное образование НСО» в 2008 году.

Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В учебном году старшеклассники ДШО «Шанс» на районный конкурс «Лидер» представили социально-значимый проект «Зеленая школа», ставший лауреатом. На летних каникулах ребята этот проект реализовали. Направление, которое осваивают активисты – работа вожатыми в лагере с дневным пребыванием. Миюскова Кристина стала победителем районного конкурса «Вожатый года». Социально-значимый проект Берилко Саши «Школа вежливости», занявший 2 место на районном конкурсе «Лидер», был представлен на областном конкурсе детских проектов и был среди десяти лучших отмечен дипломом. В рамках общешкольной программы ЛДП «Солнечный город» проект «Школа вежливости» был реализован для учащихся начальных классов.

Еще один проект, над которым мы работаем – это школьный информационный центр «Школьные ступеньки» и «Кораблик детства» для начальной школы. Задачи проектов: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитии и самореализации школьников. Проект информационного центра участвовал в областном конкурсе социально-значимых проектов на Сибирской Ярмарке. Материалы «Школьного кораблика» можно найти на сайте руководителя Гугниной Ю.С. Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими «гражданских знаний и умений» в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями.

Развитие детского коллектива невозможно без развития педагогического коллектива. Как организация педагогический коллектив имеет свою структуру. Официальную, соответствующую специфике педагогической деятельности, – администрация; методобъединения учителей-предметников, классных руководителей; временных объединений педагогов, создаваемых для решения каких-либо конкретных задач. И неофициальную, складывающуюся в процессе свободного общения педагогов. Характеризуя работу методического объединения классных руководителей нашей школы, можно сказать, что его деятельность вышла на уровень своеобразной творческой лаборатории. Педагогами созданы проекты и программы воспитания. Так, работа по программе интеллектуального развития позволила ряду педагогов принять активное участие в районных и городских программах интеллектуальных игр. Программы классных руководителей патриотической направленности «Патриот», «Я – гражданин» позволили включиться в районную программу «Мы – вместе». Учащиеся 2-х классов участвуют во Всероссийской игре «Юные миротворцы». В рамках этой игры была проведена акция «Мы за мир!». Участники были награждены благодарственным письмом городского общества ветеранов Великой Отечественной войны. Показателем работы классных руководителей с коллективом учащихся может служить то, что четыре года подряд педагоги школы становились победителями и лауреатами конкурса «Классный руководитель года». Подводя итог, можно сказать следующее: нам есть чем гордиться: своими учениками и педагогами, достижениями. Когда я представляю свою школу в будущем, я вижу ее еще более уютной, оснащенной современным оборудованием, выпускники которой – личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, мощным нравственным потенциалом, способные к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

 

Литература

  1. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  2. В.А. Сухомлинский. «О воспитании». Москва, 1973 г.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт школы как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса
2. Связующее звено между учениками, родителями и учителями
3. Сайт образовательного учреждения – площадка для совместного творчества учителей и учеников
4. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени
5. Работать в школе?!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!

6. Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества
7. Мы – россияне!
8. Необычный подарок детям детского дома «Солнышко»
9. Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка
10. Слова с непроверяемым написанием
11. Модель гимназиста
12. Обучение чтению на уроках английского языка.
Усовершенствование навыков чтения через метод проектов.

13. Формирование гражданско-правовой культуры у учащихся через занятия по обществознанию
14. Страница на школьном сайте «English Club»