Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска


Евгения Алексеевна Шевелёва,
студентка ОЗО Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета

Мы – россияне!

Тип: Игра интеллектуальная.

Форма: Посиделки.

Педагогические возможности: ИГРА:

  • расширяет представления обучающихся о русских обычаях, истории Отечества;
  • формирует чувство гордости и уважения к России;
  • развивает творческие способности и индивидуальность обучающихся;
  • укрепляет отношения в классном коллективе в процессе совместной деятельности.

Участники: 2 команды обучающихся 7-х  классов.

Может использоваться:

  • как итоговый урок по теме «Русская культура ХVII века» в курсе истории России 7 класса;
  • как внеклассное мероприятие.

Оформление:

  • выставка поделок обучающихся;
  • использование музыкальных файлов группы «Ивана Купала» и/или русских народных песен.

Ход игры:

Зачин - на фоне русских мелодий выходит Хозяйка посиделок с хлебом-солью. Кланяется.

Хозяйка:

Мне зачинать досталось роль,

Не путайте с нагрузками.

Я принесла вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Жива традиция. Жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из моих рук и хлеб, и соль!

Кланяется, вручает хлеб-соль учителю или самому старшему.

Хозяйка:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Если вы в «своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Сценарий игры:

1 тур «Загадки».

  1. Стоит бычище –

Проклёваны бочища.

(Изба)

  1. Четыре брата –

Годами равные,

Один главный.

(Углы дома)

  1. Стоит Вахрамей,

Брови нахмурил.

(Крыша)

 

  1. Много соседей рядом живут,

А никогда не видятся.

(Окна)

  1. В сенях ходит,

А в дом не заходит.

(Дверь)

6.Узелок Кузьма –

Развязать нельзя.

(Замок)

  1. Красненький петушок

По жёрдочке бежит.

(Огонь на лучине)

  1. Крутая гора –

Что ни шаг – то нора.

(Лестница)

  1. Что из угла в угол

Не переставишь?

Что из избы

Не вытащишь?

(Печь)

10. Ниже верху,

Выше печи,

Греет плечи.

(Полати)

2 тур «Дом».

Работа с интеллект-картами.

1. Интеллект-карта «Какие бывают дома?»;

2. Интеллект-карта «Деревянное зодчество».

3 тур «Дом без посиделок, что церковь без народа».

Изба в старой деревне была не только жилищем, где семья отдыхала, кушала, выполняла домашние работы. В ней хранили запасы продуктов, сушили овощи и фрукты, в русской печи устраивали баню, спасали от холодов молодых ягнят, телят и поросят.

Изба бывала ещё и клубом. На улице шёл дождь или падал снег, а дома было тепло и уютно. В печи потрескивал огонёк. Собирались родные, друзья, соседи. Такие встречи назывались посиделками.

Посиделки – это вечера отдыха, сочетавшиеся с каким-нибудь полезным трудом.

Вот и мы займёмся полезным делом – будем составлять пословицы и поговорки.

Перед вами два вида карточек: на одних – начало, на других – окончание пословицы или поговорки. Задача – собрать их правильно.

1)  Велика святорусская земля, а везде солнышко.

2) Всякому мила своя сторона.

3) За Москву-мать не страшно умирать.

4) Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

5) Всяк молодец на свой образец.

6) Красота без разума пуста.

7) Встречают по одёжке, провожают по уму.

8) Умный любит учиться, а дурак учить.

9) Бережёного и Бог бережёт.

10) Бережливость дороже богатства.

4 тур «Обычаи и приметы».

1) Какой смысл несёт в себе обычай приносить хлеб-соль?

(Хлеб-соль как символ договора. Хозяева, подносящие хлеб, тем самым обещают гостю помощь и защиту. Гость, отведав хлеба, не имел права сделать что-либо плохое хозяевам дома).

2) Почему блины были неотъемлемой частью многих праздников русских людей?

(Блины символизируют /как и хлеб/ единство трёх сутей – огня, воды и зерна. Круглая форма блина напоминала солнце).

3) Почему осыпают зерном молодожёнов на свадьбе?

(Чтобы дом был богатым на добро и на детей).

4) Как при помощи русской печи определить стороны горизонта?

(Печь всегда ставили у северной стены дома, чтобы тепло отпугивало злые силы. Значит, справа от печи – восток, слева – запад, напротив – юг).

5) Где в нашей «избе» /классе/ «красный угол»?

(Красный – всегда юго-восточный угол, независимо от расположения дверей).

/Ответы на эти вопросы можно найти в книге М. Семёновой «Мы – славяне!» - С-Пб.-Азбука: 1997/

5 тур «Кроссворд».

6 тур «Русские игрища».

Командам предлагается организовать 1-2 русские игры.

Игры могут быть:

  • Бег в мешках;
  • Бег в три ноги;
  • Русская метла (метание метлы на дальность);
  • Перетягивание каната;
  • Скатывание полотнищ (посередине длинной верёвки привязывают бублик. Участникам необходимо, как можно быстрее смотать верёвку. Выигрывает тот, кто первым доберётся до бублика);
  • Бой силачей (мальчики, стоя на одной ноге, должны вытолкнуть друг друга из начерченного на полу круга).

Концовка посиделок.

Хозяйка:

В избе, будто от побелки,

Засветился Млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Посиделки-вечеринки,

Звёзды в праздничной выси, –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

 

Литература

1.Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993.

2. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1997.

3. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.

4. Энциклопедия праздников. – М.: АСТ, 1997.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт школы как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса
2. Связующее звено между учениками, родителями и учителями
3. Сайт образовательного учреждения – площадка для совместного творчества учителей и учеников
4. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени
5. Работать в школе?!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!

6. Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества
7. Мы – россияне!
8. Необычный подарок детям детского дома «Солнышко»
9. Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка
10. Слова с непроверяемым написанием
11. Модель гимназиста
12. Обучение чтению на уроках английского языка.
Усовершенствование навыков чтения через метод проектов.

13. Формирование гражданско-правовой культуры у учащихся через занятия по обществознанию
14. Страница на школьном сайте «English Club»