Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Сергеевна Алексейчикова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории НОУ специализированного лицея «Ор Авнер» Дзержинского района г. Новосибирска

Слова с непроверяемым написанием

Слова с непроверяемым написанием учащиеся учат на протяжении одиннадцати лет. Начинается эта работа с первого класса.

Москва и заяц, огурец и вокзал, иней и картина. Что общего в этих словах? Все они – слова из школьного словаря для начальных классов.

Дети запоминают большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, но не каждый ребенок может удержать их в памяти.

Предлагаю методику запоминания словарных слов.

-    Из программы по русскому языку для 1-4 классов выписала все слова с непроверяемыми написаниями и, добавив ещё непроверяемые слова, разделила их на группы:

  • С непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я;
  • С удвоенными согласными;
  • С непроверяемыми парными звонкими и глухими согласными;
  • С непроверяемыми согласными;
  • С гласными о, е после шипящих.

Работа по запоминанию слов ведется по выделенным группам. Между словами устанавливается смысловая связь, что делает процесс запоминания более облегченным.

-    Так как в основе запоминания лежит зрительное восприятие, часто предлагаю упражнение «Какие слова «плохо» выглядят»:

 

вокзал

вогзал

 

-    Учу детей больше вглядываться в правильное написание слов, особенно в то, как написаны в них трудные места. Важно также представлять слова «в уме». Хорошая тренировка – запоминание названий витрин, реклам, т.е. слов, которые окружают нас в повседневной жизни. Эти слова написаны всегда крупно и ярко, что близко ученикам младшего школьного возраста. Даю также домашние задания по запоминанию слов, не вошедших в наш учебный словарь, а потом провожу на уроке игры «Какие слова мне встретились по дороге в школу (в магазин)» и «Кто больше запомнил слов».

-    Запоминание непроверяемых написаний должно быть не механическим, а осмысленным. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учащимся значения изучаемого слова, его точность смысла. Одно из средств, обеспечивающих осмысленность, и тем самым повышающее правильность и прочность запоминания, является этимологический анализ слов. О происхождении некоторых слов дети догадываются:

РЯБИНА – от слова РЯБИТ, РЯБЬ.

ДЕРЕВНЯ – много домов из ДЕРЕВА (деревянные).

-    Происхождение других слов узнаём с учащимися из этимологического словаря:

КАРТИНА – от итальянского слова КАРТА, т.е. бумага.

ПОРТФЕЛЬ – от французских слов ПОРТ – «нести», ФЕЛЬ – «лист» (то, в чём носят листы бумаги, документы).

 Безударную гласную в этих случаях подсказывает этимологический корень слова. Если такой подсказки нет, этимологический анализ не производится.

-    При работе над словарём полезно орфоэпическое проговаривание слова: громко, тише, шепотом, про себя. Иногда на помощь приходят небольшие шутливые стихи и загадки, в которых чётко слышна безударная гласная:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки пустолайки

научилися летать?

 

Мой первый слог – в линейках нотных,

Два остальных ищите у животных,

А целое соединит всегда

Деревни, сёла, города.

О-РОГА)

-    Для закрепления знаний, лучшего усвоения слов с непроверяемым написанием выполняем такие задания:

  1. Составь ребус к слову.
  2. Запомни слово по его форме.
    Пример: п      мидор
  3. Нарисуй рисунок, чтобы запомнить безударную гласную.
                   Пример:                            (сОрока)
  4. Сочини сказку, как произошло слово.
    Пример! «Жил-был заИц. Он был очень хвастливым. Хвастунишка всегда кричал: «Я самый смелый! Я никого не боюсь!»
    Но всем надоело, и звери решили, что раз уж он такой самоуверенный, пусть его имя пишется через букву «Я»
    С тех пор мы пишем это слово «ЗАЯЦ».
  5. Придумай ассоциативный образ, связанный со словарным словом.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ должен обязательно быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

  • Цвету;
  • Месту расположения;
  • Форме;
  • Звучанию;
  • Действию;
  • Вкусу;
  • Материалу;
  • Назначению;
  • Количеству;
  • и т.д.

б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Нельзя навязывать ученику свою ассоциацию. Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

 

Примеры: гАзета – бумАга;

                  кАрман – дырА;

                  директОР – крИк, рОт;

                  кОнцерт – нОта, дО, хОр;

                  гОсударство – большОе.

 

 Благодаря такой работе достигнуты положительные результаты: у учащихся есть интерес к слову, улучшается память, повышается орфографическая грамотность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 53)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сайт школы как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса
2. Связующее звено между учениками, родителями и учителями
3. Сайт образовательного учреждения – площадка для совместного творчества учителей и учеников
4. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени
5. Работать в школе?!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!

6. Развитие школьного коллектива как залог развития современного гражданского общества
7. Мы – россияне!
8. Необычный подарок детям детского дома «Солнышко»
9. Развитие речевых способностей монологической речи на уроках английского языка
10. Слова с непроверяемым написанием
11. Модель гимназиста
12. Обучение чтению на уроках английского языка.
Усовершенствование навыков чтения через метод проектов.

13. Формирование гражданско-правовой культуры у учащихся через занятия по обществознанию
14. Страница на школьном сайте «English Club»