Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Надежда Валентиновна Симагина,
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 14 Калининского района г. Новосибирска

Организация экспериментальной деятельности дошкольников в детском саду

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком и нравственном уровне по

сравнению с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Темирязев

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Здесь отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Считаю, что наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятия хода работы и её результатов.

 

 

Использую следующую экспериментальную деятельность:

1. По характеру объектов, которые используются в эксперименте:

– опыты с растениями,

– опыты с животными,

– опыты с объектами неживой природы,

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате,

– на участке,

– в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребенка),

– групповые (5-10 детей),

– коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

– случайные,

– запланированные,

– проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

– эпизодические (проводимые от случая к случаю),

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (от 5-15 мин.),

– длительные (свыше 15 мин.).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

– однократные,

– многократные или циклические.

8. По месту в цикле:

– первичные,

– повторные,

– заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

– иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты),

– поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат),

– решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

– демонстрационные,

– фронтальные.

 

 

Какие требования предъявляю к объектам работы:

1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, как и почему нахохливаются птицы зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.

2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Однако, иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств обязан познакомить детей с опасными объектами. Например, если вокруг детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая.

3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с незнакомыми объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.

4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефектен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.

5. Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить их на красивых и некрасивых.

6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами – другому. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое.

 

 

Выделяю такие особенности детского экспериментирования:

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
  3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
  4. Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
  5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым, оказывает на них неблагоприятное влияние.
  6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознавать смысл этой процедуры.
  7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.
  8. Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу, а именно:

– работа руками детей,

– дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам,

– совместная работа воспитателя и детей,

– помощь воспитателя детям,

– работа воспитателя по указанию детей,

– как сознательно используемый прием, воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.

  1. Предметом особого внимания является соблюдение безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они могут забыть об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
  2. Следующей отличительной способностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
  3. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов.

 

 

  1. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношением к работе. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя ругать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформировать выводы.

Придерживаюсь следующих методических требований к подготовке и проведению экспериментов.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Как работаю с детьми.

1. Увлекаясь работой, дети забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

2. Для того, чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

3. Работа с детьми строится по принципу «От простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.

4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

а) действие показывает педагог,

б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно.

Это дает возможность сконцентрировать внимание на типичные ошибки;

в) иногда ошибки сознательно совершает сам педагог. С помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибки, вероятность совершения которых велика,

г) действия осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка,

д) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки,

е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации.

6. Один из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка.

7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду.

8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами.

9. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Мотивация к экспериментальной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко использую информационные компьютерные технологии. Чаще всего сама готовлю по теме презентацию, в которой обязательно содержится проблема, иногда беру материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому экспериментированию.

В результате такой активной деятельности мои воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела