Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Марина Александровна Бердюгина,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Искитимского района

Особенности физического развития детей с нарушением зрения. Утренняя гимнастика в системе оздоровительно-коррекционной работы

Педагоги могут и должны сделать все возможное

для нормального развития детского зрения.

профессор Г.Г. Демирчоглян

 

По данным социологических, медицинских и психолого-педагогических исследований число детей с нарушением зрения в нашей стране постоянно растет. Такие дети, как правило, характеризуются нечеткостью координации движений, снижением их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д., поэтому целью оздоровительной работы является создание оптимальных условий для физического развития детей с нарушением зрения.

В нашем детском саду функционирует специализированная группа для детей с косоглазием иамблиопией в возрасте от 3 до 7 лет. Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина). У данной категории детей присутствует монокулярное видение, которое приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местонахождение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления. Все это сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. С целью достижения положительных результатов для оказания полноценной помощи ребенку и работы с детьми с нарушением зрения была установлена тесная взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в режиме дня.

Начинаем день с утренней гимнастики. Правильная осанка является одним из самых важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, надо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса, живота. Поэтому во вводной части утренней гимнастики я непременно использую упражнения на формирование правильной осанки и – обязательно – упражнения для профилактики плоскостопия.

 

 

В основной части использую упражнения для развития зрительно-двигательной ориентации, на укрепление глазодвигательных мышц. Это подъем и опускание рук с предметом (движение глаз вверх-вниз), перекладывание предмета из одной руки в другую, и.п. руки в стороны (движение глаз вправо-влево), перекладывание предмета из одной руки в другую, и.п. правая/левая рука вверху, левая/правая рука внизу (движение глаз по диагонали). При выполнении этих упражнений обязательным условием является неподвижность головы, т.е. наблюдение за предметом только глазами.

 

 

Для расслабления глазодвигательных мышц обязательно использую пальминг (ладонирование или искусственное затемнение глаз).

 

 

Как уже говорилось выше, у детей с нарушением зрения плохо развита координация движений. Поэтому такое упражнение, как стойка на одной ноге с закрытыми глазами способствует развитию этого качества.

 

 

Т.к. ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения (по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.), во время утренней гимнастики я использую элементы музыкально-ритмических упражнений.

 

 

Обязательно в конце гимнастики упражнение на восстановление дыхания, в том числе с элементами логоритмики.

 

 

Во время заключительной ходьбы для развития ритмического слуха использую хлопки.

 

 

Утренняя гимнастика всегда проводится с музыкальным сопровождением. Это учит детей быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам, к тому же музыка поднимает настроение и дает заряд бодрости на весь последующий день.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела