Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Людмила Владимировна Белова,
воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Роль педагога в комплексной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства».

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. вторая семья, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка и способствует нарушению опорно-двигательного аппарата.

Целью работы воспитателя является создание комплексной системы работы с детьми, имеющими нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата, обеспечивающей успешную подготовку ребенка к школе.

Для решения поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Создание здоровьесберегающего пространства

а) предметно-развивающей среды

б) благоприятно-психологического микроклимата.

2. Осуществление коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

3. Использование в воспитательно-образовательной деятельности наиболее современных и эффективных технологий, форм и методов работы.

4. Обеспечение взаимодействия с узкими специальностями, родителями на основе педагогики сотрудничества.

Для реализации поставленной цели и задач работа должна осуществляться в комплексном подходе к созданию условий для коррекционной, физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Огромную роль в предупреждении и развитии заболеваний опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста играет оснащение группы. Первое – это подборка мебели по росту, где у стола и стула своя маркировка. В следствии чего у ребенка вырабатывается привычка правильно сидеть за столом, соблюдая осанку. Для детей с диагнозом «сколиоз» изготавливаются высокие столы, за которыми они занимаются стоя. В группе оформляется коррекционная стена (гладкая стена без плинтуса), для профилактики и коррекции осанки, где каждый ребенок может принимать правильное положение у стены, соприкасаясь с нею 5-ю точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. При стойке у стены голова должна быть так расположена, чтобы была ровная линия глаза и козелка уха. При этом положении голова может не коснуться стены. К коррекционной стене дети в течение дня должны подходить не менее 8 раз. Для того чтобы привлечь ребят к коррекции осанки, можно приклеить разноцветные картинки для каждого ребенка, а на полу следы, на которые дети правильно ставят ноги (от стены проводится перпендикуляр и от него по 30 гр. в разные стороны). И тогда дети без напоминания могут подходить к стене и проверяют осанку самостоятельно. Соблюдение ортопедического режима должно осуществляться педагогом во время занятий – проводить физ. паузы и физ. минутки, которые должны быть не более трех минут; совместной деятельности и самостоятельной. Воспитатель постоянно обращает внимание на осанку ребят, следит за сменой статических поз.

Также необходимо большое внимание уделять созданию условий для самостоятельной физкультурной деятельности в группе. Для этого организовывается физкультурный уголок в удобном и хорошо освещённом месте. Здесь размещаются: спортивный комплекс, различные тренажеры, мячи разных размеров, флажки, колечки, кегли, мешочки с песком для равновесия, обручи, ребристая дорожка, скакалки, палки, атрибуты для проведения подвижных игр. Здесь дети индивидуально и с воспитателем выполняют упражнения на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия. В спальне – специальные кровати с деревянными щитами, дети спят на подушках высотой не более 5 см.

Также необходимо соблюдать режим дня. Режим дня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями? с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития.

Так, каждый день воспитателями проводится утренняя гимнастика на воздухе или в зале: 2 мл.гр. – 5-7 мин.; ср.гр. – 6-8 мин.; стар.гр. – 8-10 мин.; подг.гр. – 10 мин. Упражнения должны быть легкими и доступными: 2 мл.гр. – 4-5 упр.; ср.гр. – 5-6 упр.; стар.гр. – 8 упр.; подг.гр. – 10 упр. Разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры после сна, которые требуют особого внимания, так как способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Ведь закаливание – самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям; занятия физкультурой, ЛФК и плаванием, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. В течение дня воспитателем проводится лечение положением – для расслабления мышц – когда ребенок ложится на пол, руки вдоль туловища, ноги расслабленные, глаза закрыты, включается приятная расслабляющая музыка. Лечение положением проводится от 3 до 5 минут.

Задачами лечебной физической культуры являются:

1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);

2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;

3. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.

5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Занятия ЛФК проводит инструктор, а воспитатель должен присутствовать на занятиях и контролировать выполнение детьми упражнений, помогать в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка, что значительно улучшает физическое развитие и осанку воспитанников. То же самое касается и занятий физкультуры.

Также после сна проводится коррекционная гимнастика в постели. Целью гимнастики после сна является поднятие настроения и мышечного тонуса у детей, а также гимнастика обеспечивает профилактику нарушения осанки. В комплекс гимнастики после дневного сна должны входить корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Не стоит забывать и о совместной деятельности педагогов и медицинского персонала, которая начинается с анализа соматического здоровья и психофизического развития детей. Исходя из этих данных и диагноза врача-ортопеда, намечается план по оздоровлению каждого ребенка конкретно, в который входит: ортопедический режим в группе, фито- и физиопроцедуры, занятия ЛФК и плавания, массаж.

Проведение оздоровительных мероприятий проходит под медицинским контролем с последующей совместной аналитической деятельностью. В процессе формируется оптимальная модель оздоровительных мероприятий и совершенствуются приемы и методы оздоровительной работы с детьми.

Доброжелательное общение во время совместной деятельности, заинтересованность той и другой стороны в конечных целях дает результаты более эффективные, чем обычный медико-педагогический контроль.

На основе систематических медицинских обследований детей совместно с педагогом корректируется и намечается дальнейшая работа по оздоровлению детей. Немаловажное значение имеет совместное участие педагогов и медицинского персонала в медико-педсоветах, проблемных семинарах, консультациях-практикумах, что способствует повышению ответственности за здоровье детей.

Большое внимание следует уделять работе с родителями, которая чаще всего строится на основе сотрудничества. С каждым родителем индивидуально обговариваются успехи и проблемы его ребенка, даются соответствующие рекомендации. В группах создаются родительские уголки, где содержится информация по вопросам ортопедического режима, имеются рекомендации: «Комплексы ЛФК», «Профилактика плоскостопия», «Советы по формированию правильной осанки и плоскостопия», советы медработников по профилактике заболеваний, рост, вес, группа здоровья каждого ребенка, назначение врача, режим дня, расписание занятий, меню на каждый день, советы психолога.

 

 

В заключении могу сказать, что человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, воспитание, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем, а благоприятная доброжелательная атмосфера, которая должна царить в группе всегда, несет 90% успеха эффективности коррекционно-развивающей работе.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела