Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Ирина Викторовна Орлова,
Главный хранитель фондов ГАУК НСО «НГКМ»

Организация работы по учету и хранению музейных фондов и формы их документирования

В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (с изменениями от 10.01.2003, 22.08.2004), Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179, проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций относится к числу приоритетных направлений в деятельности Министерства культуры Российской Федерации, органов управления культуры субъектов Федерации, всех музеев страны вне зависимости от подчиненности.

В связи с этим, есть необходимость более подробно остановиться на организации работы по учёту и хранению музейных фондов.

Собрания музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Отнесение предметов к определенному фонду производится решением экспертной фондово-закупочной комиссии и оформляется протоколом, который утверждается директором и скрепляется печатью организации.

  1.                  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

1.1. Музейные предметы и музейные коллекции подлежат строгому учету, обеспечивающему юридическую охрану и создающему оптимальные условия для их изучения и использования.

1.2. Учет представляет собой определение и регистрацию музейных предметов и музейных коллекций в 3 этапа:

           1) актирование и регистрация в Книге поступлений в целях юридического закрепления за музеем;

     2) регистрация в инвентарных книгах (инвентаризация) в целях комплексного изучения и описания музейного предмета и юридического закрепления за определенной музейной коллекцией;

           3) регистрация в специальных инвентарных книгах предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Примечание: музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней учитываются и хранятся в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации. 

1.3. Основными учетными документами являются:

акты: приема предметов на ВХ ЭФЗК, возврата отклоненных ЭФЗК предметов владельцу, приема в постоянное пользование, приема на ОХ, выдачи музейных предметов во временное пользование (в сторонние организации), возврата предметов в музей, приема на временное пользование, возврата временного пользования;

книги поступлений – временного хранения на ЭФЗК, основного фонда, научно-вспомогательного фонда;

коллекционные и полевые описи;

инвентарные книги – по коллекциям;

специальные инвентарные книги – для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

научно-справочная карточка музейного предмета.

         1.4. Вспомогательными формами учета являются:

журналы регистрации всех видов учетной документации;

топографические списки, предназначенные для получения оперативной информации о музейном предмете на конкретном  месте хранения.

Вспомогательные формы учета не заменяют основных учетных юридических документов.

1.5. К научно-справочной документации относятся:

генеральная (учетная), инвентарная, коллекционная, систематическая картотеки;

и разные вспомогательные описи.

1.6. Оформление учетной документации производится от руки или с помощью АИС. Разборчиво, без помарок и подчисток. Исправление записей в учетных документах (изменения в атрибуции, сохранности, размерах, весовых данных и др.) допускается в крайних случаях.

Данные изменения выносятся на обсуждение ЭФЗК. После внесения изменений в учетные документы, в графе «примечание» делается соответствующая запись.

Примечание: в случаях значительного изменения атрибуции предмета, авторства, школы, иконографии, датировки и т.д. основанием для внесения изменений в учетную документацию могут являться решения МК РФ.

Исправления производятся красными чернилами. Зачеркнутые записи должны четко читаться.

1.7. В музее обязательно наличие рукописного экземпляра Книги поступлений.

1.8. Книги поступлений (основного и научно-вспомогательного фондов) до их заполнения пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются директором, главным хранителем, скрепляются печатью музея и утверждаются в территориальном органе культуры.

Книги поступлений временного хранения на ЭФЗК, временного хранения до их заполнения пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются директором, главным хранителем, начальником отдела учета и скрепляются печатью музея.

Инвентарные книги до их заполнения пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются директором, главным хранителем, скрепляются печатью музея. Возможно составление инвентарных книг с помощью АИС.

1.9. Книги поступлений основного фонда, инвентарные книги и специальные инвентарные книги, выполненные в рукописном виде, подлежат страховому копированию (далее – страховые копии) на бумажном носителе путем сканирования или ксерокопирования каждого тома.

В случае внесения в них изменений, листы названных книг учета также сканируются или ксерокопируются и являются неотъемлемой частью страховой копии.

Страховые копии книг учета должны быть сброшюрованы, прошнурованы, заверены подписями директора, главного хранителя фондов и скреплены печатью музея. Страховые копии книг учета имеют равную с оригиналами силу и хранятся отдельно в условиях, обеспечивающих полную защиту и сохранность.

1.10. Не допускается отражение в учетных документах музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных предметов и музейных коллекций (как в хранилище, так и в экспозициях), в защите памятников от разрушения и заболевания, от возможности хищения и порчи, а также в создании благоприятных условий для их изучения, показа и популяризации.

Организация хранения музейных предметов в одном помещении (комплексное хранение).

В комплексных хранилищах организуется хранение разных групп музейных предметов. Это должны быть просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных предметов и коллекций в целях всестороннего их использования.

Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь соответствующее противопожарное оборудование.

Музейное оборудование в хранилищах расставляется таким образом, чтобы дверные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5 м, а проходы между ними не менее 0,9 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения. Стены могут быть оборудованы сетками для подвески экспонатов.

Оборудование для хранения делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим и огнезащитными составами. Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины и для подтверждения огнезащитных свойств.

В случае необходимости комплексного хранения разного рода материалов в одном помещении сотрудник должен, по возможности, разделить предметы из разных материалов по разным местам хранения (шкафам, стеллажам и пр.). Недопустимо, например, совместное хранение (в одном шкафу или на одной полке) предметов из керамики и из металлов, мелких и очень крупных, хрупких и очень тяжелых, материалов, требующих разных режимов освещенности, влажности и т.п.

Все места хранения (шкафы, витрины, стеллажи, полки и т.д.) должны быть пронумерованы и снабжены топографическими списками с указанием в них наименования и учетных обозначений предмета, отметки о движении предметов. Топографические списки подписываются научным сотрудником (хранителем) ответственным за коллекции.

В хранилищах комплексного хранения температурно-влажностный режим должен быть 50-65 % относительной влажности воздуха.

При нахождении в одном помещении предметов из различных материалов средний показатель температуры должен составлять +18 градусов С + 2 градуса С. В случае размещения в фондохранилище предметов из свинца и олова температура в помещении не должна быть ниже + 18 градусов С.

Система освещения должна быть рассчитана на два режима: обычный рабочий режим (освещенность 50-75 люкс) и режим для осмотра сохранности предметов (150 люкс).

Все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы, произведения, выполненные с применением нестойких красок, и т.д.) должны быть размещены в закрытом светонепроницаемом оборудовании.

В случае если температурно-влажностный режим помещения имеет отклонения в сторону повышенной или пониженной влажности, необходимо соблюдать следующие правила:

– при пониженной влажности в помещениях фондохранилищ необходимо использовать средства общего увлажнения воздуха: сосуды с водой, увлажнители воздуха и др.;

– при повышенной влажности в помещениях фондохранилищ недопустима установка плотно закрытых шкафов вплотную к стенам. Минимальное расстояние между стеной и оборудованием должно составлять 10-15 см. В помещениях с повышенной влажностью целесообразно использовать осушители воздуха.

Кроме того, в таких фондохранилищах по окончании рабочего времени целесообразно шкафы оставлять на ночь открытыми, а полки и лотки – выдвинутыми.

Во время осмотров состояния сохранности при повышенной влажности особенное внимание необходимо уделять предметам из кожи, кости, пастелям, фотографическим и бумажным материалам, а также изделиям из черных и цветных металлов и археологическому стеклу.

 

Обеспечение сохранности музейных предметов при их экспонировании

Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать не только создание наилучших условий для показа экспонатов, но и обеспечение их сохранности от преждевременного изнашивания, повреждений и хищения.

Для предупреждения хищения экспонатов экспозиционное оборудование должно быть снабжено внутренними замками и опечатываться.

Экспозиционный инвентарь изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должен быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей).

Для обеспечения необходимой устойчивости витрины, в случае необходимости, прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к основанию витрины.

Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, задней стене витрины или к подставке.

Уникальные, особо ценные и хрупкие экспонаты запрещается экспонировать на стендах и подставках без застекления. Предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т.д.) также экспонируются в застекленных витринах.

Для предметов из драгоценных металлов и камней, огнестрельного и холодного оружия это условие обязательно. Витрины для таких экспонатов должны быть оборудованы сигнализацией.

Витрины всех типов должны быть изолированы от пыли.

Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть пригнаны к подставкам так, чтобы они не могли двигаться.

В открытой экспозиции около экспонатов устанавливаются ограждения.

При развеске экспонатов на щитах или внутри витрин предметы должны закрепляться неподвижно. На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы.

Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамках, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами или вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозийным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином.

При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью.

При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы.

Произведения графики могут экспонироваться в витринах – в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Ни в коем случае нельзя для окантовки графики использовать фанеру и доски без бумажных прокладок.

Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.

Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году.

Старые фотоснимки экспонируются в витринах и под стеклом, в паспарту, по тем же правилам, что и художественная графика, допустимый срок их экспонирования – не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией.

Ткани, костюмы, головные уборы, обувь желательно выставлять в застекленных витринах.

         При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.

         Срок экспонирования недублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.

         Недублированные ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым и серебряным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник.

         Ткани, флаги, ковры категорически запрещается прибивать гвоздями или прикалывать булавками.

При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной.

При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты.

Недопустимо использование художественной, историко-бытовой и мемориальной мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуры. При необходимости поставить на мебель какие-либо предметы (вазы, часы, настольные украшения, фотографию в раме и т.д.) нижнюю часть устанавливаемого предмета изолируют от поверхности мебели прокладкой из байки.

Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках и в витринах, допускающих обозрение с разных сторон.

Объемные вазы, большемерная скульптура, керамические панно, мозаика должны размещаться на специальных тумбах-подставках или прикрепляться к стене.

Закрепление предметов из кости, дерева, металла, всех видов тканей, кожи с помощью лесок запрещается.

Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника.

Примечание: кость, дерево, неглазурованную керамику, металл крепить с помощью пластилина запрещается. Использование в качестве крепления необратимых клеев для всех без исключения материалов запрещается.

Во избежание нагрева экспонаты, и прежде всего предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5 – 2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампа накаливания). В витринах необходимо использовать источники света, не обладающие значительным тепловым воздействием: люминесцентные, галогеновые лампы со специальными рассеивателями. 

Размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных отверстий категорически запрещается.

Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой сеткой с ячейками не более 1 мм.

Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Оборудование временных выставок (витрины, стенды, подиумы) должно быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов.

 

3. ФОРМЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ

 

[НАИМЕНОВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор [НАИМЕНОВАНИЕ МУЗЕЯ]

______________

«____»_____________20__г.

 

АКТ ВХ ЭФЗК

№ ____

 

г. Новосибирск

«_____»____________ 20__г.

 

 

Настоящий акт составлен в том, что представитель музея ______________________________________________[ФИО, должность], с одной стороны, принял(а) на временное хранение с целью – Представление на ЭФЗК, а ______________________________________________[ФИО владельца], с другой стороны, сдал(а) предметы  согласно списку.

 

№ п/п

Наименование и краткое описание. Материал, техника, размер.

Учетные обозначения

Сохранность

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по акту принято: _________ (____________________________________)  предметов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: список предметов с описанием сохранности на ____ листах.

Акт составлен в _____ экземплярах и вручен подписавшим его лицам.

 

СДАЛ(А):

 

[ФИО владельца]

 

ПРИНЯЛ(И):

 

 

[должность]

 

[ФИО]

ПРИСУТСТВОВАЛ(И):

[должность]

 

 

[ФИО]

 

[НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор [НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

_____________

«____»____________20    г.

 

 

АКТ № ____

приема в постоянное пользование

 

г. Новосибирск

«____»___________20___г.

 

Настоящий акт составлен в том, что музей в лице ___________________________________________[ФИО, должность], с одной стороны, принял(а), а ___________________________________________[ФИО сдатчика], с другой стороны, передал(а) в постоянное пользование предметы согласно списку.

 

№ п/п

Наименование и краткое описание. Материал, техника, размер.

Учетные обозначения

Сохранность.

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма закупки: _____________ (____________________________________________) руб.

 

Всего по акту передано ________ (___________________________________________)  предмета.

 

ИСТОЧHИКИ ПОСТУПЛЕHИЯ:

Акт ВХ ЭФЗК № ____-ВХ от «____»_______________20__г. от

__________________________________________________[ФИО сдатчика]

 

ОСHОВАHИЕ:

Протокол ЭФЗК № ____ от «____»____________20___г.

 

Акт составлен в _____ экземплярах и вручен подписавшим его лицам.

 

СДАЛ(А):

 

 

 

 

[ФИО]

ПРИНЯЛ(А):

 

 

[должность]

 

[ФИО]

ПРИСУТСТВОВАЛ(И):

 

 

[должность]

 

[ФИО]

 

[НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор [НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

_____________

«____»____________20    г.

 

АКТ № ____
передачи на ответственное хранение

 

г. Новосибирск

«____»___________20__г.

 

 

Настоящий акт составлен в том, что главный хранитель ________________________________________________________[ФИО] и начальник отдела учета ________________________________________________________[ФИО] сдали, а _____________________________________________________[ФИО] принял на постоянное ответственное хранение следующие предметы согласно списку.

 

 

№ п/п

Наименование и краткое описание. Материал, техника, размер.

Учетные обозначения

Сохранность.

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по акту передано ________ (_______________________________________)  предмета.

ПРИЛОЖЕНИЕ: список предметов с описанием сохранности на ____ листах.

ОСHОВАHИЕ:

Протокол ЭФЗК № _____  от «____»_____________20___г.

Акт ПП № _____  от «____»____________20___г..

Акт составлен в ___ экземплярах и вручен подписавшим его лицам.

 

СДАЛИ:

 

[ФИО]

 

 

 

ПРИНЯЛ на ответственное хранение:

 

[ФИО]

 

 

 

[НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ]

 

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

№ п/п

Наименование и краткое описание. Материал, техника, размер.

Учетные обозначения

Сохранность

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО предметов: _______ (______________________________________________________).

 

 

СДАЛ(А):

 

[ФИО]

 

ПРИНЯЛ(А):

 

[ФИО]

 

КНИГА

ПОСТУПЛЕНИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ОСНОВНОГО ФОНДА)

НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ

 

№№ п/п

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта

Наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место происхождения, надписи, подписи, даты и пр.)

Кол-во предметов

Материал и техника

1

2

3

4

5

6

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Размер, вес (для драг. металлов и камней)

Сохранность

Стоимость (при покупке), акт закупочной комиссии

Место хранения

№ госучета

Примечание.

7

8

9

10

11

12

 

ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА (НАУЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ МУЗЕЯ)

 

Шифр, № п/п

Дата записи, фамилия, инициалы лица, производящего запись

№№

по книге поступлений

Наименование и развернутое описание предмета, подписи дата, надписи и пр.

Происхождение (место создания, бытования) и история предмета, где опубликовано

Материал и техника изготовления

Размер и вес (для драгоценных металлов и камней)

1

2

3

4

5

6

7

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Сохранность

 

Источник и способ поступления, документ поступления, цена

№№ фотонегативов

№№ и шифр предмета по старым погашенным инвентарным книгам музея

Примечание

 

8

9

10

11

12

13

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ

 

  1. Музей и личность/ Отв. ред. А.В. Лебедев. Сост. М.Ю. Юхневич. – М.: 2007. – 168 с.
  2. Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – 848 с.
  3. Рыбак К.Е. Музейное право: международно-правовые аспекты – М.: Юрист, 2005. – 288 с.
  4. Этический кодекс ИКОМ для музеев. – М.: ИКОМ, 2002. 48 с. - (Музейная библиотечка).

 

ФОНДОВАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ

 

  1. Актуальные проблемы фондовой работы музеев. М., 1979.
  2. Алексеева Е.В. Архивоведение: учебник для нач. проф. образования/ Е.В.Алексеева – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
  3. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М, 1990; 1992.
  4. Изучение и научное описание памятников материальной культуры: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. A.M. Разгон, Н.П. Финягина. М., 1972.
  5. Изучение музейных коллекций / Сост. и науч. ред. УМ. Полякова. М., 1974 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 21).
  6. Инструкция о порядке хранения, учета и выдачи документальных и библиотечных материалов, имеющих во внешнем оформлении или приложении к ним материальные ценности. М.,1974.
  7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. М., 1984.
  8. Казакова С.Ф. Научное комплектование музейных фондов. Конспект лекций. М., 2001
  9. Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (Методическое пособие в помощь молодому специалисту). М., 1999.
  10. Музееведение. Проблемы использования и сохранения музейных ценностей. М., 1985 (Сб. науч. тр./ НИИ культуры).
  11. Музей и современность. Комплектование музейных коллекций. М., 1982.
  12. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Косовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Изд-во «ВК», 2003.  – 614 с.
  13. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986 (Сб. науч. тр. / ЦМР).
  14. Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР. М., 1990.
  15. Решетникова Н.И. Комплектование музейных фондов. М., 1997
  16. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: Справочник. – СПб: Изд-во «Арт-люкс» 2003, 408 с.
  17. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов, - М.: Дрофа, 2004. – 192 с.
  18. Томсон Г. Музейный климат.- пер. с англ. – СПб, Издательство «Скифия», 2005. – 288 с.
  19. Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР (Сб. науч. тр. ЦМР). М., 1975.
  20. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 4-е изд. исп. и доп.-М.: Академический Проспект; Альма Матер.-2007.-560 с.

 

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ

 

  1. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989 (Сб. науч. тр. I НИИ культуры).
  2. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
  3. Казакова Л.Ф.. Новые подходы интерпретации истории в музейных экспозициях. // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. М., 1999.
  4. Каулен М.Е. Экспозиция и экспозиционер. Конспект лекций. М., 2001.
  5. Кликс Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978.
  6. Коссова И.М. Выставочная работа музеев в современных условиях. М., 1988 (Конспект лекций / Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры МК СССР
  7. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.
  8. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) // Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
  9. Майстровская М.Т. Музейные экспозиции. Искусство-архитектура-дизайн. Тенденции формирования. М., 2002.
  10. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964.
  11. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М., 1997 (Сб. науч. тр./ РИК).
  12. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности» / Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.
  13. Поляков Т.П. Как делать музей? М., 1997.
  14. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?»-2/М-во культуры РФ. Акад. Перепод. Работников искусства, культуры и туризма; Рос. Ин-т культурологи. – М., 2003 – 456 с.
  15. Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций. Вып. 1 Часть 1./ Отв. ред. Т.Г. Шумная. – М.: ГЦМСИР, 2004. – 423 с.
  16. Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций. Вып. 1 Часть 2./ Отв. ред. Т.Г. Шумная. – М.: ГЦМСИР, 2004. – 423 с.
  17. Современная историографическая ситуация и проблема исторических экспозиций музеев. М., 2002.
  18. Соустин А.С. Выставочная деятельность музеев: некоторые пути интенсификации и повышения эффективности. // На пути к музею XXI века. М., 1989.
  19. Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации ЦМР СССР. М., 1990.
  20. Шмит Ф.И. Музейная экспозиция. М., 1929.

 

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ

 

  1. Анциферов Н.П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. М., 1925.
  2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.
  3. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-х частях. М., 1923.
  4. Герд В.А. Экскурсионное дело. M.-Л., 1928.
  5. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру. / Экскурсии в культуру: методич. сб. М., 1925.
  6. Искусство и экология: Сборник материалов по экологическому воспитанию/ Концепция изд. З. Белая. – Ставрополь: Ставропольский краевой музей изобразительного искусства, 2005. – 60 с.
  7. Коссова И.М. Взаимодействие музея со школой. М., 1990.
  8. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М., 1989.
  9. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. Сост. И.М. Коссова. М., 1997.
  10. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиск, опыт: Научно-метод. пособие для учителей и организаторов культурно-образовательной деятельности/ Под ред. Е.М. Акулича. – Тобольск, 2003. -116 с. – (Тобольский гос. историко-архитектурный музей-заповедник)
  11. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ Вып. 2. Сост И.М Коссова. М., 1999.
  12. Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия: Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 7/ Сост. И.М. Косова. – М., 2006. – 223 с.
  13. Музей и общество. Проблемы взаимодействия. Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 3. Сост. И.М. Коссова. М., 2001.
  14. Музей для всех. Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 4. Сост. И.М. Коссова. М., 2003.
  15. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.
  16. Ньюберри К. «Руководство по работе с инвалидами в Великобритании» // «Museum» №180 (№2), 1994.
  17. Основы экскурсионного дела в музеях. Вып. 1-2. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1976-77.
  18. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – (Воспитание и доп. Образование)
  19. Ребенок в музее. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1991.
  20. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов. СПб, 1999.
  21. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования/ Б.А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с. К книге прилагается CD-ROM с изображениями музеев мира.
  22. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособ. для вузов/ Б.А. Столяров. – М.: Высш. школа, 2004. – 216с. (Образование через искусство)
  23. Хицова Л.Н. Музеи природы в оптимизации обучения биологии: Учеб. пособ./ Л.Н. Хицова, А.Н. Тульнов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 160 с.
  24. Художественный музей в образовательном процессе. СПс 1998.
  25. Экологическое образование музейными средствами/ Саратов: Локатор, 2006. – 247 с.
  26. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЕ

 

  1. Айдон К., Фибельман X., Крамер М. Аппаратные средства РС. СПб., DHV, 1996.
  2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., Инфо-Арт, 1993.
  3. Компьютер в музее, музей в компьютере: Труды Всесоюзного семинара по проблемам компьютеризации музеев за 1990 г. М., ГТГ, 1991.
  4. Кречман Д.Л., Пушков АИ. Мультимедиа своими руками. СПб., БХВ - Санкт-Петербург, 1999.
  5. Кролл Э. Все об INTERNET. Киев, BNV, 1995.
  6. Лебедев В.А. Методология и практика электронных изданий по искусству. М., НИИ Российской академии художеств, 1998.
  7. Музей будущего: информационный менеджмент. М., Прогpecc-Традиция, 2001.
  8. Музей и новые технологии. М., Прогресс-Традиция, 1999.
  9. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М., Российский институт переподготовки работников культуры, искусства и туризма, 1999.
  10. Чинхолл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ / Пер. с англ. М., Мир, 1983. С. 296.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела