Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Наталия Юльевна Ткаченко,
руководитель музея МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Новосибирска

Интерактивный музей как форма работы Музея истории НГПЛ

Сегодня музейная деятельность по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Однако чтобы быть востребованым сегодняшним поколением детей и подростков, музей должен быть мобильным, находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но главное, новых форм и методов общения посетителя с музейными ценностями, которые позволят заинтересовать современную детскую аудиторию.

Именно поэтому, организация работы музея сейчас невозможна без информатизации музея в целом. Поэтому одной из ключевых задач деятельности Музея истории НГПЛ стало системное развитие на основе информационных технологий.

Основными направлениями реализации этой задачи являются:

  • приобретение мультимедийного оборудования;
  • формирование электронной базы документов музея;
  • создание нового поколения методического обеспечения;
  • создание и использование виртуальных экскурсий и презентаций;
  • создание электронного банка данных о выпускниках;
  • сотрудничество с сайтом лицея.

На данный момент наш музей имеет компьютер и сканер, в совместном пользовании с библиотекой – ксерокс и принтер, кроме того практически все классы лицея оснащены проекторами и смарт-досками.

Электронная база документов музея включает в себя: Положение о Музее, Концепцию музея, Тематико-экспозиционный план, Картотеку основного фонда, Планы работы музея на год и помесячно, самоанализ работы музея, состав Совета музея и протоколы его работы.

Методическое обеспечение состоит из памяток и рекомендаций по работе с музейной документацией, по подготовке к экскурсии, по копированию и сканированию документов, по хранению экспонатов различных типов, по интервьюированию и т.д. Наличие всех этих документов в электронном виде позволяет быстро дорабатывать их и создавать на их основе новые.

Уже несколько лет наш музей проводит не только обычные, но и виртуальные экскурсии, объединенные в 5 абонементов: «Пушкиниана», «Культура пушкинской эпохи», «История Сибирского края», «Новосибирские педагоги», «Улицы расскажут вам».

Виртуальные экскурсии очень удобны, когда посещение территориально отдаленных музеев невозможно для всех учащихся,  а благодаря такой экскурсии они «побывают», например, в Болдино, и в Михайловском, и в других пушкинских местах. Виртуальные путешествия дают возможность «увидеть» внешний вид самого дома, где жил поэт, «обойти» вокруг него, «рассмотреть» то, что его окружает, «зайти» внутрь, «пройтись» по комнатам, «поглядеть» на то, что видно из окон, ощутить себя так, как если бы Вы побывали в этом музее.

Абонемент «Новосибирские педагоги» рассказывает о тех сибиряках, что стали широко известны в стране, таких как Сталь Анатольевич Шмаков, Александр Александрович Католиков, и о тех, кого помнят в нашем городе – Ксения Ивановна Воронцова, Людмила Глебовна Борисова.

Виртуальная экскурсия дает возможность увидеть те экспонаты, которые трудно показать в обычной экскурсии из-за нехватки места в экспозиции или плохого состояния экспоната.

Так в нашем музее собрано много экспонатов, рассказывающих об основателе лицея Людмиле Глебовне Борисовой, однако далеко не все мы можем выставлять постоянно и их виртуальное предъявление – это действительно экскурсия в наш музей на «выставку» этих материалов.

По улицам своего родного города тоже можно провести не только обычную, но и виртуальную экскурсию, т.к. она дает возможность не только показать сегодняшние здания, но и увидеть, как они выглядели  несколько десятилетий назад, посмотреть план этого здания, портрет архитектора или людей, чья жизнь и деятельность связаны с этим сооружением.

Создается виртуальная экскурсия по документам военных лет, где ребята могут рассмотреть и знаменитые «треугольники», и «похоронки», и наградные удостоверения, и сами награды.

Информационные технологи позволяют использовать материалы различных музеев города на уроках и классных часах. Так материалы из Музея Дома актера, Краеведческого музея, мемориальные доски на улицах Новосибирска легли в основу музейного урока «Культура Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», созданного 11-классниками.

Методическая разработка этого урока стала лауреатом городского конкурса учебно-методических материалов «Модернизация образования», а затем была представлена на XII Международной конференции «Инновационные ресурсы развития современного урока» (2009 г).

За годы работы музея собраны различные материалы о выпускниках: фотографии, результаты интервьюирования и анкетирования, воспоминания, пожелания лицеистам, поздравления с юбилеями и т.д. Сейчас в музее создается электронный  банк данных о выпускниках, что позволило систематизировать эти материалы и облегчило их использование.

Музей тесно сотрудничает с сайтом лицея, размещая на нем как текущую информацию, так и различные другие материалы. Достаточно давно возникла мысль о создании отдельного сайта для размещения исследований по истории края.

Сначала мы попробовали создать мини-сайт. В 2007/2008 учебном году учебный сайт о руководителе Новосибирской области в годы войны М.В. Кулагине получил Диплом второй степени на Всероссийском конкурсе.

В настоящее время создан и работает сайт «История Сибири».

Таким образом, информатизация позволяет систематизировать и более организованно хранить и использовать различные материалы, сделать работу музея более яркой и глубокой, а значит более качественно выполнять основную функцию – воспитывать духовно богатую личность средствами музейной педагогики.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела