Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(4) Валентина Петровна Калинина,
социальный педагог, учитель технологии,
руководитель Комплексного краеведческого музея «Закаменская слобода»
МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района
г. Новосибирска

Система интегрированных уроков в музее образовательного учреждения

Образовательная технология 4-го поколения – это технология личностно-ориентированного обучения.

Идея интеграции стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

В последнее время музеи образовательных учреждений являются ресурсом дополнительного образования и используются как дополнительный ресурс в изучении общеучебных предметов, элективных курсов, являются возможностью организации социально-значимой деятельности, развития гражданской инициативы и ответственности.

Интеграция образовательных дисциплин и музейной педагогики рассматривается как объединение в единое целое с целью создания у учащегося целостной картины мира.

Основанием интеграции может служить:

– необходимость совместных усилий педагогов по формированию ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;

– общность тем разных предметов;

– сходство изучаемых объектов и явлений.

Смысл интеграции образовательных дисциплин и деятельности школьного музея МБОУ СОШ № 52 именно в том, что планируются уроки по общей теме различных учебных предметов, проводимых педагогами, Советом музея, специалистами в разное время.

Методической основой интеграции является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении образовательных знаний.

С практической точки зрения система интегрированных уроков предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения.

Особенностью системы интегрированных уроков в нашем образовательном учреждении является то, что практическая деятельность музея планируется со всеми подразделениями, кафедрами школы и Советом ТОСа «Закаменский» это:

– кафедры по образовательным дисциплинам (по предметам);

– Совет классных руководителей (внеклассная деятельность);

– методический Совет (совмещение предметов и специалистов);

– Совет школьного самоуправления (организация уч-ся к проведению уроков).

При составлении плана работы на год Совета музея и ТОСа «Закаменский» учитывается проведение интегрированных уроков, используются фрагменты этих мероприятий (см. приложение № 1).

Систему интегрированных уроков определяем по ступеням, где целью и содержанием является:

I ступень: 1 класс – Формирование образа природы как дома человечества. (Назначение человека в жизни. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство). Например: урок-путешествие «Природа родного края». Проводит: учитель начальных классов, ИЗО; в музее используется раздел экспозиции «Краеведение». Из мероприятий «День семьи».

II ступень: 2-3 класс – Приучение к социальным нормам культурной жизни. (Сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиций в поступке). Например: урок «Моя малая Родина». Проводит: учитель начальных классов, этики; в музее используется раздел экспозиции «Моя малая Родина». Из мероприятий «День соседей», «День пожилого человека».

III ступень: 5 -6 класс – Формирование образа и своего «Я» человека.  («Я» в мире и мир в моем «Я». Забота об устройстве жизни на земле). Например: урок-путешествие «Мой Новосибирск», «Мой район Закаменский», история, география, литература; музей – соответствующие разделы. Из мероприятий «День микрорайона», «День Матери», «Встречи с интересными людьми».

IV ступень: 7-8 класс – Формирование представлений о социальном устройстве жизни. (Участие каждого человека в течении жизни, влияние его на судьбы окружающих). Например: урок-путешествие «В мире профессий», «Имена в истории страны», история, основы выбора профессии, география; музей – встречи с ветеранами, выпускниками. Из мероприятий «Встречи с интересными людьми», «Обычаи и традиции народов Сибири, моей семьи».

V ступень: 9-11 класс – Формирование образа жизни, жизненной позиции (Образ человека и образ жизни. Понятие счастья, совести, долга, свободы. Общие закономерности человеческой жизни. Судьба и человек как хозяин судьбы). Например: «История семьи в истории страны», «Моя родословная», история, обществознание, основы выбора профессии, литература; в музее используются разделы экспозиции «Наши выпускники», «Ими гордится школа». Из мероприятий «Встречи с интересными людьми»

Для проведения интегрированных уроков, по решению педагогов-предметников, Совета музея определяется дата их проведения, соответственно учебного плана и учитывается при составлении плана работы музея.

При интегрированной организации обучения в нашем образовательном учреждении выстроена связь с внеурочной деятельностью учащихся:

При планировании и проведении интегрированных уроков используются методические материалы, фрагменты работы студий, театра, клуба.

Результаты интеграции образовательных дисциплин и школьного музея отражаются через деятельность социального партнерства. Отмечается система в работе данного направления.

Сопровождением основы интегрированных уроков являются экспозиционные стенды музея, экспонаты по разделам экспозиций.

В музее «Закаменская слобода» 3 экспозиционных зала с разделами: «Краеведение», «История образования», «Школа вчера и сегодня», «Поклонимся Великим тем годам»; «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей», «Творчество учащихся и учителей», «Сердце отдаю детям» – об учителях, работающих и работавших в нашей школе, «Наши выпускники», «Из жизни школьного музея», «Наши ветераны», «Русская изба».

А также справочные, исторические, методические материалы по разделам экспозиций, которые активно используются при проведении интегрированных уроков учителями-предметниками, учащимися, классными руководителями: «Край любимый и родной», «Город, в котором я живу», «Мой район – Закаменский», «Поклонимся Великим тем годам», «История школы в истории страны», «Обычаи и традиции народов Сибири», «Русская изба», «История образования». В музее формируется  библиотека, идет постоянное ее пополнение.

В Совете и Активе музея 10 учащихся. Каждый из них закреплен за определенным разделом экспозиции и может провести обзорную экскурсию по музею. При проведении интегрированных уроков эти учащиеся принимают активное участие.

Советом музея разработана и проводится серия музейных часов по разделам экспозиций, методические материалы которых активно используются при подготовке и проведении уроков. Например: «Моя семья – моя крепость», «Улица моего детства», «Мир вокруг нас», «Моя родословная».  

Интегрированные уроки («Раз за Каменкой – значит Закаменский», (к 80-летию Октябрьского р-на), «Битва под Москвой» (к 65-летию Великой Победы), «Судьба крепостного крестьянства. Крестьянская реформа 1861 года», «Обычаи и традиции народов Сибири») проведены на районных семинарах для руководителей школ, завучей по воспитательной, учебной работе, учителей технологии, учителей ИЗО, руководителей школьных музеев.

К году космонавтики в МБОУ СОШ № 52, музее «Закаменская слобода» подготовлен и проведен интегрированный урок «Человек. Земля. Вселенная» для руководителей школьных музеев, учителей ИЗО и воспитателей детских садов.

В 1964 году между учащимися школы и штабом космонавта Юрия Гагарина велась переписка. Юрий Гагарин выслал свою фотографию с личным автографом. В музее хранится альбом «Гагаринского класса», альбом о жизни космонавта.

При интеграции образовательных дисциплин и деятельности школьного музея заслуживают внимания уроки-путешествия (см. приложение № 2).

Анатоль Франц сказал: «Путешествия учат больше, чем чтобы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем 10 лет жизни дома».

В книге отзывов музея даны высокие оценки проведенным урокам и мероприятиям.

Итак, музей не только экспонирует исчезающие из общества ценности, но и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс, а в интегральной технологии имеется значительный потенциал, делающий ее не специальной, а универсальной, где роль музейной педагогики значительна.

 

Приложение № 1

 ПЛАН РАБОТЫ СОВЕТА МУЗЕЯ И ТОС «ЗАКАМЕНСКИЙ» 

 

Мероприятие 

Дата

Место проведения

 

«День соседей»

август

Ул. Кирпичная горка (площадка), музей

 

Микрорайон «Закаменский»

(встречи со старожилами м/р)

сентябрь

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

«День пожилого человека», декада

октябрь

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

«День семьи»

(встреча семей)

ноябрь

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

«Рождественские посиделки»

(знакомство с народными традициями, обычаями)

январь

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

«Встреча с интересными людьми»

(ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, старожилами микрорайона, людьми разных профессий)

в течение года

 

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

Разработать программу «Народный фольклор» с циклом совместных мероприятий

I полугодие

МБОУ СОШ № 52, музей, микрорайон

 

«Поклонимся великим тем годам…»

(музейные часы)

май

МБОУ СОШ № 52, музей

 

«День микрорайона»

июнь

Ул. Кирпичная горка (площадка)

 

Работа с семьями детей группы риска. Цикл мероприятий «Будущее начинается сегодня»

в течение года

Микрорайон,

МБОУ СОШ № 52, музей

 

Участие в проведении интегрированных уроков (по плану деятельности музея)

в течение года

МБОУ СОШ № 52, музей

 

Организация и проведение комплексных экскурсий

Музеи города (по плану), школьный музей

В течение года

Микрорайон, Совет ТОСа

 

«Бабушкин сундучок», серия встреч по рукоделию (бабушки, дедушки, мамы, папы)

В течение года

МБОУ СОШ № 52, музей, Совет ТОСа

 

Выпустить буклет «Закаменская слобода»

II полугодие

Музей, Совет ТОСа,

МБОУ СОШ №52

 

 Приложение № 2 (основа)

 Интегрированный урок

 

Тема: «Судьба крепостного крестьянства. Крестьянская реформа 1861 года».

Класс: 8.

Продолжительность: 45 минут.

Учитель: Чудина Е.С. (история), Евдокимова Т.А. (ИЗО), Калинина В.П. (руководитель музея), экскурсовод: Бажина Екатерина, учащаяся 9 класса.

Место проведения: ОУ МБОУ СОШ № 52.

Цель урока: актуализировать и углубить знания учащихся по теме.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

Образовательные:

  1. Формирование целостной системы знаний по теме;
  2. Раскрытие типичных черт образа жизни крестьянина в XIX веке;
  3. Выявление межпредметных связей.

Развивающие:

  1. Развитие пространственного мышления, умение выявлять связи, формулировать выводы;
  2. Развитие познавательного интереса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные:

  1. Воспитание общей культуры учащихся;
  2. Способствовать повышению у учащихся интереса, уважения к истории России, своего края, города, района, семьи;
  3. Воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи, уважения друг к другу;
  4.  Воспитание патриотизма, гражданственности.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Методическое и экспозиционное сопровождение:

Репродукции картин, тексты исторических документов, выставка детских рисунков, творческих работ учащихся. 3 зал музея «Русская изба».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Чудина Е.С. 5 минут.
  2. Экскурсия-путешествие:

– станция «Деревня «Рязанцы» Московской области. Чудина Е.С. 10 минут.

– станция «Художественная». Евдокимова Т.А. 5 минут.

– станция «Закаменская». Калинина В.П., Бажина К. 15 минут.

Обобщение. Вопросы по теме.

Домашнее задание. Оценки за урок. Чудина Е.С. 10 минут.

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела