Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Марина Ивановна Басова,
руководитель музея МАОУ Лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

«Классный музей» как форма воспитательной работы

В проекте «Фундаментального ядра содержания общего образования» говорилось о том, что «важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

Внесение корректив в целеполагание образовательного процесса позволяет переосмыслить роль школьных музеев в создании условий для достижения заявленного результата. Музей в МАОУ Лицей № 9 совсем недавно стал самостоятельной структурой, но уже прочно вписался в образовательное пространство. Осознание необходимости приобщения лицеистов к вехам истории, именно своей, лицейской истории, позволило создать творческую группу, объединив усилия лицеистов, родителей, учителей и ветеранов педагогического труда в единое целое.

Активная социальная позиция и творческий поиск сплоченной команды позволили за три года существования музея разработать и внедрить в музейную практику широкий набор форм приобщения ребят к историческому прошлому: очные и заочные экскурсии, исследовательская и поисковая деятельность, создание сборников «История школы-лицея №  9 в истории моей семьи» и «Великая война в воспоминаниях моих родственников», проведение спортивных мероприятий в честь героев-выпускников, викторина, презентации, создание видеофильма об участии в несении Вахты памяти на посту № 1, интервью с ветеранами-выпускниками и ветеранами педагогами, встречи с интересными людьми и т.д.

Не желая останавливаться на достигнутом, в 2011-2012 учебном году мы апробировали новую для нас форму работы – классный музей, получившую одобрение со стороны педагогического и родительского коллектива.

Целью является создание условий для формирования личностных и коммуникативных учебных действий, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Этапы работы основываются на методе проектов:

  1. Ознакомительная экскурсия для родителей и учащихся в музей лицея для создания основы дальнейшего взаимодействия.
  2. Планирование сотрудничества с классным руководителем, родителями  и сверстниками для определения цели, функций участников, способов взаимодействия при создании классного музея.

Предварительная подготовка создает условия для формирования социальной компетентности и учета позиции других людей, учит слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выбор в семье материалов для представления в классный музей даёт возможность ребёнку стать сопричастным к семейным ценностям не на словах, почувствовать собственную значимость и формировать личностные ценности.

  1. Постановка вопросов для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации для оформления материалов экспозиций (в какой форме представить, как эстетически и творчески оформить, как рассказать о своих экспонатах, кому делегировать полномочия представлять материал слушателям).
  2. Практическое осуществление позволяет развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Созданный классный музей демонстрирует свои экспозиции в цикле классных часов или на родительском собрании. Приведу несколько примеров:

  • экспозиция «Спорт в нашей семье» представляет грамоты родителей и детей, кубки, медали;
  • экспозиция «Коллекции» даёт возможность познакомиться с интересами и увлечениями ребят и взрослых, обменяться информацией;
  • экспозиция «Очень умелые ручки» собирает удивительные образцы творчества разных поколений и направлений;
  • экспозиция «Мир вокруг нас» через фотографии, сувениры, путеводители расскажет о том, где побывали одноклассники и их родители;
  • виртуальная экспозиция-презентация «Семейные реликвии» как опосредованная форма участия в проекте тех, кто в силу разных причин не может посетить мероприятие (дети, находящиеся на домашнем обучении)

Классный музей как форма работы очень эффективна для тех классных руководителей, которые только пришли в лицей, потому что появляется нестандартная возможность познакомиться с детьми и родителями. А присутствие среди экспонатов материалов, представляющих семейные и личностные ценности учителя, классного руководителя, способствует формированию доверительных отношений в коллективе.

Использование современных информационных технологий позволяет создать, сохранить и распространить слайд программы, фотоотчёты и видеоматериалы об этом мероприятии для фондов музея, родителей, коллег (кстати, это можно поручить тем детям, которые в силу разных причин не смогли предоставить экспонаты для экспозиций).

Реализация новых форм и методов работы наполняет музей жизнью, давая надежду на будущее уже новым поколениям лицеистов, ведь перефразируя известный афоризм, «любить можно только то, что знаешь и понимаешь».

Опыт применения новой формы воспитательной работы был представлен на заседании профессионального объединения учителей истории, совещании классных руководителей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела