Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(8) Виталий Андреевич Перков,
руководитель музея МОУ СОШ № 121
Советского района г. Новосибирска

Дети блокадного Ленинграда

(посвящается Дню воинской славы России: 69-й  годовщине прорыва и 68-й годовщине снятия блокады Ленинграда)

 

Интегрированный урок по истории и литературе проводился в 6-7-х классах в рамках «Месячника оборонно-массовой работы» в честь Дня защитника Отечества в конце января – начале февраля 2012 года. В проведении урока принимали участие учитель литературы, классные руководители, руководитель музея «Землянка».

В ходе урока учащиеся читали стихи поэтов Ленинграда: Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Юрия Воронова, Вадима Шефнера, знакомились с подвигом защитников города на Неве, просмотрели видеофрагменты. В ходе встречи из уст учащихся прозвучал рассказ о дневнике Тани Савичевой и детях блокадного Ленинграда.

В заключение урока учащиеся почтили память жителей Блокадного города Минутой молчания у стелы с «Вечным огнем».

 

СЦЕНАРИЙ

интегрированного урока по литературе и истории

в форме Устного журнала


Тема: Дети блокадного Ленинграда. 

Место проведения – Музей Боевой Славы воинов-сибиряков «Землянка».

Время проведения – конец января – начало февраля 2012 года.

Продолжительность –  45 минут.

Участники: учащиеся 6-7-х классов, учителя русского языка и литературы, истории, классные руководители 6-7-х классов, руководитель музея и преподаватель-организатор ОБЖ.

Ведущий – руководитель музея «Землянка» Перков В.А. 

Музей «Землянка»… Звучит песня А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война». На столе фронтовая коптилка, на экране кадры блокадного Ленинграда. Развернута экспозиция, посвященная 68-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Урок мужества. Он посвящен подвигу жителей и защитников Ленинграда, к числу которых с полным основанием можно причислить и детей. Тема нашего урока звучит так: «Дети блокадного Ленинграда». Но прежде чем говорить о детях, дадим краткую картину событий, сложившуюся в начале сентября 1941 года на подступах к Ленинграду.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо немецкого окружения вокруг города. Блокада длилась 900 дней – 2 года и 5 месяцев, и была прорвана 18 января 1943 года, а окончательно снята 27 января 1944 года. Вот эта последняя дата входит, согласно Федеральному закону РФ «О днях воинской славы Российской Федерации (памятных днях)», в перечень Дней воинской славы России. В этом году в январе мы отмечаем 69-ю годовщину прорыва блокады и 68-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Жители города на Неве, защитники Ленинграда, совершили бессмертный подвиг – отстояли город, спасли его от разрушения. Во время блокады и боев на подступах к городу погибло свыше 700 тысяч жителей, в том числе от голода умерло 632 тысячи мирных граждан, и лишь 3% погибло от артиллерийских обстрелов и бомбежек. А потери среди воинов Красной армии и Флота, защищавших город, составили огромную цифру: только на знаменитом «Невском пятачке» шириной 2 километра и глубиной 800 метров погибло около 200 тысяч наших воинов. Народный артист Советского Союза Ю. Соломин, сыгравший главную роль в художественном фильме «Блокада», так сказал о значении этого беспримерного подвига жителей Ленинграда и воинов Вооруженных сил: «Нынешнее поколение должно воспитываться на героизме своих отцов и дедов…». 

Поэт Вадим Шефнер, живший в Ленинграде, так описал события того времени. Эти поэтические строки прочтет Даша Васильева.

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну,–

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту черную войну!

Только, хочет он или не хочет,

А свое получит от войны:

Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны!

(Верим в победу) - 23 июня 1941

Поэтические строки Шефнера, написанные на второй день войны, стали пророческими. Но для этого потребовались неимоверные усилия, как защитников Ленинграда, так и всей нашей страны. Значение битвы огромно. По сути, Ленинград спас столицу нашей Родины, оттянув значительное количество германских войск на себя. Гитлер в плане по захвату нашей страны, названной фашистами планом «Барбаросса», поставил задачу: вначале захватить Ленинград и уничтожить его вместе со всеми жителями, а потом перенести военные действия по захвату нашей столицы г. Москвы.

Ведущий: А теперь посмотрим как это было…

(просмотр видеофрагмента фильма из серии «Великая война: Блокада Ленинграда» - 1 канал 2010 г.) – 5 мин.

Ведущий: самым тяжелым временем для ленинградцев была зима 1941-1942 гг. В конце ноября 1941 года из-за нехватки продовольствия норма хлеба снизилась: для рабочих она теперь составляла 250 граммов, для неработающих членов семей и детей – 125 граммов в сутки. Это вот такой кусочек. Не работало отопление, в домах не было электрического света. Температура воздуха на улице доходила до минус 30 градусов. Холод и голод сковали город. Плюс постоянные и изнуряющие бомбежки и артиллерийские обстрелы города. Поэт Николай Тихонов справедливо написал: 

Мужество по-новому встает,

Когда к нему приходит испытанье.

Солдатский паек составлял на передовой – 400 граммов в сутки, а дальше от фронта – 300 грамм.

Жители ели столярный клей. Растопляли его и делали холодец. Варили сыромятные ремни и ели их, съедали листья с деревьев. Поэтому все деревья стояли голыми. Да и тот хлеб, который выдавали на паек, наполовину состоял из пищевой целлюлозы (отходы бумаги с фабрики «Гознак»).

Ведущий: Великая русская поэтесса Анна Ахматова в феврале 1942 года написала стихи, посвященные подвигу ленинградцев. Их прочтут: Кирилл Плотников – 6 «А»; Сергей Чуваков – 6 «Б» классы:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова,–

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Ведущий: Несмотря на эти адские условия, город продолжал жить! Выпускались тяжелые танки КВ: их было выпущено около 2-х тысяч. Делались пулеметы и автоматы ППС. Оружие и боевая техника использовались не только при обороне Ленинграда, но и отправлялись на «Большую землю» по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Шла своим чередом и культурная жизнь города. Великий русский композитор Дмитрий Шостакович, будучи в блокадном Ленинграде, написал свою знаменитую 7-ю «Ленинградскую» симфонию. Она транслировалась по радио, показав всему миру, что Ленинград живет и борется, вопреки фашистским бомбежкам и голоду!

Поэтесса Ольга Берггольц выступала по радио с обращениями к жителям и защитникам Ленинграда, читала свои стихи.

Ведущий: А сейчас стихи Ольги Берггольц прочтет Лиза Шилкина.

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

…Так выше головы…

за человеческое наше незыблемое торжество.

Ведущий: Эти стихи поэтесса прочла по радио в осажденном городе 29 декабря 1942 года. До прорыва блокады оставался 21 день.

Ведущий: Символом блокадного Ленинграда был метроном (показать метроном – из экспонатов музея «Землянка»). Метроном – прибор для отсчитывания музыкальных тактов. В городе звуки метронома транслировали по местному радио. Если метроном звучал часто – значит, будет бомбежка или артобстрел и надо прятаться в бомбоубежище, если же метроном начинал звучать размеренно и редко – то наступила пауза – «Отбой» тревоге. Сейчас звуки метронома звучат в «Минуту молчания» в День Победы и День памяти и скорби 22 июня – в день нападения фашистской Германии на нашу страну. Но не все ленинградцы при звуках «Воздушной тревоги» спасались в бомбоубежищах, многие просто не могли этого сделать физически.

Нужно отметить, что в изуверских планах гитлеровцев по захвату Ленинграда был еще и особый прицел – дети. Дети – это будущее страны, ее самый ценный капитал. Без детей у любого государства нет будущего. Именно на это будущее и посягали фашисты.

Просмотр видеофрагмента фильма «Дети блокадного Ленинграда» (до фрагмента с рассказом о ленинградской школьнице Тане Савичевой).

Ведущий: Нужно сказать, что Новосибирск и его жители оказались гостеприимными. В наш город прибыли десятки тысяч эвакуированных, в том числе и из Ленинграда. Среди них было много детей. В настоящее время в городе в Октябрьском районе сооружен памятник, посвященный подвигу жителей Ленинграда. В Советском районе выпущена книга Памяти, где размещены фамилии блокадников, которые живут в нашем районе. У нас в гостях несколько лет тому назад был блокадник Пузыня О.П., он выступал в музее перед учащимися.

Демонстрация фоторепортажа этой встречи. 

Ведущий: А теперь рассказ пойдет о Тане Савичевой. О ее судьбе и ее дневнике расскажут Дима Фесков, 6 «А»; Ксения Левончикова, 6 «Б» классы. Послушаем рассказ, а потом продолжим просмотр видеофильма о Тане Савичевой и обсудим: можно ли и ее считать защитницей Ленинграда.

Идет рассказ учащихся о Тане Савичевой.

Просмотр видеосюжета о Тане Савичевой.

Обсуждение: почему Таню можно считать защитницей Ленинграда?

Ведущий: 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, прорвав блокаду Ленинграда. Но только через год и 10 дней, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада города-героя. Именно этот день объявлен в стране Днем воинской славы.

Всего за время блокады в городе умерло около 642 тысяч мирных граждан, не считая потерь среди воинов Красной Армии. По другим оценкам погибло около 800 тысяч и только 3% от бомбежек, а остальные – 97 % умерли от голода. Сначала войны из Ленинграда было эвакуировано 1 млн. 800 тысяч ленинградцев. А осталось в живых 560 тысяч жителей, т.е. в 5 раз меньше, чем проживало там до войны.

Жители города на Неве совершили беспримерный подвиг, показав всему миру силу духа и мощь непокоренной воли, силу во имя победы и будущего страны, во имя нас с вами!

Ведущий: Стихи Ю. Воронова «27 января 1944 года» прочтет_______________.

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Юрий Воронов «27 января 1944 года»

Ведущий: А сейчас объявляется Минута молчания.

Все присутствующие поворачиваются к стеле с «Вечным огнем» – звучит метроном.

Осмотр экспозиции музея, посвященной Дню воинской славы – снятию блокады Ленинграда. Звучат марши периода Великой Отечественной войны.


 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела