Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(3) Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Елена Брониславовна Лейтан,
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая лабораторией кинезиотерапии
ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Особенности физического воспитания и реабилитации детей с патологией зрения

Зрение дает ребенку 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание. В свою очередь дефицит двигательной активности неизбежно отрицательно отражается на функциональных свойствах зрительного анализатора.

Дети с нарушениями зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена в низ, движение рук и ног несогласованные, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, нарушено равновесие, прямолинейность при ходьбе.

Выполнение прыжков также затруднительно. Таким детям сложно сохранить равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, мягкому шнуру, потому что они в этот момент осваивают ориентировку в пространстве.

Нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно сказывается на овладении движениями.

При освоении лазанья основными показаниями являются: сохранение равновесия при движении, согласованность  движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением.

Работа с мячом (метание в цель, удары об пол) вызывают затруднения, дети испытывают трудности координации, руки и глаза, как в основных движениях, так и в мелких координационных движениях кисти и пальцев.

В координационно-педагогической работе следует уделять внимание формированию правильных зрительных представлений о движении и разнообразным формам работы с детьми по физическому воспитанию. Дети с нарушениями зрения физически слабы. В связи с этим у них часто отмечаются различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Для реабилитации таких детей необходим комплексный подход к развитию физических и зрительных возможностей.

Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка – развитием зрительного восприятия, ритмической деятельности, пространственной ориентации, мелкой моторики и крупной мускулатуры, овладение основными двигательными умениями.

При проведении занятий по физической культуре, ЛФК с детьми, имеющими патологию зрения, необходимо учитывать:

  • необходимость во всех помещениях для занятий устанавливать  зеркальные стенки размером 3000 на 1500 мм. Это дает возможность осуществлять зрительный анализ за движением, давать самооценку выполняемым действиям;
  • хорошее освещение зала, а при необходимости различные подсветки;
  • страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;
  • физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи и др.), имеющее специальную метку в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного восприятия действия, его зрительного анализа.

На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, бантика, с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве.

С этой же целью необходимо использовать подводящие дорожки к снарядам и месту игр и движений. Дорожки выполнены из цветного полиэтиленового материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостопное изображение стоп). Это помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве. Для развития зрительного анализа движений и координации двигательных нарушений используют специальное оборудование, состоящее из мишеней для метания, приспособлений для прыжков и др.

В тренировке зрительно-моторных реакций используются различные упражнения (ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых используют различные яркие разметки на полу). При метании (мячи, мешочки с песком) в цель в наборе используют объемные мишени разной цветовой насыщенности, плоскостные, разные по форме и цветовой гамме мишени диаметром 6-8 см – до больших, диаметром до 60 см.

Формирование различных способов восприятия движений должно протекать при опоре на зрительные, слуховые, кинестетические функции. Большое внимание уделяется детям, имеющим противопоказания на занятиях ЛФК.

При таких глазных заболеваниях как глаукома, высокая осложненная близорукость, афазия, заболевания сетчатки и др. противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, прыжками. Детям ограничиваются упражнения на скорость, уменьшают дистанции в ходьбе, беге. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. На каждом занятии физического воспитания, лечебной физкультуры должны быть включены упражнения на равновесие, координацию, расслабление.

В режимных моментах можно использовать упражнения для пальчиковой гимнастики.

Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимодействии с лечебно-воспитательным процессом способствует целенаправленной педагогической и медицинской коррекции патологии зрения, помогает успешному овладению программой по физической культуре, обеспечивает своевременную адаптацию детей к школе.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности физического воспитания и реабилитации детей с патологией зрения
2. О «цифровых наркотиках»