Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Елена Александровна Колегова,
заведующая лабораторией профилактики социогенных заболеваний
среди детей и подростков ГЦОиЗ «Магистр» г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Наталья Викторовна Луковникова,
методист ГЦОиЗ «Магистр» г. Новосибирска

О «цифровых наркотиках»

В последнее время в средствах массовой информации все чаще звучит термин «цифровые наркотики» («аудионаркотики», музыкальные наркотики). Сленговое название «цифровых наркотиков» – айдойзеры («idozers» и «idosers»).

«Цифровые наркотики»– это аудиофайлы, в которых содержится запись эмбиентных звуков в бинауральных ритмах. Эти звуки обладают наркогенными свойствами. Называть бинауральные ритмы «музыкой» – неправильно.

«Цифровые наркотики» – звуковые файлы, прослушивание которых вызывает у человека состояние, близкое к состоянию наркотического опьянения. Впервые о них заговорили в 2006 г., когда появилась программа I-Doser, которая проигрывала специальные музыкальные файлы, способные вызывать эйфорию, файлы имели закрытый формат (drg-файлы). Но вскоре файлы были скопированы в обычный формат, стало возможным прослушивание «аудионаркотиков» и на плеере. Затем сайты, предлагающие скачать «аудионаркотики» за определенную плату, стали появляться в Интернете массово. Например, в популярных у молодежи социальных сетях возможно найти и бесплатно прослушать данные записи. Единственное, что необходимо для этого – компьютер с доступом в Интернет и наушники. Основными потребителями данного продукта становятся подростки, которые много времени проводят в Сети. Что, в свою очередь, вызывает обеспокоенность у родителей, т.к. после прослушивания «аудионаркотиков» у детей меняется физическое и психическое состояние: появляется раздражительность, излишняя агрессивность или угнетенность, головная боль и др. Педагоги замечают негативные изменения в поведении детей – снижение концентрации внимания на уроках, успеваемости.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков в конце 2009 года признала опасность «цифровых наркотиков». Пока распространение «цифровых наркотиков» не подпадает ни под один запрет, хотя их рекламу можно считать пропагандой наркомании.

Сегодня ассортимент «цифровых наркотиков» огромный. Не составит труда найти файлы под названием «крек», «кокаин», «ЛСД», «героин» и другие. Продавцы айдойзеров уверяют, что их товар совершенно безвреден, и он не может оказать разрушительного воздействия на психику человека. Производители «цифровых наркотиков» в рекламе своей продукции обещают, что после прослушивания некоторых файлов человек может избавиться от вредных привычек или сбросить лишний вес. Все это противоречит действительности.

«Цифровые наркотики» оказывают влияние на человека за счет так называемых бинауральных ритмов. Первым, кто обосновал и сформулировал еще в 1839 году феномен бинауральных биений, стал немецкий ученый-экспериментатор Хайнрих Вильхельм Дофе (Heinrich Wilhelm Dove). Термин «бинауральный» происходит от двух латинских слов: «auris» и «bini», что, соответственно, означает «ухо» и «пара».

Для того чтобы понять суть бинаурального эффекта стоит внимательно послушать пение хора или игру оркестра. Когда голоса людей или звуки игры музыкальных инструментов сливаются в унисон, можно отчетливо слышать замедление тона, пульсирующего с определенной частотой (скоростью).

Чтобы ощутить бинауральные ритмы, достаточно надеть стереонаушники, в которых на разные динамики подают немного отличающиеся по частоте сигналы. Разницу этих сигналов мозг воспринимает, как естественные биения низкой частоты. Разность частот не должна превышать 25-30 Гц. При большей разнице частот человек слышит два раздельных тона, и биения не возникает. Бинауральные биения вызывают в головном мозге волны, которые регистрируются при помощи электроэнцефалографии.

Доказано, что звук может достаточно глубоко и сильно воздействовать на организм. По данным исследования НИИ экспериментальной медицины РАМН, на энцефалограмме человека, в период воздействия аудиостимулятора, наблюдается много вспышек пароксизмальной активности. Пароксизм, по сути, – срыв мозговой  деятельности. У человека он может проявляться головной болью, расстройством сна и способствовать ухудшению общего состояния, снижению работоспособности, появлению эмоциональных нарушений. Далее возникают проблемы в физическом здоровье человека.

Феномен бинауральных биений – это сложное акустическое явление, над исследованием которого на протяжении многих десятков лет работают ученые всего мира. Влияние бинауральных ритмов на психику людей полностью до сих пор не изучено.

Воздействие на человека «цифровых наркотиков» схоже с воздействием общепризнанных наркотических веществ, которые могут вызвать галлюцинации, нарушение координации, что в свою очередь становится причиной многих несчастных случаев. «Цифровые наркотики» вызывают психическую зависимость и могут целиком погрузить человека в виртуальную реальность. Их «употребление» свидетельствует о «готовности» человека к осуществлению потенциально опасных экспериментов над своим сознанием. Дистанция между «цифровыми» и обычными наркотиками может оказаться очень короткой.

В сети Интернет можно легко найти отзывы тех людей, который рискнули попробовать «цифровые наркотики». Их мнения расходятся. Одни после прослушивания испытывают головную боль, заторможенность, шум в ушах, тошноту, боли в области живота, возможно повышение температуры. Другие, наоборот, кроме шума и шипения ничего не услышали и не испытали никаких изменений своего состояния. Есть и третья категория потребителей «цифровых наркотиков», которые действительно испытали ощущения, схожие с потреблением наркотических веществ. Многие из них отмечали, что после единичного случая применения возникает потребность в использовании его повторно, что свидетельствует о формировании зависимости от «цифровых наркотиков».

Родителям важно контролировать доступ детей в Интернет. Для ограничения доступности звуковых файлов, являющихся «цифровыми наркотиками», на компьютере может быть установлен фильтр (специальная программа). Не стоит забывать и о том, что основными условиями, препятствующими формированию какой-либо зависимости у подростка, являются его адекватная самооценка и доверительные уважительные отношения с родителями.

В образовательном учреждении программы профилактики зависимого поведения строятся на формировании у учащихся навыков ассертивного поведения, организации внеурочной деятельности и создании в школе условий для самореализации каждого ученика. Благодаря занятиям спортом, музыкой, танцами, вокалом, рисованием, театром, дизайном и т.п. школа становится местом, где дети могут интересно и полезно проводить свободное время.

 

Литература

 

  1. «Новая опасность»: Методическое пособие / Авторы – Мочалов А.И. и др. –  Новосибирск: ООО «Арта Плюс», 2010 – 44 с.
  2. http://globalist.org.ua/novosti/society-news/cifrovye-narkotiki-no15788.html
  3. http://russlav.ru/narkotik/audionarkotiki.html

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела