Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Ксения Олеговна Шаповалова,
методист информационно-издательского отдела
МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Мы работаем по-новому

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Об информационных технологиях, дистанционном обучении, электронных учебниках мы говорим с директором «Второй Новосибирской гимназии» Ириной Михайловной Михно и руководителем центра информационных технологий «Второй Новосибирской гимназии» Юрием Викторовичем Белышевым.

– Когда впервые заговорили об информационных технологиях. Как проходило внедрение в образовательный процесс?

И.М.: Как только появились в нашей стране первые компьютеры, а мы работали как средняя школа № 68, уже тогда нам это было интересно. На протяжении всего пути информатизации данного учреждения мы были на передовых рубежах. Интерес к новому – характерная черта для коллектива и потому первые компьютеры были очень интересны для меня как руководителя учреждения, для моих заместителей, и это увлечение передалось и учителям.

Начинали мы с первых компьютерных классов, которые сами привозили, затем мы думали о том, каким образом их можно использовать. Я даже помню те времена, когда мы впервые в учебный процесс ввели практику использования компьютера на других предметах. То есть это были первые ласточки, которые уже показывали, что сам компьютер – это просто инструмент для работы. Наращивая материальную базу, пытаясь иметь каждый раз соответствующую тому или иному времени современную технику, мы понимали, что очень хорошо ее иметь, но не менее важно ее правильно использовать. Поэтому мы шли этим путем, понимая, что весь коллектив должен овладеть компьютерной грамотностью. Из года в год ставились новые задачи.

Мы бы не достигли никаких успехов, если бы не понимали, как важен в данном случае учитель. Почему я говорю учитель, потому что дети, как правило, с новинками техники знакомятся гораздо быстрее. Им не нужны ни уроки, ни дополнительные занятия. Они берут в руки новые гаджеты и очень быстро учатся ими владеть. В этой ситуации для нашего учреждения было очень важно подготовить учителя так, чтобы он не отставал, чтобы он чувствовал себя уверенно на уроке и на одном языке разговаривал с детьми. Вначале были годы подготовки  совместных презентаций к урокам – учителей с ребятами; курсы повышения квалификации; базовые курсы, организованные на базе гимназии; курсы, которые посещали наши учителя на базе «Эгиды». Мы использовали самые разные возможности для того, чтобы именно повысить компьютерную грамотность учителей. А когда достигли надлежащего уровня, когда учителя стали владеть уверенно и профессионально техникой, естественно возник интерес продвижения вперед.

– Какова сегодня роль учителя в мире информационных технологий и информационного общества?

И.М.: Сегодня учитель и ученик стоят на одной ступени, как мне кажется. Учитель уже не отстает от детей. Поскольку сейчас стал уже историей лозунг «Один ученик – один компьютер». Сегодня не проблема провести урок, когда каждый ученик сидит за своим компьютером. Мы уже не видим экзотики в лозунге «Один кабинет – одна интерактивная доска». Если говорить об интерактивном обучении, использовании смарт-технологий, которые мы сейчас активно используем, то учитель уже впереди ученика. Ученики хорошо умеют работать с информационными технологиями и владеют сенсорной панелью, но умение использовать цифровые технологии в образовательном процессе остается за учителем.

Компьютерная грамотность это уже пройденный этап. На сегодняшний день нам очень интересны интерактивные технологии. Каждый учебный кабинет обеспечен интерактивной доской и мы уже  понимаем, что наличие интерактивной доски это только половина дела. Главное чтоб эта доска  работала, она должна повышать эффективность урока, экономить время, должна давать возможность передачи как можно больше информации за минимум времени, она должна использоваться там, где без нее не показать тот или иной процесс, химическую реакцию, физическое явление и т.д. И здесь нам помогают, конечно, смарт-технологии.

13 сентября 2011 года мы получили статус образцовой школы смарт и стали четвертой по счету школой в России, которая вошла в международное сообщество образцовых школ смарт. В России сегодня таких школ шесть. Этот факт заставил  нас подняться и сделать еще один виток. В этом учебном году красной линией через весь учебный год проходило обучение учителей смарт-технологиям. Сначала у нас проходили методические недели, когда каждая предметная кафедра готовила и старалась удивить других учителей своими находками, которые позволяет смарт-доска. Затем, когда обменялись опытом, у нас начался фестиваль открытых уроков, и мы сами воочию увидели и убедились насколько учителя в течение последних двух месяцев продвинулись вперед, насколько им снова стало интересно. Как когда-то они изучали владение компьютером, так сегодня они с удовольствием изучают смарт-технологии и используют их в учебном процессе. И, безусловно, чувствуют себя современными учителями, потому что в современной школе нужен современный учитель и независимо от возраста все этим увлекаются. Этому способствуют и условия, созданные в гимназии. Вся инфраструктура позволяет каждому из нас чувствовать себя совершенно адекватным, соответствующим времени. Сегодня  трудно по-другому жить. Мы  ушли от того, что пишем тексты ручкой, от того, что нам постоянно нужен мел и тряпка, чтобы вытереть исписанную доску, мы работаем по-новому.

– Какие информационные технологии используются в гимназии на сегодняшний день?

И.М.: Если говорить о ситуации сегодняшнего дня, то в гимназии уже создана своя информационная инфраструктура. Я имею в виду локальную сеть, которая объединила всех нас, работающих под этой крышей. У нас сегодня в сети 218 компьютеров с выходом в Интернет, создана огромная база цифровых образовательных ресурсов. Есть специальный сервер, на котором размещены образовательные ресурсы. И таким образом, каждый учитель может из этой базы данных брать то, что ему необходимо или непосредственно на уроке, или в процессе подготовки к уроку.

Есть служба – лаборатория информационных технологий, которая входит в эту структуру, что тоже немаловажно, потому что тут человеческий и технический фактор прямо взаимосвязаны. Я говорю о полной подготовке учителей к использованию, но когда требуется ремонт или появляется какая-то техническая проблема, то скорая помощь у нас прямо здесь. Ее возглавляет Юрий Викторович Белышев. С одной стороны, он обеспечивает техническую сторону, с другой – достаточно хорошее продвижение в содержательной части, в наполнении сервера всеми необходимыми данными.

Кроме этого, мы имеем интерактивный стенд, с помощью которого доступен большой массив информации для любого входящего в наше здание. Интерактивный стенд позволяет информировать учителей, учеников, родителей о той жизни, которая происходит здесь в гимназии. На интерактивной стенде есть ряд закладок, которые позволяют узнать кто есть в гимназии, кого нет, во сколько пришли, во сколько ушли, мы можем давать там объявления, расписание уроков. Есть информация обо всех учителях, работающих в гимназии, с их расписанием, где и когда их можно найти, об администрации, о столовой, меню трехдневное: вчера, сегодня, завтра, с указанием не только наименования блюд, но и калорийности, и выхода в граммах, и цены на каждое  блюдо. Это тоже может увидеть любой родитель, ребенок, прежде чем придет в столовую. Очень важно, что у нас есть там рейтинг классов. Он, безусловно, является очень хорошим фактором стремления детей учиться лучше, потому что появляется соревновательный момент – дети видят какой класс впереди, какой класс отстает. На стенде имеется рейтинг классов, но и, открывая любой класс, можно увидеть рейтинг учащихся внутри любого класса. На экране можно прочесть фамилии только тех детей, у кого средний балл не ниже четверки.

Ю.В.: На стенде находится также система СМС-оповещения родителей, то есть когда ребенок приходит и уходит, родителю приходит SMS-сообщение. Родители стали меньше беспокоиться по поводу того, где находятся их дети.

И.М.: Также у нас есть интранет, который позволяет нам общаться и переписываться, одновременно и совместно работать над одним документом, даже находясь в разных точках нашей страны и за рубежом. Мы переписываемся, используя интранет, каждый находясь в своем кабинете. Находясь за границей мне не нужно знать электронный адрес каждого работника, я автоматически, имея ноутбук, вхожу и связываюсь с любым человеком.

– Сегодня каждое образовательное учреждение должно иметь свой сайт – представительство в Интернете. Как данный ресурс помогает в осуществлении образовательной деятельности?

И.М.: Мы гордимся своим сайтом, который является представительством гимназии в международном сообществе. Если интерактивный стенд, по сравнению с сайтом, это ограниченный доступ,  только для тех, кто вошел в гимназию и непосредственно может подойти к стенду (это общение с детьми, учителями, родителями), то сайт –  представление в международном сообществе, поэтому мы к сайту относимся особенно трепетно. Это система, которая показывает нашу открытость, на сайте можно увидеть, прочесть, узнать, чем живет гимназия, какие события происходят в гимназии. На сайте имеется вся нормативно-правовая база, по которой живет гимназия.

Ю.В.: Нашему сайту более двух с половиной лет. Он сделан на базе бесплатного конструктора. Здесь можно узнать о гимназии все, что нужно. У сайта очень хорошая навигация. Буквально неделю назад сайт признан победителем по рейтингу среди школьных сайтов России. У нас очень хорошая новостная лента, в создании ленты участвуют все – администрация, преподавательский состав, гимназисты и родители. Всем интересно писать, когда они видят свою фамилию и фотографии. Это даже как-то влияет, мне кажется, на оперативность информации. На сайте много интересных и живых разделов.

И.М.: На сайте ведётся регистрация каждого гостя, который входит на наш сайт, и поэтому, если посмотреть количество посещений, то цифра достаточно внушительная. Когда мы начинали, это были единицы, сегодня это уже 742 тысячи. Это впечатляет. Кроме того, есть возможность посмотреть, из каких стран заходят на наш сайт.

Ю.В.: Гости из более чем семидесяти стран и более семисот городов посещают наш сайт: из Европы, Америки, Китая, Австралии, Африки. Есть те, которые заходят случайно, а есть, которые долго сидят, видно, что человек, допустим, 20 минут пробыл и посетил более тридцати страниц. География очень широкая, интересы разнообразные.

И.М.: Можно зайти в блог директора, это тоже очень важно. Родители могут переписывать со мной в удобное для них время. Мы даже получаем письма от бывших выпускников. На сайте есть страница каждого учителя.

На нашем сайте есть электронный журнал, которым пользуются все наши родители. Они имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка в удобное для себя время, при желании могут написать учителю, посмотреть состояние здоровья ребенка, написать врачу, все это возможно сделать у себя дома и не надо находить время для встречи с педагогами в стенах школы.

– Сегодня набирает обороты дистанционная форма обучения. Применяется ли данная форма в гимназии?

И.М.: Мы сейчас разрабатываем дистанционную школу. Готовых решений нет, мы посмотрели многие варианты и решили придумать что-то свое. В разделе сайта «Дистанционная школа» можно увидеть педагогов, которые уже работают в данном направлении, и увидеть те материалы, которыми можно уже воспользоваться. Этими заданиями ребенок может воспользоваться, находясь дома. Поскольку редки уроки, когда учитель обходится без компьютера, а значит у многих учителей есть готовые наработки. Сегодня мы их чистим, приводим в такой вид, который был бы удобен ученику, самостоятельно разбирающемуся в новой теме, в непонятном материале или просто нарабатывающему навыки решения задач. Это то новое, над чем мы сейчас работаем. Данная дистанционная школа позволяет ребенку работать в удобное время, которое ему подходит, и самостоятельно выбирать ритм усвоения материала, его никто не торопит, у него нет жестких временных рамок.  Перед ним есть те уроки, которые ведут наши учителя. Это достаточно комфортно и удобно.

Для детей, которые не могут прийти на урок, например, из-за болезни, мы уже давно практикуем присутствие через скайп. Они договариваются с учителем, учитель включает скайп, и ребенок, находясь дома, присутствует на уроке, например, математике.

– Как информационные технологии помогают при контроле и оценке знаний?

И.М.: Наш ученик-семиклассник Артемий Лазаренко решил написать программу и предложить нам, чтобы учителя давали задания только в электронном виде, а программа сама проверяла, ставила отметки, чтобы учителя не сидели с ручной и тетрадкой. Безусловно, есть и в электронном виде задания, которые может проверить учитель, но не всегда. Я не считаю, что проверка заданий, как и их подача, должны проводиться в одной и той же форме. Для детей всегда  должен быть эффект новизны, неожиданности. Это всегда мобилизует внимание, вызывает интерес, усиленную мотивацию: понять, увидеть, услышать. Поэтому контроль самый разный.

– Сейчас все больше говорят о внедрении электронных учебников. Как оцениваете перспективность данного направления. Вытеснят ли такие учебники бумажные?

 Ю.В.: У нас была идея на один губернаторский класс купить электронные учебники, но пока ее отложили. В принципе, у каждого преподавателя есть наработанный  годами материал. Мы планировали купить комплект электронных учебников, чтобы туда учителя закачивали свои материалы, дети брали эти учебники домой и дома или здесь использовали их, не покупая новые учебники, а изучая все в электронном виде. Преподаватели не против, видя в этом рациональное зерно.

И.М.: Сейчас мы вынашиваем эту идею. Пока трудно сказать вытеснят ли электронные учебники бумажные, но не исключено, что какой-то бум будет, потому что надо честно сказать, что даже первоисточники произведений по литературе дети читают с компьютера. Трудно объяснить почему, но они получают больше удовольствия, чем когда листают книгу.

Может быть, кто-то для себя увидит в электронном учебнике более комфортные условия. В любом случае подача материала будет уже структурирована. Читая учебник, параграф нужно самому выделить главное и увидеть и понять, а в конспекте, электронного учебника будет облегченный вариант усвоения той или иной темы. Здесь еще один момент – учебники, которые дети носят в школу и из школы домой, имеют достаточно тяжелый вес. Особенно жаль смотреть на малышей. Можно, конечно, покупать два комплекта учебников, но с точки зрения материальной, имея планшет можно загонять на этот год пятый класс, а на следующий год можно туда загнать шестой класс. Вроде бы удобно. Но жизнь, наверное, расценит, когда будет перед ребятами выбор того или другого. Интересно будет посмотреть предпочтение детей.

– Интернет прочно вошел в нашу жизнь, но до сих пор не утихают споры о том, что он больше несет в себе вред или пользу. Как по вашему мнению?

И.М.: Это больше нравственный вопрос. Все зависит от того, зачем человек заходит в Сеть. На мой взгляд, это зависит от воспитания и внутренней культуры. Одному нужно получить просто какую-то нужную информацию, обогатить свои знания, подготовить реферат, написать интересное сочинение, сделать презентацию, а другой ребенок входит совершенно на другие сайты и обогащается тем, чем не нужно. Это уже культура, можно с таким же успехом смотреть ночные передачи по телевидению. К сожалению, можно и книги читать не совсем хорошие, хотя Интернет привносит в жизнь и то, и другое. Но если ребенок загружен, а я имею в виду наших гимназистов, им просто некогда заниматься бесполезным делом, и Интернет будет использован ими во благо.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 51)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)