Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Лилия Викторовна Зубкова,
учитель начальных классов МБОУ Пихтовская СОШ
Колыванского района Новосибирской области

Возможности использования сайтов в организации внеклассной работы

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс.

Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и  новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности  внеклассной деятельности школьников. Использование информационных технологий дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне.

Важнейшими направлениями работы классного руководителя являются: организация воспитательного процесса в классе; документальное обеспечение воспитательного процесса; разработка и проведение классных часов; разработка и проведение внеклассных мероприятий; работа с семьей и проведение родительских собраний.

Формы внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм в арсенале педагога существуют современные формы внеклассной работы: игры, праздники, викторины, КВН, турниры и др.

Одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Классный час – гибкая форма внеурочной организованной воспитательной деятельности классного руководителя с учащимися класса. Изменяется жизнь и классные часы, как одна из форм воспитательной деятельности, как живой организм, тоже развиваются. При проведении классных часов в начальной школе очень важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие не только познавательных интересов, но и личности ребенка. Таким образом, классные часы должны стать личностно-ориентированными. Ребенок учится анализировать собственное поведение, учится умению принять точку зрения другого человека, изменить собственную позицию. Классные часы требуют от классного руководителя тщательной подготовки, т.к. формируют ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если же при проведении классного часа используются проектор и интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. 

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в сохранении здоровья. Реализуя программу по формированию здорового образа жизни я провела классный час с использованием презентации «Курить – здоровью вредить». Подготовка к классному часу осуществлялась следующим образом:

1. Перед учащимися я поставила проблемный вопрос: Почему курение вредно?

2. Детям было предложено самостоятельно выбрать роль для себя («Медики», «Историк», «Социолог», «Химик», «Ботаник»). Этот выбор был по желанию.

3. Каждому ребёнку было необходимо собрать информацию по своей теме (по возможности с иллюстрациями).

4. Следующий этап работы – размещение собранной  информации на слайдах ( т.к. не у всех дома имеется компьютер, было решено сгруппироваться и оказать  друг другу посильную помощь).

5. Создание общей работы и её представление в виде открытого мероприятия, на котором присутствовали и ребята из других классов, и родители, и учителя.

Нужно отметить тот факт, что мои учащиеся участвовали не только в создании презентации, но и выполняли ещё дополнительные задания: подготовить сценку по теме «Не обижай своё здоровье», «Муха-цокотуха» (по возможности приготовить несложные костюмы). Нужно также отметить, что помощь со стороны родителей сводилась к минимуму.

Слайды презентации, выведенные на большой экран, помогли детям ответить на вопрос: Почему курение вредно? Что значит быть здоровым? Дети с большой радостью, энтузиазмом, активностью представили на суд зрителей свой проект.

Ещё один пример: накануне весенних праздников дети получили задание: как можно больше узнать о прекрасном времени года – весне. Кто-то захотел подготовить стихотворения о весне, кто-то загадки, кто-то  подготовить народные игры. В результате выполнения этого задания моими учащимися вновь была подготовлена интересная презентация. А слайды, выведенные на большой экран, служили прекрасным иллюстративным материалом. Использование ИКТ оживило мероприятие, сделало его ярким и запоминающимся.

Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной.

Считаю, что привлечение учащихся к подготовке классных часов с использованием ИКТ, помогает им овладеть навыками рационального использования компьютера. Т.е. вместо часового сидения в играх ребенок учится использовать различные программы, такие как PowerPoint, сможет проявить себя и  реализовать свои творческие способности. Выступая с презентациями, дети учатся говорить, ощущают удовлетворение от собственных успехов.

Очень нравится моим детям путешествовать по сайту «Президент России – гражданам школьного возраста». Информационный ресурс доступен по адресам www.uznai-prezidenta.ru или www.urok-v-kremle.ru. Сайт был организован по инициативе В. Путина в 2004 г. «Цель сайта – помочь молодым гражданам страны разобраться в государственном устройстве России, а не в пропаганде личности президента». Сайт состоит из пяти разделов – президент, государство, уроки демократии, Кремль и быстрая помощь, каждый из которых имеет еще несколько подразделов. По замыслу авторов, ресурс предназначен для школьников от 8 до 13 лет. На нем они могут узнать как о современном устройстве России и ее регионов, так и об истории российского государства.

Есть на сайте и такие вопросы: «Кто главнее, президент или мама?» (Ответ: «Мама»); «Должны ли мы с утра до вечера восхищаться своим президентом и всегда соглашаться с ним?» (Ответ: «Нет, не должны»). Кроме того, в рубрике, посвященной Кремлю, разработчики создали игровой сценарий, по которому можно самому разрабатывать стратегию и тактику для защиты Кремля от захватчиков.

В полной версии с флэш-мультиками путешествие по сайту все время оживляет кто-либо из трех детских персонажей. Это непоседа-спортсмен со средней успеваемостью Илюша Муромцев, умник-отличник Добрыня Никитин и Аленушка Попович, которая тоже хорошо учится и поможет детям лучше узнать президента.

Основную часть текстов, в том числе адаптированный вариант Конституции РФ, написал Григорий Остер, известный детский писатель, автор популярной книги «Вредные советы».

При создании детского сайта были использованы самые современные мультимедийные технологии, и ничего подобного в интернете не найти. В частности, на сайте используется трехмерная графика, он включает более 300 мультфильмов в формате Flash. Учитывая большой объем Flash-анимации, общий объем сайта невелик и составляет около 10 мегабайт. Любопытно, что при навигации отключены адресная строка и стандартные кнопки. Это сделано для того чтобы уберечь детей от «непредсказуемого путешествия по Интернету».

Данный сайт я использую при проведении классных часов «Государственные символы России», «Младшим школьникам о правах». В преддверии предстоящего праздника Дня Победы вы найдете полезный материал для проведения классного часа, на сайте можно найти материал и о других государственных праздниках.

Самая интересная форма использования ИКТ классным руководителем – это ведение фотоархивов, проведение творческих отчетов о посещении, как культурных учреждений, так и отчетов об обычных днях учебы. Собранные фото- и видеоматериалы я использую и для создания специальных «интерактивных» альбомов для выпускников. 

Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. ИКТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. ИКТ прекрасно вписывается в содержание внеклассного мероприятия. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела