Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(3) Марина Анатольевна Дроздова,
учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района г. Новосибирска

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учеников через занятия по краеведению

Дети – наше будущее. Говорят, доброе дерево приносит и плод добрый. От нас зависит, какими вырастут наши дети, как они будут строить своё будущее. Уроки по истории России, истории Сибири, а также различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, а главное способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Важное заключается и в формировании ученика, способного своими делами проявить любовь и уважение к своей Родине, к родному краю, городу, своему народу. Важно взрастить тех, кто способен к созидательной деятельности во благо общего. Кто не свернёт с пути истинного, кто в любых условиях останется верным сыном Отечества. Это конечно процесс времени, но различная историческая тематика, участие самих учеников в различных мероприятиях, связанных с историческими событиями, например: День народного единства, День Победы советского народа в ВОВ и др. учат их делами своими служить Отечеству, бескорыстно служить своему народу.

На уроках ребята изучают не только историю разных стран, но и большое внимание уделяется изучению истории Сибири, т.к. ученики проявляют интерес к событиям, связанным с историей своего края. Ребята должны знать историю своей малой Родины. Как учитель предметник поддерживаю и развиваю их интерес. Факты и персоналии позволяют детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом. Стараюсь в своей работе задействовать возможности социума. В школе есть музей, где проводятся занятия по истории родного края, что формирует общую культуру учащихся, их интерес к истории своего города, района, школы. Развивает историческое чувство причастности ко всему происходящему вокруг. Различные разделы экспозиции, например: «Юность, опалённая войной», «Средства для письма и счёта», «Мужская гвардейская» и др. помогают в изучении различных тем по истории.

Свой интерес к истории родного края подтверждают ученики, принимая участие в городской научно-практической конференции «Юниор – шаг в науку», секция – музеология (Сергиенко Слава, Гончарова Катя получили дипломы участников).

Приглашаются ветераны труда и Великой Отечественной войны. Ребята и сами посещают ветеранов ВОВ, что воспитывает у них уважение к людям старшего поколения. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. В общении с ветераном ВОВ – Баскаковым Евгением Николаевичем, ученики собирают материал о военных воспоминаниях ветерана.

Класс, в котором я классный руководитель, является музейным классом. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки учебных занятий по изучению родного края.

Была творческая встреча с писателем Романовым В., котрый является составителем книги «Район серебряных крыльев». Всё это помогает воспитывать духовно-нравственных людей, поколение знающие историю своего района, города.

В течение нескольких лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности «Мир на ладони», где мои ученики принимают активное участие в конкурсах, связанных с историей Сибири и Новосибирска, например, городская интеллектуальная игра «Сибиряки в годы ВОВ».

Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Они сами принимают участие в воспитании у младших школьников любви и уважения к своему родному краю и людям, живущим в нём. Например, в нашей школе проходят дни краеведения и ученики 9 класса (Редковец Дима, Усманов Сулейман, Кабанов Игорь) проводили занятие во 2 классе на тему «Мой Новосибирск», где рассказали об истории Новосибирска, познакомили с различными стихами о Новосибирске и в игровой форме вспомнили  главные достопримечательности города.

Ребята проводили социально-значимый проект для учеников среднего звена «Сибиряки в годы ВОВ», были подготовлены интересные презентации, рассказы о сибиряках.  Участвуют в выпуске тематических газет, например, «Памятные даты Великой Отечественной войны» и др.

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в городском конкурсе социально-значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!», где также участники получают дипломы.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 134)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела