Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Сайт образовательного учреждения: новые требования и перспективы»
Выпуск №39 Февраль 2012 | Статей в выпуске: 116


Людмила Александровна Фурманчук,
учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» Октябрьского района г. Новосибирска

Я решил!

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

 

Законодатели моды сообщили нам, что скоро будет не моден «гламур», а будет моден «интеллект». И поэтому наш внешний вид должен этому соответствовать. Скромная, удобная одежда, очки – и ты интеллектуал. К сожалению, такое наблюдается и в образовании. Вспомним настоящий бум развивающего обучения. Учителя заявляли, что они работают по технологии развивающего обучения, ругали традиционную школу, отрекались от её методов – а что в итоге? Результат у многих этих учителей был плачевным: ученики не приобрели элементарных знаний и учебных навыков. Сейчас у нас сплошные «инновации»: «инновационные уроки», «инновационные школы», потому что в учебные заведения пришли компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. Вот и получается, что костюмчик надел, очки приобрёл – и ты интеллектуал.

Замечательно, что школы оснащаются современным техническим оборудованием, и в связи с этим случаются казусы. Когда у меня появился цифровой фотоаппарат, родилась идея по-новому проводить анализ контрольной работы. Я так радовалась, считала, что моя идея на уровне «нано-технологий». Я фотографировала ошибки и недочёты, подключала фотоаппарат к компьютеру, выводила изображение на интерактивную доску, и там – такое поле деятельности: подчёркивай, исправляй, добавляй, анализируй.

Очень эмоционально и эффективно! Но вскоре на премию за 1-е место в городском смотре кабинетов была приобретена «документ-камера», и вся моя «нано-технология» потерпела крах. Документ-камера позволяет анализировать не только контрольные, но и домашние и любые другие текущие работы без всякой предварительной технической подготовки. Положил тетрадь куда надо – и всё содержимое страницы или нужные строчки выводятся на экран. К тому же документ-камера выполняет много других функций. Это такая вещь, которой был бы рад каждый учитель, но многие и не слышали про такую технику. Я считаю, что принципиально новая учебная техника в первую очередь должна появляться в школах, а потом уже в частных домах. Но я, наверное, неправильно рассуждаю, не по-государственному...

Скажу ещё об одной немаловажной для учителя проблеме. Я работаю в школе 40 лет, и технические средства обучения всегда являются моими надёжными помощниками. Для использования ещё первых кодоскопов я делала кодокарточки: резала стекло, покрывала раствором желатина (всё это сохло во всех местах квартиры) и затем тушью наносила нужную информацию. Потом появилась рентгеновская плёнка, с которой надо было смыть снимки, а затем писать. Сейчас хоть нет проблем с прозрачной плёнкой и перманентными маркерами любых цветов. Зачем я об этом говорю? Сейчас у меня в кабинете компьютер, мультимедийный проектор, кодоскоп, цветной лазерный принтер, интерактивная доска, телевизор, DVD и документ-камера, а проблема тридцатилетней давности осталась. Учителя, то друг у друга, то из Интернета («Математический конструктор), то с помощью учеников или их родителей достают электронные варианты учебных программ, с помощью которых готовят урок. (Кое-что можно купить, но это не может в большей степени удовлетворить учителя). А ведь это дело трудоёмкое и занимает очень много времени у учителя. И опять не понятно: почему вместе с глобальной компьютеризацией школ не решить такую маленькую проблему?

Новая техника – это необходимое условие для осуществления принципиально новых технологий, но далеко не достаточное.

Хочу обратить внимание только на некоторые, по-моему, очень важные моменты, которые формируют урок, в том числе и «инновационный». Учебный процесс – это специфическая человеческая деятельность, живой процесс. И никакая новейшая техника не сделает урок инновационным (высшая похвала на сегодняшний день), если у учителя не сложилось собственное мировоззрение, что составляет основу всех уроков. Для решения проблем, связанных с обучением людей, учителю надо иметь базовые знания независимо от преподаваемого предмета. И эти знания ведут к философским истокам, они формируют мировоззрение самого учителя. Разве можно, например, обойтись без понимания, что наша школьная наука изучает или отражает окружающий мир: природу, общество, сознание?

Я учитель математики. И я смотрю на математику как на педагогическую задачу. Математика многогранна и богата большими возможностями для развития личности, для формирования общечеловеческих ценностей. Она учит мыслить, развивает интуицию, умение прогнозировать, умение ставить цель и осуществлять её, воспитывает трудолюбие, взаимопомощь, законопослушание, развивает инициативу и творчество (всего невозможно перечислить).

Математика – это не только формулы и числа. Это и красота, и самовыражение, и эмоции. Это процесс развития умственных способностей.

Это и связь с миром, и умение отвлечься от мира, в котором живём. После решённой трудной задачи хочется и на мир взглянуть по-другому – сказать: «Я РЕШИЛ! КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 113)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела